logo
УСЭиЭ_Зачет_Теория

Методы управления

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных устоев, свойственных управленческой системе, а также потребностей и интересов лица или группы лиц, на которых оказывается действие. В соответствии с этим признаком выделяют следующие методы:

1. Организационные методы основываются на организационном взаимоотношении в коллективе. Все они делятся на три группы: Организационно–стабилизирующий метод. Метод дисциплинарного воздействия. Распорядительный метод. Методы организационно–стабилизирующего воздействия созданы с целью формирования организационной основы коллективной деятельности. Заключаются данные методы управления организацией в разделении труда (четко разграничены между сотрудниками предприятия их обязанности, полномочия и ответственность, установлен порядок деловых взаимоотношений). Такие методы включают: Нормирование – устанавливаются оптимальные нормативные значения для работ на различных участках деятельности организации. Составление регламента – все работы и функции каждого сотрудника зафиксированы во внутреннем распорядке организации. Инструктирование – до каждого сотрудника доведен перечень его обязанностей, а также проведен инструктаж по выполнению работ. Методы управления организацией распорядительного воздействия созданы обеспечивать правильную и своевременную реакцию на аспекты деятельности предприятия, ранее упущенные, а также для того, чтобы скорректировать сложившиеся устои и правила в соответствии с меняющимися обстоятельствами в случае их возникновения. Реализация таких методов управления организацией заключается в издании дополнительных приказов, распоряжений и предписаний к существующему регламенту организации. Методы управления организацией дисциплинарного воздействия предусмотрены для поддержания порядка в компании. К ним прибегают в случаях выявления нарушений в действии сотрудников (несоблюдение регламента, некачественное или несвоевременное выполнение своих обязанностей). Дисциплинарные взыскания позволяют не допускать нарушений со стороны сотрудников в будущем.

2. Административные методы управления организацией базируются на соблюдении порядка и применении дисциплинарных взысканий и власти и используются, когда одна группа лиц наделяется властью, а вторая им подчиняется. Все подчинение основывается на регламентировании правил, согласно которым происходит рабочий процесс.

3. Экономические методы управления организацией созданы, чтобы влиять на взаимоотношения с точки зрения экономики. Здесь выделяются следующие методы управления: Хозяйственный расчет, заработная плата, капиталовложения. Оплата фондов, кредитование, ценообразование. Использование фондов производственного развития и др. Значение экономических методов заключается в их применении в управлении предприятием, а также в мотивации работников на достижение конечных целей. Использование экономических методов управления развитием организации позволяет управлять материальной заинтересованностью персонала, а также регулировать величину расходов. Некоторые методы подходят для любых производственных масштабов, применение других возможно только в конкретных организациях и на определенных управленческих уровнях.

4. Социально–психологические методы управления организацией заключаются в применении социологических и психологических закономерностей в управлении коллективом. Социальные и психологические виды методов управления организацией используются как способ влияния на поведение людей в организациях. Социологические определяют место каждого сотрудника (должность), выявляют лидеров, создают эффективное взаимодействие между отдельными сотрудниками. Психологические методы используются для управления каждым сотрудником отдельно и для работы с его внутренним миром. Данные методы включают:

Развитие потенциала сотрудников.

Формирование и поддержание оптимального социально-психологического климата в организации.

Создание команд.

Социальное планирование и социальную поддержку.

Привлечение сотрудников к процессу принятия решений.

Разработку миссии.

Улучшение условий труда. Индивидуальный подход к каждому сотруднику и т.д.