Глобальная навигационная система navstar.
Эта система разработана в интересах министерства обороны США. Однако, в ней предусмотрена возможность ее использования гражданскими потребителями. Эта система имеет 6 орбит, на каждой вращаются по 3 НИСЗ с периодом в 12 часов. Кроме 18 основных спутников есть 3 резервных. Фазы спутников в соседних орбитальных плоскостях отличаются на 400. Работа всех НИСЗ с высокой точностью синхронизирована с системой единого времени.
Функциональная схема NAVSTAR
команда управления
телеметрические сигналы
навигационные сигналы для КИК
навигационные сигналы для аппаратуры пользователя (АП)
сигналы управления
ССС – станция слежения за спутником
СЗСИ – станция загрузки служебной информацией
КВЦ – координационно-вычислительный центр
КИК – командно-измерительный комплекс
КИС – командно-измерительная станция.
КИК предназначен для определения орбит НИСЗ, измерения расхождения шкал времени НИСЗ с системным временем, предсказания координат НИСЗ, вычисления ухода бортового времени, формирование массива со служебной информацией и загрузки его в память соответствующего спутника, телеметрического контроля работы систем спутников и диагностики их состояния, а также для управления работой бортовых систем НИСЗ.
В состав КИК входят КВЦ, КИС, несколько станций ССС и СЗСИ.
Определение ПМЛА в СНС осуществляется с помощью дальномерного, квазидальномерного и доплеровского методов.
Навигационная информация передается на АП обычно в виде навигационного сигнала и служебной информации (навигационное сообщение) на общей несущей частоте. Эти сигналы обеспечивают заданную точность измерения навигационных параметров и высокую вероятность декодирования служебной информации, минимальную мощность передатчика НИСЗ, возможность разделения сигналов различных спутников и устойчивость по отношению к помехам.
Служебная информация содержит данные о поправке шкалы времени данного НИСЗ и его координатах, альманах данных, телеметрическую информацию, поправки на распределение радиоволн и другие данные, необходимые для точного и надежного определен6ия навигационных параметров.
Процессы изменения и выделения служебной информацией являются основными в АП. Определение дальности производиться по измерению временной задержки принимаемого кода относительно аналогичного кода, формирующегося в АП. Определение скорости осуществляется по измерению доплеровского смещения частоты принимаемого сигнала относительно частоты опорного генератора. Погрешность определения дальности 5,6 метров при точном измерении и 30 метров при грубом. Скорость измеряется с погрешностью в 0,2 м/с, время 48нс.
С тех пор, как первый GPS спутник был запущен в феврале 1978 г., было запущено более, чем 50 спутников, начиная с GPS-I и далее 12 спутников GPS-IIR, 16 - GPS-II/IIA и 2 - GPS-IIR-M. Параметры GPS постепенно улучшались, что видно из Таблицы 1
Таблица 1.
Тип спутника | GPS-II | GPS-IIA | GPS-IIR | GPS-IIRM | GPS-IIF |
Масса, кг | 885 | 1500 | 2000 | 2000 | 2170 |
Срок жизни | 7.5 | 7.5 | 10 | 10 | 15 |
Бортовое время | Cs | Cs | Rb | Rb | Rb &Cs |
Межспутниковая связь | Нет | Да | Да | Да | Да |
Автономная работа, дней | 14 | 180 | 180 | 180 | Более 60 |
Антирадиационная защита | Нет | Нет | Да | Да | Да |
Антенна | - | - | Улучшенная | Улучшенная | Улучшенная |
Возможность настройки на орбите | Слабая | Слабая | Средняя | Сильная | Повышенная |
Навигационный сигнал | L1:C/A+P L2:P | L1:C/A+P L2:P | L1:C/A+P L2:P | L1:C/A+P+M L2:C/A+P+M | L1:C/A+P+M L2:C/A+P+M L5:C |
Мощность бортового передатчика | Слабая | Слабая | Средняя | Сильная | Повышенная |
В настоящее время сформулированы требования к GPS-III – навигационной системе третьего поколения. Два крупнейших мировых производителей спутников Locheed Martin и Boeing должны предложить свои варианты построения GPS-III.
Первый спутник GPS-III будет запущен в 2012/2013, а новая спутниковая группировка заработает в новом составе к 2017/2018. Согласно текущему прогрессу, первый запуск спутника GPS-III вероятно будет отложен на 2015.
По сравнению с существующей, система GPS-III будет иметь следующие особенности.
ожидаемый срок жизни спутника - 12-18 лет;
стоимость каждого спутника - 100-120 миллион долларов;
запуск двух спутников будет организован одной ракетой;
способность борьбы с возможными помехами будет существенно усилена и интенсивность сигнал возрастет на 20 дБ;
точность местоопределения составит 1 м без организации дополнительных мер, а такой недостаток GPS системы, как уязвимость от внешнего воздействия будет устранен.
Будут добавлены дополнительные услуги связи, приема и передачи сигналов бедствия и поиска объектов.
В настоящее время исследуются достоинства и недостатки двух вариантов построения орбитальной группировки: 6 плоскостей по 4 спутника на каждой и 3 орбитальные плоскости по 7 спутников. Ожидается, что GPS-III прослужит до 2030 г.
Рис. 1. Схема размещения наземных GPS-приемников.
- «Спутниковые навигационные системы»
- Содержание
- Введение
- История спутниковых навигационных систем Низкоорбитные спутниковые навигационные системы (снс)
- Среднеорбитные спутниковые навигационные системы снс gps.
- Спутниковые навигационные системы.
- Глобальная навигационная система navstar.
- Российская спутниковая навигационная система глонасс.
- Хронология запуска и приостановки спутников глонасс
- Европейская система Галилео
- Еще о глонасс и gps.
- Отношение руководства России к системе глонасс
- Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы глонасс в интересах социально-экономического развития Российской Федерации"
- Заключение
- Библиографический список