logo
Книжка Електронка ОТЗ

Общие положения

Самым важным условием договора перевозки, который заключается между транспортными структурами и грузоотправителями, является обеспечение сохранности перевозимых грузов. Борьба с потерями грузов во время перевозки имеет, кроме юридического, первостепенное экономическое значение.

Ответственность транспортников за сохранность перевозимых грузов возникает с момента приема их на перевозку' и прекращается в момент выдачи получателю. К потери грузов во время перевозки можно отнести хищения, недостачи массы или мест, потерю, порчи или повреждения груза. Согласно Уставам, которыми руководствуются транспортные ведомства, они обязаны возместить грузовладельцу причиненные убытки.

Однако материальная ответственность может быть положена транспорт лишь в том случае, если несохранение произошло его вине, а доказать это по многим причинам что °ТПРавителю удается не всегда. Поэтому, предприниматель, Мож-Я- себя с государственными транспортными структурами, пРедп °Казаться в невыгодной для себя ситуации. Кроме того, пре' РИНИМателю необходимо учитывать, что уровень н°сти на транспорте угрожающе растет. В прошлом году

только краж грузов содеяно на транспорте более 55 тысяч. Их рост составил 77,3 %. Объектами преступного посягательства становятся продовольственные и промышленные товары, импортные и экспортные товары, личные вещи граждан.

Преступления приобретают все более организованного, массового характера, и, к сожалению, к ним все чаще причастны лица, которые хорошо знают специфику транспортной технологии. Число хищений, которые совершаются работниками транспорта, увеличивается.

Почти три четверти преступлений данной категории остаются нераскрытыми. Организовать надежную охрану грузов на транспорте государственным структурам не удалось. Военизированная охрана Министерства путей сообщения из-за недостатка специалистов в состоянии сопровождать только одн) треть особо ценных грузов. Естественно, искать преступников при существующей на транспорте бесхозяйственности правоохранительным органам достаточно сложно.

Короткий анализ состояния дел на транспортных магистралях страны и криминогенного состояния вокруг этого в современный период показывает, что перед предпринимательскими (коммерческими) структурами, которые рождаются у нас в стране, остро встает вопрос о защите произведенного продукта во время транспортировки. Процесс хранения коммерческих грузов во время транспортировки будет еще сталкиваться с трудностями организационного характера, чем транспортировка государственных грузов народного потребления.

Далее предлагается наиболее типичный вариант организации охраны коммерческих грузов, что транспортируются железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. Даются рекомендации из наиболее важных ключевых вопросов организации и практического выполнения заданий охраны, выкладываются отдельные положения из их выполнения.

Материал носит в основном прикладной характер И рассчитан на предпринимателей выполняющих посреднические услуги по охране грузов в период транспортировки, лиИ> осуществляющих охрану грузов самостоятельно, а также для проведения специальных занятий с лицами, что принимают

Л

астие в охране перевезенных грузов. Он не исчерпывает все

' ■ по обеспечению надежной охраны грузов, носит

вопрос г-

омендательный характер, поэтому его положение необходимо

использовать творчески, с учетом конкретной обстановки.

В числе других видов предпринимательской деятельности частных коммерческих структур и отдельных личностей могут быть услуги, связанные с охраной грузов в период транспортировки, что осуществляются на договорной основе. В связи с этим на предпринимателей, что занимаются этим видом деятельности, должны налагаться задания охраны грузов от места приема и на пути прохождения.

На усмотрение предпринимателя его грузы могут перевозиться по нашей стране эшелонами, отдельными вагонами в составе эшелона, в специальных вагонах, крытых вагонах (полувагонах, на платформах) в составе грузовых поездов, в почтовых вагонах пассажирских поездов, самолетами (вертолетами), автомобилями, в отдельных купе пассажирских вагонов, а также смешанным способом.

Охрана грузов является выполнением договорных требований предпринимателей и требует от охранников точного соблюдения всех положений контракта, надежности и инициативы. Виновные в нарушении требований контракта должны нести материальную и криминальную ответственность.

С целью выполнения требований договора состава охраны необходимо:

' с целью предотвращения травматизму и других несчастных случаев, а также отставание от транспортного средства, следует выполнять правила инструкции из сигнализации на железных Дорогах.

Охранник или группа охранников приступают к выполнению своих обязанностей после распоряжения руководителя фирмы или лица, которое его замещает, согласно с заключенным договором.

Маршруты для транспортировки грузов, которые охраняются, целесообразно разделять по расстоянию на:

а) местные (в границах города, населенного пункта);

б) далекие (при перевозках за пределы города, населенного пункта, региона).

Численность охранников зависит от материальных возможностей предпринимателя, что заказывает или организует охрану грузов .

Ориентировочно это могут быть следующие показатели:

а) при охране от 1 до 7 вагонов - 3 мужчины;

б) при охране от 8 до 14 вагонов - 6 человек;

в) при охране свыше 14 вагонов - до 15 человек.

Для охраны груза, который перевозится в самолете или купе пассажирского вагона, будет достаточно 2-3-х охранников. Для охраны груза, который перевозится в автомобиле, не более суток целесообразно выделять 2-3-х охранников, а во время перевозки более суток желательно иметь до 4-х охранников.

Численность группы при охране груза, что перевозится колонной автомобилей, необходимо определять из расчета один охранник на каждый автомобиль и 2-3 резервных, которые следуют на автомобиле без груза.

Чтобы иметь возможность контролировать прохождение груза на автомобильном транспорте, предпринимателю рекомендуется разрабатывать схему маршрута с указанием графика движения вместе с охраной.

В зависимости от ценности (важности) груза, характеру и длительности несения охраны численность охранников может быть увеличена на усмотрение как самого предпринимателя, заказчика охраны, так и предпринимателя, который выделяет охрану. Охрану грузов желательно организовывать таким образом, чтобы она меньше всего привлекала внимание окружающих.

Многолетний практический опыт показывает, что предприниматель, который организовывает охрану груза, должен

читывать требования, заложенные в условия договора по охране * тя характер и сроки выполнения сохранения груза, предусмотреть нагрузку на каждого охранника, овершенствовать организацию охраны и ее материально­техническое обеспечение, контролировать специальную и Физическую подготовку персонала. Стоит анализировать и Считывать особенности конкретных маршрутов, характера возможных действий лиц из криминогенной среды, вероятность изменения организации охраны по ходу маршрута и т.п. Целесообразно организовать дочерние предпринимательские структуры за маршрутом движения грузов и конечных пунктов, наладить порядок поддержки с ними связи и использования их возможностей в интересах выполнения договорных условий. Имеют значение даже время года и метеорологические условия на маршруте.

Как показала практика, основными источниками получения информации о положении на маршрутах могут быть собственные банки информации. Содержание информационных банков рекомендуется регулярно пополнять сведениями по конкретным маршрутам, а также информацией, которая поступает от предпринимателей-заказчиков и грузополучателей.

Знание особенностей маршругов, по которым транспортируются грузы, может существенно помочь предпринимателю более квалифицировано осуществлять подбор и подготовку охранников, проверять качество охраны на пути прохождения и поддерживать связь с дочерними предприятиями, а в случае необходимости - с правоохранительными органами.

Дополнительные источники информации, которыми может воспользоваться предприниматель, - карты-схемы железных и автомобильных дорог, а также периодическая пресса.

    1. Рекомендации по подбору охранников для обеспечения сохранности грузов

Один из основных вопросов организации сохранности грузов подбор охранников. Подбор старших охранников группы мо • 1Ы ГРУ30В желательно осуществлять с учетом их деловых и необ ЬНЬ1Х качеств, способности самостоятельно выполнять

Подбор кандидатов в охранники осуществляется аналогично, учитывая отличия в функциональных обязанностях.

Чтобы свести к минимуму возможные ошибки, целесообразно останавливать для кандидатов испытательный срок работы на местных маршрутах или при охране менее ценных грузов.

Всем кандидатам, отобранным в группы охраны грузов, в обязательном порядке необходимо пройти обследование врача- психиатра. Это обусловлено спецификой выполняемой работы. Рекомендуется также учитывать их физическую подготовку.

Организация работы со старшими охранниками (охранниками) по охране грузов

Работа с охранниками является одной из основных гарантий надежности охраны грузов. Поэтому рекомендуется организовать обучение старших охранников и охранников. Освоив теоретический курс, они должны сдать экзамен на отдельных маршрутах под руководством опытного охранника. При этом не следует забывать и о материальных стимулах к повышению квалификации.

В ходе занятий основное внимание стоит уделить психологической подготовке охранников, развитию и совершенствованию необходимых практических навыков, умению действовать в сложных, критических условиях.

Деятельность по обеспечению профессиональной готовности

групп охраны

Профессиональная готовность - состояние, которое определяет степень подготовленности охранника или группы охранников к выполнению положенной на них работы. Она предусматривает необходимую профессиональную и специальную физическую подготовку и слаженность действий членов группы в сложных обстоятельствах.

Ввиду того, что охрана грузов выполняется, как правило, с длительными часовыми и пространственными нагрузками, постоянная поддержка профессиональной готовности охранников имеет особое значение.

Основной показатель подготовки охранника (группы) - товность каждого отдельно и группы в целом, действовать Г° ,гтг> смело и решительно в сложных условиях. Как показала

  1. высокими моральными качествами охранника;

  2. наличием у него материальной заинтересованности;

  3. умением действовать правильно при неожиданных

осложнениях;

  1. организацией и осуществлением систематического и внезапного контроля за охраной в период прохождения по маршрутам перевозок грузов;

  2. полной укомплектованностью группы.

Самый важный способ обеспечения профессиональной готовности - занятия по специальной физической подготовке и практические занятия.

В процессе обучения руководителю рекомендуется предоставлять охранникам твердые знания и умения выполнять свои обязанности. При этом необходимо обращать внимание на приобретение практических навыков по следующим вопросам:

  1. непрерывность наблюдения за транспортом, который охраняется, и подступами к нему;

  2. сбор группы при возникшей необходимости;

  3. поддержка связи охранников со старшим охранником; действия старшего охранника по сигналам, которые подаются охранником;

  4. порядок выхода охранников из вагонов на пространство между колеями;

  5. отражение нападения на охранника, охраняемый груз и на помещение, в котором расположенная группа охранников;

  6. действия охранников при пожаре, аварии;

  7. меры безопасности.

Практическую отработку учебных вопросов необходимо проводить в условиях, близких к реальной обстановке.

Относительно места приема (сдачи) груза старшему охраннику необходимо знать:

гРУза ' МеСТ0 и вРемя прибытия охраны для получения (сдачи)

2)

(заказ ПоРядок поддержки связи с грузоотправителями

чиками), номера их телефонов;

  1. особенности приема (сдачи) грузов у представителей заказчика;

  2. условия расположения охранников в ожидании приема под охрану (после сдачи) грузов;

  3. порядок отправления охраны в свои фирмы (доставка охранников на железнодорожную станцию, в аэропорт), возможности поддержки связи с руководством службы охраны, порядок приобретения билетов для проезда охранняков, расписание движения поездов (самолетов) и т.д.

За время одноразовой охраны получить необходимые данные об особенностях маршрута невозможно, поэтому их стоит накапливать в течение длительного времени с использованием всех источников информации об особенностях маршрута, а затем анализировать с целью последующего улучшения организации этой работы.