logo
Konspekt_lektsiy_RO

1.1. Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов

Опыт показывает, что в процессе летной эксплуатации бортового радиооборудования наблюдаются отказы этого оборудования и случаи неправильного использования этого оборудования, обусловленные грубыми промахами в отсчете показаний индикаторов, неграмотными действиями оператора или нарушением правил летной эксплуатации оборудования.

Для количественной оценки эффективности использования бортового радиооборудования по назначению вводится понятие надежности летной эксплуатации. Показателем надежности летной эксплуатации считается вероятность безотказной работы оборудования и его правильного использования по назначению, которая равна произведению вероятности безотказной работы на вероятность правильного использования оборудования оператором. Термином отказ авиационного радиооборудования (АРО) обозначают обобщенное понятие, включающее отказ оборудования либо его неправильное использование.

Оценка роли авиационного оборудования в обеспечении безопасности полетов осуществляется на основе следующих методологических соображений. Система экипаж - ВС - диспетчер (Э-ВС-Д) представляет собой сложную эргатическую систему, и отказ одной или нескольких ее функциональных систем (ФС), как правило, не сопровождается катастрофическими последствиями, но обусловливает снижение функциональной эффективности всей системы, что при определенных условиях может привести к авиационному происшествию (АП). Для интегральной оценки функциональной эффективности системы Э - ВС - Д и фактических условий полета в теории безопасности полетов вводится понятие ситуации. Из всего множества ситуаций, в той или иной мере потенциально угрожающих авиационными происшествиями, выделяют так называемые особые ситуации (ОС), которые имеют практически значимую вероятность завершения АП.

Значение той или иной функциональной системы в обеспечении безопасности полетов определяется, конечно, тяжестью последствий, обусловленных ее отказом, и зависит от внешних условий и от того, на каком этапе полета произошел отказ. Поэтому этот вклад оценивают вероятностью возникновения ОС при отказе данной ФС. Вероятность возникновения ОС зависит от вероятности р () отказа ФСна данномn-м этапе полета и от условной вероятности появления ОС при отказе p(ОС/ s)

Таким образом, важным с точки зрения безопасности полетов яв­ляется не только надежность бортового оборудования, но и показатель тяжести последствий его отказа на соответствующем этапе полета. Поэтому требования к надежности той или иной радиосистемы зависят именно от показателя тяжести последствий его отказа.

Отказ той или иной отдельной функциональной системы и, в частности, того или иного элемента радиооборудования, как правило, не обусловливает однозначно катастрофическую или аварийную ситуацию. Он приводит к снижению функциональной эффективности системы “Э-ВС-Д”. Во всех случаях АП может быть предотвращено при грамотной или своевременной реакции экипажа. Непременным условием предотвращения АП является глубокое знание принципов функционирования АРО и строгое соблюдение РЛЭ и всех нормативных документов, регламентирующих правила его летной эксплуатации.