16. Автомобильная аудио-видеотехника (магнитолы, приемники, усилители мощности, кроссоверы и ресиверы): автомобильная акустика, конструкция.
Сегодня для оснащения автомобилей на прилавках специализированных магазинов имеется богатый выбор аудио-видеотехники многочисленных зарубежных фирм-производителей в широком ценовом диапазоне.
В табл. приведена характеристика нескольких автомагнитол, представленных на нашем рынке.
Тюнер автомагнитолы — один из основных источников звуковых передач.
Параметры лучших моделей автомобильных тюнеров:
♦ АЧХ — 20—17 000 Гц ± I дБ:
♦ чувствительность — 0,2 мкВ, моно, сигнал/шум 50 дБ;
♦ селективность — 80 дБ;
♦ нелинейные искажения — 0,05%, моно;
♦ разделение каналов — 60 дБ, 1 кГц;
♦ отношение сигнал/шум — 70 дБ, моно. Неотъемлемой частью высокочастотного тракта тюнера
является приемная антенна, конструктивное исполнение и
способ подключения которой к тюнеру в значительной мерс влияет на качество звучания.
В автомобиле используются антенны пассивные и активные. В большинстве случаев применяются пассивные антенны, представляющие собой телескопический штырь — несимметричный вертикальный вибратор, закрепленный в корпусе разъемом или специальными выводами для подключения соединительного кабеля к входу приемника.
Активные антенны размещаются Как снаружи, так и внутри салона: под зеркалом водителя, на полке под задним стеклом, приклеиваются к лобовому стеклу. Внутриса-лонные активные антенны в большинстве своем редко обеспечивают устойчивый прием в условиях современного города, хотя с ними магнитола обычно "ловит" больше радиостанций.
Автомобильный усилитель служит для усиления сигналов низкого уровня от тюнера, кассетной деки или проигрывателя компакт-дисков.
Существенное отличие автомобильного усилителя от обычного — импульсный преобразователь постоянного тока для питания от бортовой сети напряжения 12—14 В. Большинство современных магнитол снабжаются усилителями с максимальной мощностью от 20 до 40 Вт на канал, всего каналов — четыре.
Акустическая система (АС), или громкоговоритель, служит для преобразования выходной электрической мощности усилителя в звуковой сигнал.
Рынок предлагает очень большое количество автомобильных громкоговорителей. По конструктивному исполнению акустические системы могут быть компонентными или коаксиальными.
Компонентная система может быть двухполосной, состоящей из раздельных НЧ/СЧ и ВЧ-громкоговорителей, трехполосной, содержащей 3 громкоговорителя для воспроизведения низких, средних и высоких частот.
Широкое применение в автомобилях нашли коаксиальные системы, состоящие из нескольких (2—4) смонтированных на общем каркасе головок. Это наиболее массовый и недорогой класс громкоговорителей.
На сегодняшний день в автомобилях применяются два типа акустических систем:
-
Коаксиальные головки;
-
Компонентная акустика.
Коаксиальные головки. Это решение «все в одном», основу конструкции составляет большой НЧ-СЧ динамик (отвечающий за воспроизведение наибольшего частотного диапазона), над диффузором которого с помощью кронштейна или стойки, которая является продолжением керна магнита, установлена ВЧ-головка («пищалка»). Такое исполнение позволяет экономить место, значительно упрощает монтаж акустики (так как нужно установить всего лишь два динамика), однако оно не всегда позволяет добиться высокого качества звука.
Компонентная акустика. Это профессиональное решение, а потому более сложное и дорогое. В этом случае используется несколько динамиков, обычно — комплект НЧ-СЧ динамиков и отдельных от них «пищалок». Также в комплекте компонентной акустики часто предусмотрены пассивные (реже — активные) фильтры, или кроссоверы — устройства, производящие разделение звукового сигнала на НЧ-СЧ и ВЧ составляющие, которые воспроизводятся отдельными головками. Компонентная акустика позволяет добиться максимально качественного звука, однако она имеет высокую стоимость, да и монтаж такой аудиосистемы значительно сложнее, чем установка коаксиальных головок.
Классификация акустических систем
Все динамическое головки также можно классифицировать по различным признакам.
По размерам
Сегодня наибольшее распространение получили динамики трех основных типоразмеров (калибров):
-
4 дюйма (10 см);
-
5,25 дюймов (13 см);
-
6,5–7 дюймов (16,5–17 см).
Некоторое распространение имеют динамики других калибров, в частности, головки диаметром 8 дюймов и более используются в сабвуферах, а все ВЧ-головки в компонентной акустике имеют калибр 1–2 дюйма.
По форме
Существует динамики двух основных форм:
-
Круглые;
-
Эллиптические.
Круглые головки традиционно используются в компонентной акустике, а эллиптическое исполнение чаще всего (но не всегда) имеет коаксиальная акустика. Эллиптические динамики отлично подходят для монтажа в полки багажников, используя их площадь с максимальной эффективностью.
По материалу диффузора
Диффузоры автомобильных головок (и не только автомобильных) изготавливаются из шести основных типов материалов:
-
Бумага или прессованный картон — классический вариант, который все еще остается актуальным ввиду непревзойденной способности бумаги воспроизводить звук максимального качества и достоверности. Сейчас бумажные диффузоры имеют разнообразную пропитку, которая улучшает их качества и сопротивление негативным воздействиям окружающей среды (в первую очередь — влажности);
-
Стеклоткань — современный вариант, относительно недорогой и обеспечивающий приемлемые характеристики звука, несомненный плюс — отличный внешний вид;
-
Кевлар — материал того же уровня, что и стеклоткань, однако имеет гораздо более высокую прочность и стоимость;
-
Полипропилен — недорогое, простое и качественное решение, диффузор из этого пластика легкий и прочный. Кроме того, он обладает отличными декоративными качествами. Полипропилен сегодня получил очень широкое распространение, особенно в недорогих головках;
-
Шелк — применяется исключительно в купольных ВЧ-динамиках («пищалках»), для достижения необходимой жесткости шелк пропитывается разнообразными составами;
-
Алюминий — этот материал, по сравнению с другими, используется довольно редко и имеет цену выше среднего. Металлический диффузор позволяет добиться максимального качества воспроизведения, так как он вносит минимум искажений, однако обладает рядом недостатков, которые при безграмотном подходе к постройке автомобильной АС могут оказать самое негативное влияние на качество звука.
- 13. Радиоприемная аппаратура: ассортимент, дополнительные функции, контроль качества.
- 16. Автомобильная аудио-видеотехника (магнитолы, приемники, усилители мощности, кроссоверы и ресиверы): автомобильная акустика, конструкция.
- 17. Электромузыкальные инструменты: основы музыкальной грамоты, классификация, потребительские свойства.
- 18. Бытовая видеотехника: классификация, ассортимент, факторы конкурентоспособности, тенденции производства и потребления.
- 19. Телевизоры: основы передачи телевизионного сигнала.
- 20. Телевизоры: классификация, устройство, принципы работы, функциональные, эргономические свойства, безопасность.
- Устройство телевизора
- 21. Цифровые проигрывали и рекордеры: конструкции, принцип работы, показатели, дополнительные функции.