logo search
От_Шарафутдинова / лекции_АСУиС

Основные определения и термины

ГОСТ 234.003-90. «Автоматизированные системы. Термины и определения» устанавливает термины и определения основных понятий в области автоматизированных систем и распространяется на автоматизированные системы, используемые в различных сферах деятельности (управление, исследования, проектирование, связь и т.п., включая их сочетание), содержанием которых является переработка информации.

Автоматизированная система (АС). Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию1 выполнения установленных функций. (Различают автоматизированные системы управления, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы связи и др. т.е. основная задача АС – оказывать помощь человеку, сокращая время, затрачиваемое на выполнение некоторых операций человеком или их автоматическое воспроизведение). Пример: кассы в супермаркете.

Интегрированная АС. Совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС. (Существуют сложные системы, автоматизирующие деятельность предприятий (так называемые корпоративные системы). Они состоят из более мелких систем, автоматизирующих конкретные задачи, например, управление складом, управление закупками, бухгалтерский учет и т.д. Однако эти подсистемы взаимосвязаны между собой и эффективно работают только в комплексе). Пример: АС супермаркета.)

Функция АС. Совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели. (Т.е. это то, что система делает. Складывает, делит, умножает, создает отчетность, автоматически отсылает документацию в вышестоящую организацию. То, что всплывает в меню).

Пользователь АС. Лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования.

Компонент АС. Часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое. (Например, в качестве компонента системы может быть выделена одна из ее подсистем. Т.е. система имеет модульную структуру).

Информационная база АС. Совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС. (Пример: справочники БД).

Внемашинная информационная база АС. Часть информационной базы, представляющая собой совокупность документов, предназначенных для непосредственного восприятия человеком без применения средств вычислительной техники. (Пример: документы).

Машинная информационная база АС. Часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность используемой в АС информации на носителях данных (Информация, хранимая в компьютере или на любых электронных носителях. Пример: БД).

Автоматизированное рабочее место (АРМ). Программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. (Пример: автоматизированное рабочее место бухгалтера. Т.е. АРМ всегда имеет принадлежность к какой-либо специальности).

Эффективность АС. Свойство АС, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при ее создании. (т.е. насколько полно она соответствует поставленным задачам, все ли требования выполняет, насколько полно охватывает все функции).

Совместимость АС. Комплексное свойство двух или более АС, характеризуемое их способностью взаимодействовать при изменениях внешней среды. (нет ли конфликтов, как соприкасаются предметные области, соответствуют ли единицы измерения).

Адаптивность АС. Способность АС изменяться для сохранения своих эксплуатационных показателей в заданных пределах при изменениях внешней среды. (могут измениться требования, методики расчета показателей, и то, насколько легко можно систему приспособить к изменившимся условиям, и называется адаптивностью).

Надежность АС. Комплексное свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность АС выполнять свои функции в заданных режимах и условиях эксплуатации.

Живучесть АС. Свойство, характеризуемое способностью выполнять установленный объем функций в условиях воздействий внешней среды и отказов компонентов системы в заданных пределах.

Жизненный цикл АС. Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния АС от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации АС.

Входная информация АС. Информация, поступающая в АС в виде документов, сообщений, данных, сигналов, необходимая для выполнения функций АС. (Например, данные, вносимые пользователем в систему для расчета того или иного показателя).

Выходная информация АС. Информация, получаемая в результате выполнения функций АС и выдаваемая на объект ее деятельности, пользователю или в другие системы. (Например, показатель, рассчитанные автоматически на основе входных данных, график, отчет, сформированный системой автоматически).

Нормативно-справочная информация АС. Информация, заимствованная из нормативных документов и справочников и используемая при функционировании АС. (Например, нормативные значения показателей, справочник возможных значений, даже телефонный справочник).