logo search
УСЭиЭ_Зачет_Теория

Виды и методы планирования

Различают следующие методы планирования:

Балансовый метод. Организации используют данный метод при осуществлении разработки следующих видов балансов: материальных (например, балансы оборудования, топлива, энергии и т.д.); трудовых (например, баланс рабочей силы); финансовых (например, баланс денежных доходов и расходов, кассовый план и т.д.);

Нормативный метод. Сущность метода заключается в том, что для разработки планов используется система норм и нормативов, применяемых для рационализации ресурсов;

Программно-целевой метод. Данный метод применяется преимущественно для планирования инноваций, направленных на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг), а также при разработке целевых научно-технических программ;

Планирование по технико-экономическим факторам. Данный метод основан на учете факторов, влияющих на хозяйственные и экономические процессы. Его применяют при разработке производственной программы, отдельных разделов плана экономического и социального развития организации.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

По степени охвата сфер деятельности выделяют:

– общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);

– частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).

По содержанию (видам) планирования выделяют:

– стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок);

– оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства);

– текущее планирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год).

По объектам функционирования выделяют:

– планирование производства;

– планирование сбыта;

– планирование финансов;

– планирование кадров.

По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

– краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

– среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

– долгосрочное планирование (больше 5 лет).

По возможности внесения изменений выделяют:

– жесткое (не предполагает внесения изменений);

– гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно).

Весь процесс планирования многие авторы делят на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование – “это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента”. То есть, стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них “формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально–технического снабжении”. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально–техническому снабжению.