logo search
Konspekt_lektsiy_RO

Курсовых углах вс:

а — указатель курсовых углов радиостанций штурмана УШДБ-2; б — индикатор курсо­вых углов радиостанций

ИКУ-1А; в — навигационно-пилотажный прибор; 1 — неподвижная шкала; 2 — указатель курса,приводимый в действие от магнитного компаса; 3 — переключатели АРК1 — VORl, АРК2 -VOR2; 4 - транспаранты АРК1 -VORl, APK2 - VOR2; 5 - подвижная шкала магнитного курса; б — неподвижная шкала, нуль которой (отмечаемый треу­гольным индексом) соответствует продоль­ной оси ВС; 7, 8 — планки-указатели курса посадки и глиссады; 9, 10 — шкалы указа­телей курса посадки и глиссады;11, 12 —бленкерыкурса и глиссады.

На приборных досках штурмана устанавливаются двухстрелочные указатели типа УШДБ–2 или УШ, позволяющие определять курсовые углы и пеленги двух радиостанции, а также пеленги ВС относительно них.

На приборных досках пилотов, как правило, устанавливаются индикаторы типа ИКУ или РМИ (рис14 б).

Внешняя шкала этих приборов неподвижна, ее верхний индекс и нуль соответствуют продольной оси ВС, внутренняя подвижна шкала, отображая гиромагнитный курс ВС. Значение КУР отсчитывается по внешней шкале, магнитный азимут (пеленг) РС – внутренней. Обратный конец стрелки КУР указывает магнитный азимут ВС относительно пеленгуемой радиостанции.

При наличии на ВС системы траекторного управление КУР одной радиостанции отображается узкой стрелкой приборов типа НПП, шкалы которых аналогичны шкалам приборов ИКУ (РМИ).

На ВС последнего поколения, оборудованных системами электронных индикации (СЭИ) информация от АРК отображается как на экране комплексного индикатора навигационной обстановки (КИНО) и с помощью резервного электромеханического индикатор РМИ - 3 (рис.15б).

а) б)в)

Рис.15. Индикаторы: а) КИНО, б) РМИ-3 и в) пульт управления СЭИ

Для отображения информации на экране КИНО необходимо установить на пульте управления системой электронной индикации (рис.15в) переключатель режимов КИНО в положение РН и нажать лампу – кнопку “АРК”.

Индикация КУР осуществляется синтезированным изображением на КИНО стрелок КУР

1 – желтого цвета для АРК – 1.

2 – зеленого цвета для АРК – 2.

Отсчет берется на внешней неподвижной шкале – 3 (рис.15а).

На индикаторе РМИ - 3 показание курсовых углов осуществляется стрелками КУР1 и КУР2 для этого не обходимо переключатели АРК - VORна лицевой панели прибора установить в положение АРК. Значение частоты настройки 4 на КИНО можно вызвать на КИНО нажатием кнопки “Справка” на пульте управления СЭИ (рис15в).

В случае использование КИНО в режиме “Север” или “КУРС” при нажатии кнопки “Справка” на ПУСЭИ на синтезированной карте можно контролировать частоты ПРС, а их работоспособность – путем прослушивания позывных.

Автоматический УКВ радиокомпас АРК - У2.

Компас предназначен для пеленгования радиостанции МВ диапазона, расположенных на земле и борту ВС. Он используется для обеспечения встречи ВС в воздухе, для привода поисковых ВС на аварийные радиомаяки, а так же может применяться в качестве резервного средства с целью привода ВС на аэродром по сигналам наземных радиостанции МВ диапазона.

По устройству и принципу действия АРК-У2, аналогичен обычным АРК, рассмотренным в предыдущих разделах, за исключением того, что в нем в качестве приемника используется приемник штатной радиостанции МВ диапазона ВС в котором предусмотрена возможность подключения АРК - У2.

Точность пеленгования с помощью АРК - У2 в значительной мере зависит от типа ВС, и места расположения антенного блока на нем, от частоты настройки и курсового угла радиостанции, что объясняется зависимостью девиации АРК - У2 от указанных факторов. Радио девиация этого компаса имеет менее выраженный систематический характер, чем у обычных АРК, она может значительно отличаться от четвертной, имеет резкие переходы по величине и знаку на отдельных курсовых углах. По этой причине его показания не пригодны для штурманских расчетов, они только облегчают экипажу решение задач привода ВС на пеленгуемую радиостанцию.

В комплекс АРК - У2 входят: антенный блок, состоящий из рамочной и ненаправленной антенны, антенный усилитель, блок управляющей системы и пульт управление и коммутационная коробка, подключающая приемник радиостанции или к антенному блоку АРК - У2 или к антенне радиостанции при использовании ее в штатном режиме работы на связь. Управление работой АРК - У2 осуществляется с пульта управления.

Рис.16 Пульт управления АРК - У2.

Пульт управления (рис.16) обеспечивает включение и выключение радиокомпаса АРК-У2 и управление его работой. На пульте имеются выключатель «Выкл.» для включения и выключения радиокомпаса, нажимной переключатель «Рамка, Л-П» (рамка, лево - право) со средним фиксированным положением, предназна­ченный для ручного управления вращением рамочной антенны радиокомпаса, а также переключатель на два положения «Чувств. Б - М» (чувствительность, больше - меньше), обеспечивающий увеличение или уменьшение чувствительности системы автоматического вращения рамки, что бывает необходимым при изменениивеличины принимаемого сигнала в связи с изменением расстояния до пеленгуемого передатчика. Лампа подсвета пульта управления одновременно обеспечивает сигнализацию о включении радиокомпаса.

Проверка общей работоспособности радиокомпаса типа АРК-У2 может быть осуществлена на земле или в полете при наличии соответствующей радиостанции, работающей в режиме непрерывного излучения. Для выполнения проверки необходимо:

включить бортовую радиостанцию, к приемнику которой подключен радиокомпас, и проверить ее работоспособность;

выключатель на пульте управления радиокомпаса АРК-У2 установить в положение «Вкл.», в результате чего должен включиться подсвет пульта (сигнальная лампа);

если на самолете имеется переключатель «Связь-Привод», предназначенный для подключения радиоприемника к радиокомпасу АРК-У2, то для обеспечения работы радиокомпаса его нужно установить в положение «Привод»;

нажимая переключатель «Рамка Л-П», убедиться, что стрелка указателя радиокомпаса поворачивается в соответствующую сторону;

при наличии работающего УКВ передатчика настроить радиостанцию (приемник) на его частоту, по указателю отсчитать КУР, а затем с помощью переключателя повернуть рамку (стрелку указателя) от положения пеленга и убедиться, что после отпусканияпереключателя стрелка указателя плавным вращением возвращается в первоначальное положение;

при этом следует проверить отработку радиокомпасом КУР при повороте рамки в одну и другую сторону от положения пеленга.

В полете радиокомпас АРК-У2 включают так же, как и на земле. Когда приводная радиостанция находится далеко, переключатель «Чувствит.» на пульте управления нужно установить в положение «Б». Если по мере приближения к пеленгуемому передатчику стрелка указателя КУР начинает колебаться, то нужно переключатель «Чувствит.» перевести в положение «М».

При наличии на самолете переключателя «Связь-Привод» его на время прослушивания позывных или ведения радиосвязи нужно устанавливать в положение «Связь», а при отсутствии такого переключателя радиокомпас на время ведения радиоприема с прослушиванием сигналов в телефонах нужно выключать с помощью выключателя, расположенного на пульте управления.

АРК-У2 обеспечивает дальность пеленгования при высоте полета 1000 м – 120 км, а при высоте полета 5000 м – 230 км. Точность вывода поисковых ВС в точку аварийной радиостанции по боковому уклонению составляет

200 м.