2.2. Самолетные дальномеры
Самолетные дальномеры являются частью дальномерных радионавигационных систем, которые обычно устанавливают в дополнение к угломерным РМ в тех местах, где из-за высокой интенсивности воздушного движения, близости маршрутов и по другим причинам, требуется более высокая точность, достигаемая с помощью РМ VOR.
Как правило, ретрансляторы дальности этих систем обычно совмещаются с точкой размещения ВРМ VOR. Система типа VOR/DME рекомендована ICAO в качестве системы ближней навигации гражданских ВС. Для работы с РМ DME на борту ВС ГА используются следующие виды радиодальномеров: СД-67, СДК-67, СД-75, DME-85. Эксплутационно-технические характеристики этих дальномеров близки. Согласно стандартам ИКАО для них выделяются следующие диапазоны частот: для запроса 1025….1150МГц, для ответа 962….1213МГц. В указанном диапазоне формируется 252 независимых каналов. В указанной аппаратуре используется временной (импульсный) метод измерения дальности с запросом с ВС.
Структурная схема самолетного дальномера.
С Х КУ
ПРД Вх. ПРМ
Вых. ПРМ
ДУ ДУ
Рис.17. Структурная схема самолетного дальномера
работу, представлены на рис.17.
Устройство, называемое хронизатором (Х) определяет последовательность функционирования всех элементов аппаратуры. Оно формирует последовательность тактовых импульсов с периодом Ти, который выбирается из условия однозначного определения дальности. Импульсы Х поступают на кодирующее устройство КУ и запускают схему измерения дальности в измерительном устройстве (ИУ). Кодирующее устройство преобразует одиночные импульсы с выхода Х в двухимпульсные коды запроса с кодовым интервалом Тк.з. Этими импульсами запускается передатчик запросчика (ПРД).
Высокочастотный сигнал, через приемо-передающую антенну (А) излучается в пространство на частоте запроса f. После приема этого сигнала наземным радиомаяком он обрабатывается последним и излучается на частоте f отв. в сторону ВС. Ответный сигнал также кодируется в РМ и имеет свой ответный код Т к.о. Принятый антенной (А) ответный сигнал поступает на вход приемника дальномера, усиливается, детектируется. На выходе ПРМ образуется низкочастотный сигнал в виде огибающей двухимпульсного кода ответа. Этот сигнал поступает на декодирующее устройство (ДУ), на выходе которого формируется импульс ответа. Этот импульс поступает на измерительное устройство и останавливает работу измерительной схемы, которая измерит время t З от момента начала своей работы (излучение запроса) до момента получение ответа. Это время
t З = 2r /c + Tкз + t0 + Tко
где t З - суммарное время запаздывания ответного сигнала РМ по отношении к запросному сигналу СД;
r - расстояние между ВС и РМ;
с - скорость распространение радиоволн;.
Tк з- кодовый интервал запроса;
Tк.о - - // - // - ответа;
t0 - постоянное время задержки запросного сигнала в наземном РМ.
Так как Tк.з + t0+ Tк.о = const - то измеренное время tЗбудет пропорционально расстоянию между ВС и РМ. Результаты измерения в ИУ преобразуются в показания индикаторов дальности ИСД.
Летная эксплуатация типовых СД
Дальномер - СД - 75
Наиболее распространенным самолетным дальномером является дальномер СД-75.Как правило, на ВС устанавливается два комплекта дальномера.
Управление работой СД-75 осуществляется с пульта ПУР-СД-75, который является общим и для аппаратуры КУРС-МП-70, если таковая устанавливается на борту ВС (рис.18).
Выбор рабочего канала СД-75 производится ручками 9 и 5 на пульте управления, первая из которых используется для установки чисел МГц, кГц, соответствующих требуемому каналу. Выбранные значения отображаются на табло 1. На одной оси с ручками 9 и 5 установлены ручки 8 и 4. Первая из них позволяет регулировать яркость изображения цифр на указателе. Вторая обеспечивает включение радиодальномера и установку громкости сигналов опознавания ретранслятора.
Рис.18 . Пульт управления радиодальномером СД-75 и индикатор дальности ИСД-1
1— цифровое табло отображения номера канала; 2 — светосигнализатор; 3 — переключатель вида настройки; 4 — ручка регулировки громкости воспроизведения сигналов опознавания; 5 — ручка настройки кГц; 6 — переключатель выбора единиц измерения дальности; 7 — кнопки проверки работоспособности; 8 — ручка регулировки яркости подсвета цифрового табло; 9 — ручка настройки МГц; 10 — цифровое табло отображения дальности; 11 — транспаранты; 12 — регулятор яркости подсветки
Порядок включения и проверки СД-75.
При использовании СД-75 на ВС, имеющих в своем составе навигационно-пилотажные комплексы, управления СД-75 может быть автоматическим по сигналам НПК или ручным. Выбор режима управления осуществляется тумблером “АВТОМ-РУЧН” на ПУР-СД-75.
Проверка от системы встроенного контроля (ВСК).
Все узлы СД-75 охвачены ВСК, обеспечивающей автоматическую проверку его работоспособности и допусковый контроль.
Проверка осуществляется на следующих каналах настройки: 108;108,05;109,07;109,75;111,2;112,2;113,2;113,25;114,6;115,15;116,5;117,25;
117,9.
После установки проверяемого канала нажать кнопку “Контроль” на ПУР-СД-75. Кнопка "Контроль" позволяет осуществить допусковый контроль работоспособности бортового оборудования. При нажатии на эту кнопку в правильно работающем дальномере последовательно сменяются показания индикаторов: вначале экспонируются мигающие нули, затем черточки, после этого дальности (402,3 ± 0,4) или (401,3 ± 0,2) км и контрольные значения дальности (2,3±0,4) км или (1,3 + 0,2) м. мили.
После окончания тест-контроля на индикаторах вместо контрольного значения дальности появляются черточки. Звуковой сигнал опознавания прослушивается только при нажатой кнопке «Контроль”. Если комплект неисправен, то на индикаторах ИСД мигают четыре нуля.
Использование в полете.
Признаком готовности аппаратуры к измерениям и свидетельством приема ответных сигналов является высвечивание на индикаторе дальности числа, соответствующего расстоянию до ретранслятора и периодическое воспроизведение в телефонах сигналов опознавания — позывных, передаваемых кодом Морзе, а в их отсутствие — звукового сигнала. Если прием ответных сигналов не производится, то на индикаторе дальности СД-75 экспонируются черточки
Летная эксплуатация радиодальномеров проста. Его включают поворотом по часовой стрелке ручки 4 на пульте управления и установкой частоты рабочего канала ручками 9 и 5. Далее можно вести отсчет измеренной дальности. В случае необходимости ведется прослушивание сигналов опознавания ретранслятора, регулировка громкости этих сигналов и яркости свечения цифр на табло.
Отказ радиодальномера отображается на индикаторах ИСД миганием цифр на табло. Если ВС находится вне зоны действия ретранслятора, на табло высвечиваются черточки.
Бортовое оборудование DME-85.
На ВС последнего поколения предусмотрено дальномерное оборудование DME-85, которое может использоваться автономно или совместно с оборудованием VOR-85, ILS-85 и MLS.
Аппаратура DME-85 устанавливается обычно в качестве двух комплектов и обеспечивает прием и обработку информации от наземных РМ DME/N, DME/W,DME/P,TACAN,VOR/DME, VORTAC в диапазоне частот 960…..1215МГц, в котором обеспечивается работа на 252 частотно- кодовых каналах. Данные, получаемые от аппаратуры, используются для коррекции координат ВС, счисленных вычислительной системой самолетовождение (ВСС), а также для визуальной оценки на индикаторах КИНО и РМИ-3.
Управление аппаратурой может осуществляться автоматически от ВСС в соответствии с программой полета, или вручную с пульта управления индикацией ПУИ-85.
Ввод данных для управления системой VOR-DME.
Ввод данных (частот) производиться перед вылетом или в полете в соответствии с заданной программой полета с помощью пульта ПУИ-85 системы ВСС.
Технология работы следующая:
1) На ПУИ-85 нажать последовательно кнопки “РТС” и “↑”.
На экране должен появиться кадр 1.
-
Управление РТС
РСБH
РСДН
АРК
VOR|ILS|DME
MLS/DME
2)Нажать кнопку против строки VOR/ILS/DME, должен появиться кадр 2.
Управление VOR/ILS/DME Навигация Посадка АЗАД СПАР VOR/DME 1 Отм. ручн. реж. |
3) Нажать кнопку против строки “Навигация”.
Должен появиться кадр 3.
-
VOR раб****** поз
ABT рез ****** поз
DME 1 раб****** поз
АBT рез ****** поз
DME 2 раб ****** поз
ABT рез ****** поз
4) Установка частоты DME.
а) Нажать кнопку против строки DME 1.
б) Нажать кнопку “СБР”
в) Набрать новую частоту и позывные маяка.
г) Последовательно нажать кнопки “ВВД” и “ИСПОЛ”
д) Нажать кнопку против строки “АВТ. рез.”
Повторить операции (2÷4) для резервного канала.
Затем операции 1÷5 повторить для DME 2.
5)Вызов резервной частоты.
Выполнить последовательно операции пунктов 1-3
а) Нажать кнопку против строки “АВТ. рез. ”( DME 1 или DME 2)
б) Нажать кнопку “ИСПОЛ”.
При этом у выбранного маяка рабочий канал автоматически будет заменен на резервный.
В случае совместной работы DME-85 и аппаратуры VOR-85 используются совмещенные частоты настройки. Выбор настройки производится по частоте РМ VOR, а аппаратуре DME-85 автоматически назначается соответствующая спаренная частота.
Выбор режима спаренной частоты в системе VOR/ DME 1.
Проделать операции пунктов 1-2.
Нажать кнопку против строки “СПАР VOR/ DME 1”. При этом в строках VOR и DME 1 значение частоты установиться одинаковым.
Отмена ручного режима.
Проделать операции пунктов 1-2.
Нажать кнопку против строки “ОТМЕНА руч. реж.”.
При этом текст в строке “Управ. Руч.” изменится на “Управ. АВТ”.
Проверка работоспособности перед полетом.
Осуществляется при выполнении автоматизированного тест - контроля НПК.
При этом на индикаторах КПИ и КИНО и РМИ-3 должны отрабатываться контрольные значения:
Азимут VOR- 180˚
Дальность DME - 0 км.
На РМИ-3 в положении VOR1 и VOR2
Азимут- 180˚±2,5˚:Дальность DME 1 и DME 2 – 0 км.
Контроль дальности до радиомаяков DME и частот настройки системы
VOR/ DME
Нажать кнопку “РТС” на ПУИ-85
Нажать кнопку против строки VOR/ILS/DME.
На пульте СЭИ (рис.) установить режим “РН”. Убедиться, что на индикаторе КИНО индицируется надписьDME и дальности до DME 1 и DME 2 (рис.19). Нажать кнопку “Справка” на пульте СЭИ. Убедиться, что на индикаторе КИНО появилась частота, введенная в систему VOR, а над счетчиками дальности DME 1 и DME 2 частоты, введенные в системы DME 1 и DME 2. Переключили АРК-VOR на РМИ -3 установить в положение VOR I и VOR II.
Убедиться, что счетчики дальности индицируют дальности до маяков DME 1 и DME 2, а стрелки 1 и 2 – азимуты на маяки VOR I и VOR II(рис.19).
Рис.19. Изображение на экранах КИНО И РМИ-3 параметров аппаратуры VOR/DME
1- указатель заданного азимута; 2 - азимут на РМVOR2; 3 - азимут на РМVOR1; 4 - частота настройки ДМЕ2; 5 - дальность до РМ ДМЕ2; 6 - частота настройкиVOR2; 7- символ неготовности аппаратурыVOR; 8 - дальность до РМ ДМЕ1; 9 - частота настройки ДМЕ1; 10 - режим ДМЕ/VOR/
- Радиооборудование воздушных судов и его летная
- Глава 1. Основы летной эксплуатации авиационного радиооборудования
- 1.1. Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов
- 1.2. Летная эксплуатация авиационного радиооборудования
- 1.3. Внешний осмотр и проверка работоспособности аро при приемке
- 1.4. Управление радиооборудованием и контроль его работы в полете
- 1.5. Обнаружение и устранение простейших неисправностей аро
- Глава 2. Бортовое радионавигационное оборудование
- 2.1. Автоматические радиокомпаса (арк)
- Курсовых углах вс:
- 2.2. Самолетные дальномеры
- 2.3. Бортовое навигационно-посадочное оборудование.
- Глава 3. Автономные средства радионавигации
- 3.1. Радиовысотомеры.
- 3.2. Доплеровские измерители скорости и угла сноса вс
- 3.4. Бортовые радиолокационные станции
- Глава 4. Бортовые системы предупреждения столкновения (бспс).
- Тест-контроля воздушной обстановки программных продуктов.
- Глава 5. Бортовые пилотажно-навигационные комплексы
- Глава 1. Основы летной эксплуатации авиационного радиооборудования