logo
81-90

Форматы svhs и Hi8

Возникновение этих форматов связано с неудовлетворением пользователей качеством изображения, получаемого с помощью камер VHC и Video8.

В 1989 году был представлен аналоговый формат Hi8, использующим аналогичные кассеты Video8, который впоследствии за счет усовершенствований магнитного слоя позволил достичь более высокого качества записи. Горизонтальная чёткость изображения — около 420 твл. Формат Hi8 активно использовался и был популярен вплоть до конца 90-х.

Значительное увеличение качества получаемой картинки привело к увеличению стоимости как камер, так и кассет. Однако это того стоило. Улучшение качества хорошо заметно визуально, хотя доступно при проигрывании записей только на самой камере. Покупка же специального видеомагнитофона SVHS или Hi8, в свое время, обходилось в приличную сумму.

Необходимо также отметить, что на этих камерах обычно записывается стереозвук, хотя выпускаются и варианты со звуком моно.

Видеокассеты SVHS-С и Hi8 выглядят абсолютно также, как и их младшие собратья и отличаются только типом используемой ленты.

Подобно Video8 XR существует формат Hi8 XR.

83 Цифровые форматы видеозаписи

Подробнее

Стремясь к совершенству при разработке цифровых форматов, конструкторы учитывали не только тенденции развития аналоговой видеотехники, но и новые, очень важные требования, связанные с кардинальным изменением технологии съемочного процесса, и появление нелинейных систем видеомонтажа.

Благодаря новым технологиям были созданы высококачественные видеоматрицы ПЗС гораздо меньших размеров: 1/2", 1/3" и даже 1/4", что повлекло за собой изменение общего стандарта на размер видеокамеры ТЖК в сторону уменьшения и появление нового класса миниатюрных репортажных видеокамер. Оборудование новых форматов может быть гораздо компактнее и легче своих аналоговых предшественников. Итак, требования к технике - компактность и малая энергоемкость.

Обработка видеоизображения в видеокамере теперь происходит цифровым способом (DSP - Digital Signal Processing). Это позволяет управлять видеоматрицей при помощи цифровых команд и настроек, что дает оператору богатейшую палитру выразительных средств. Еще одно ребование к технике - взаимодействие с процессором DSP.

И, конечно, новые видеоформаты должны упростить взаимодействие с нелинейными системами видеомонтажа.

DV

Формат DV был разработан совместными усилиями крупнейших производителей видеооборудования: Sony, Panasonic, Philips и др. При разработке формата ставились следующие задачи:

- он должен быть недорогим, компактным и приемлемым для использования в бытовых целях; - он должен быть базой для профессиональных форматов и обязательно должен совмещаться с ними.

Формат DV не стоит недооценивать только потому, что его назвали "бытовым": его характеристики абсолютно профессиональны. Судите сами:

- компонентная запись видеосигнала на ленту (Y, R-Y, B-Y);  - временной код;  - два или четыре звуковых канала качества CD; - идеальные характеристики синхроимпульсов и вспышек PAL при воспроизведении; - идеальный стоп-кадр; - замедленное воспроизведение без подрывов; - запись в служебной области даты и времени записи;  - цветовая четкость ниже яркостной в четыре раза (метод 4:2:0); - малозаметное на глаз проявление выпадений на ленте - полностью отсутствуют свойственные аналоговым форматам выпадения выстреливающего характера, а серьезные повреждения ленты выражаются в виде стоп-кадров или "квадратиков" (артефактов); - количество перезаписей без существенной потери качества на порядок выше - исчисляется десятками.

Сначала производились только бытовые видеокамеры. Позже для профессиональной тележурналистики Sony, Panasonic и Canon разработали несколько очень удачных видеокамер формата DV так называемой серии VJCam. Их особенности: очень добротная камерная часть, на порядок выше качество кодеров аналогового выхода, высоконадежный, по сравнению с бытовым, лентопротяжный механизм. Обязательным параметром стала также приспособленность видеокамеры для работы в режиме монтажного плеера.

А компания JVC выпустила накамерный видеомагнитофон формата DV, который можно состыковать с профессиональными камерными головками JVC, Sony и Panasonic. Операторы по достоинству оценили так называемый Professional DV, и сейчас десятки тысяч телецентров в самых разных странах мира, включая и нашу страну, используют камеры DV в экспресс-новостях, съемках путешествий, подводных съемках и т.п.

Монтажные видеомагнитофоны формата DV стали появляться в нашей стране с 1998 г. Наличие в этих магнитофонах аналоговых (композитных и Y/C) и цифровых входов/выходов позволяет легко интегрировать эту технику в имеющееся оборудование, а встроенные монтажные контроллеры позволяют вести двухпостовый видеомонтаж режимами сборки и вставок.

Для цифровых форматов был разработан новый цифровой интерфейс Digital DV, известный также под названиями FireWire, i.Link и IEEE 1394. Он позволяет цифровым потоком передавать видео, звук, временной код, команды управления - и все по одному кабелю. Интересно то, что монтажные видеомагнитофоны (например, Panasonic AG-DV2700) могут управлять по данному соединению абсолютно любыми камерами и магнитофонами, имеющими интерфейс Digital DV, обеспечивая при этом точность монтажа ± 1 кадр. К сожалению, кажущееся решением всех проблем, цифровое соединение Digital DV - далеко не идеально. Например, при монтаже невозможен режим "вставка видео и звука одновременно", а при работе с четырехканальным звуком - "вставка двух звуковых каналов без стирания оставшихся двух (Audio Dubbing)". Чтобы выполнить эти операции нужно использовать аналоговые соединения между плеером и видеомагнитофоном. Поэтому соединение Digital DV нельзя использовать так же гибко, как аналоговые. Нельзя делать длинные шнуры, а при прямой записи с видеокамеры на видеомагнитофон посредством Digital DV может изредка пропадать звук - результат несинхронности звукового потока в формате Digital DV. (В форматах DVCAM и DVCPRO эти проблемы решены благодаря доработке принципа передачи данных по Digital DV, тем не менее, для системных коммутаций используются все-таки профессиональные SDI, QSDI).

DVCAM (Sony)

При разработке профессионального формата DVCAM специалисты компании Sony поставили перед собой и реализовали следующие задачи:

- он должен быть профессиональным, то есть эксплуатационные параметры должны соответствовать стандартам: интерфейс RS-422, высокая маневренность при поиске, надежность хранения данных;  - метод записи на ленту должен быть такой же, как в DV; формат должен максимально интегрироваться с базовым форматом DV;  - максимальная интеграция с нелинейными системами видеомонтажа и использование чипов памяти на видеокассетах; - иметь цифровой интерфейс передачи видео и звука, совместимый с Digital DV, но более совершенный, и, кроме того, профессиональные интерфейсы SDI и скоростной QSDI для совместимости с цифровой техникой и нелинейными системами видеомонтажа; - быть дешевле, чем другие подобные.

В результате работы по этим направлениям появился формат DVCAM в том виде, в каком он сейчас работает на телецентрах нашей страны. Скорость движения видеоленты в нем в полтора раза выше, чем в DV, благодаря этому повысилась надежность воспроизведения и хранения данных. Механизм гораздо маневренней, точность видеомонтажа - 0 кадров. Обеспечивается двусторонняя совместимость DVCAM и DV: Кассеты DV воспроизводятся на DVCAM и, наоборот, кассеты DVCAM полноценно воспроизводятся на видеомагнитофонах DV фирм Sony и Panasonic. Видеооборудование может иметь цифровые соединения Digital DV (синхронный) и SDI.

Концепция DVCAM содержит абсолютно новые понятия и возможности, они произвели буквально переворот в этой области. Формат DVCAM предназначен для молодых, развивающихся структур, где работают ищущие специалисты, владеющие компьютерными технологиями и готовые изучать новейшие технологии видеопроизводства.

DVCPRO (Panasonic, Philips и др.)

Формат DVCPRO был разработан более тщательно, чем DVCAM, а серийное производство оборудования DVCPRO началось на год раньше. Основной задачей, поставленной перед конструкторами DVCPRO, было создание действительно профессионального, с соблюдением существующих стандартов, видеоформата, использующего метод записи на ленту DV. Повторюсь, что качество изображения во всех DV-базированных форматах одинаковое, а индивидуальные особенности проявляются в функциональности, экономичности, надежности и т.п. Хотя метод воспроизведения DV обеспечивает уверенную синхронизацию движения видеоленты только по видеодорожкам, в формате DVCPRO была добавлена продольная дорожка управления (CTL), такая же, как и в любом аналоговом формате. Благодаря этому стала возможна перемотка ленты с большими скоростями без сбоев счетчика ленты и временного кода. Была добавлена и продольная аналоговая дорожка звука, предназначенная для воспроизведения звука при скоростях движения ленты, отличных от нормальной, в том числе при перемотке и поиске. Это значит, что расстановка меток по звуку на DVCPRO происходит точно так же, как и на классических аналоговых моделях Betacam и S-VHS. Видеолента формата DVCPRO производится металлопорошковым методом, который обеспечивает меньшую отдачу, чем ленты с напылением, но большую стойкость к осыпанию. Кстати, металлопорошковые видеоленты используются в цифровых видеоформатах Digital Betacam, D-3, D-5. А поскольку скорость движения видеоленты DVCPRO в 1,8 раз больше, чем в DV, общая отдача достигает необходимого значения. Основная задача разработчиков DVCPRO сводилась к тому, чтобы одним форматом охватить максимальный объем видеопроизводства - от корпоративных видеоматериалов и видеоновостей до художественных работ. Кроме того, если имеется необходимость в производстве продукции вещательного класса, телекомпании могут безболезненно добавлять устройства формата DVCPRO-50, совместимые с DVCPRO. Оборудование DVCPRO наиболее эффективно в комплексной структуре, интегрирующей в себя серверный метод подготовки видеопрограмм, вещания и архивирования.

Оборудование DVCPRO рассчитано на подготовленных работников телевидения, имеющих большой опыт работы и предпочитающих классические, проверенные методы видеопроизводства.

Digital S (JVC)

Этот видеоформат базируется на видеокассетах, размером и конструкцией идентичных S-VHS. Скорость движения ленты довольно высокая - 57,7 мм/с, что позволило разработчикам реализовать надежную запись цифрового потока интенсивностью 50 Мбит/с. Видеоизображение при этом имеет цветовую четкость в два раза ниже яркостной - 4:2:2. Удивительно, однако, что при таких данных Digital S имел только два звуковых канала и только год назад появились видеомагнитофон и плеер с четырьмя каналами звука. Один из видеомагнитофонов формата позволяет реализовать уникальную функцию предварительного воспроизведения, что дает возможность эмулировать традиционную трехпостовую монтажную аппаратную, используя всего два видеомагнитофона Digital S, видеомикшер и двухпостовый монтажный контроллер.

Формат Digital S предназначен прежде всего для художественного видеопроизводства. Высокая устойчивость к выпадениям и высокая цветовая четкость - основные его достоинства. Формат безусловно лидирует, если возникает необходимость в съемке в сложных условиях освещенности, где каждая деталь существенна, и особенно - при последующей обработке отснятых изображений на мощных станциях многослойного видеомонтажа.

Существует широко распространенное мнение, что оборудование формата Digital S полностью совместимо с форматом S-VHS, то есть видеомагнитофоны могут записывать и воспроизводить как видеокассеты Digital S, так и S-VHS. Но это ошибочное мнение, так как совместимость форматов ограничена: имеется лишь один монтажный плеер BR-D51, который может воспроизводить видеокассеты предыдущих форматов JVC - Professional S и S-VHS.

В цифровых видео форматах записи изображения на магнитный носитель аналоговые сигналы преобразуются в АЦП (аналого-цифровой преобразователь) и становятся цифровыми данными. Эти данные можно сжимать для экономии места на носителе. Алгоритмы по которым происходят процессы записи, хранения и кодировки сигнала называются цифровые форматы видеозаписи. В этой статье мы рассмотрим существующие цифровые видео форматы.