Основные определения и термины
ГОСТ 234.003-90. «Автоматизированные системы. Термины и определения» устанавливает термины и определения основных понятий в области автоматизированных систем и распространяется на автоматизированные системы, используемые в различных сферах деятельности (управление, исследования, проектирование, связь и т.п., включая их сочетание), содержанием которых является переработка информации.
Автоматизированная система (АС). Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию1 выполнения установленных функций. (Различают автоматизированные системы управления, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы связи и др. т.е. основная задача АС – оказывать помощь человеку, сокращая время, затрачиваемое на выполнение некоторых операций человеком или их автоматическое воспроизведение). Пример: кассы в супермаркете.
Интегрированная АС. Совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС. (Существуют сложные системы, автоматизирующие деятельность предприятий (так называемые корпоративные системы). Они состоят из более мелких систем, автоматизирующих конкретные задачи, например, управление складом, управление закупками, бухгалтерский учет и т.д. Однако эти подсистемы взаимосвязаны между собой и эффективно работают только в комплексе). Пример: АС супермаркета.)
Функция АС. Совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели. (Т.е. это то, что система делает. Складывает, делит, умножает, создает отчетность, автоматически отсылает документацию в вышестоящую организацию. То, что всплывает в меню).
Пользователь АС. Лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования.
Компонент АС. Часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое. (Например, в качестве компонента системы может быть выделена одна из ее подсистем. Т.е. система имеет модульную структуру).
Информационная база АС. Совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС. (Пример: справочники БД).
Внемашинная информационная база АС. Часть информационной базы, представляющая собой совокупность документов, предназначенных для непосредственного восприятия человеком без применения средств вычислительной техники. (Пример: документы).
Машинная информационная база АС. Часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность используемой в АС информации на носителях данных (Информация, хранимая в компьютере или на любых электронных носителях. Пример: БД).
Автоматизированное рабочее место (АРМ). Программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. (Пример: автоматизированное рабочее место бухгалтера. Т.е. АРМ всегда имеет принадлежность к какой-либо специальности).
Эффективность АС. Свойство АС, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при ее создании. (т.е. насколько полно она соответствует поставленным задачам, все ли требования выполняет, насколько полно охватывает все функции).
Совместимость АС. Комплексное свойство двух или более АС, характеризуемое их способностью взаимодействовать при изменениях внешней среды. (нет ли конфликтов, как соприкасаются предметные области, соответствуют ли единицы измерения).
Адаптивность АС. Способность АС изменяться для сохранения своих эксплуатационных показателей в заданных пределах при изменениях внешней среды. (могут измениться требования, методики расчета показателей, и то, насколько легко можно систему приспособить к изменившимся условиям, и называется адаптивностью).
Надежность АС. Комплексное свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность АС выполнять свои функции в заданных режимах и условиях эксплуатации.
Живучесть АС. Свойство, характеризуемое способностью выполнять установленный объем функций в условиях воздействий внешней среды и отказов компонентов системы в заданных пределах.
Жизненный цикл АС. Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния АС от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации АС.
Входная информация АС. Информация, поступающая в АС в виде документов, сообщений, данных, сигналов, необходимая для выполнения функций АС. (Например, данные, вносимые пользователем в систему для расчета того или иного показателя).
Выходная информация АС. Информация, получаемая в результате выполнения функций АС и выдаваемая на объект ее деятельности, пользователю или в другие системы. (Например, показатель, рассчитанные автоматически на основе входных данных, график, отчет, сформированный системой автоматически).
Нормативно-справочная информация АС. Информация, заимствованная из нормативных документов и справочников и используемая при функционировании АС. (Например, нормативные значения показателей, справочник возможных значений, даже телефонный справочник).
- 7.1.1. Основная литература
- 7.1.2. Дополнительная литература
- Раздел 1. Автоматизированные системы управления (асу)
- Управление и автоматизированные системы управления
- Основные определения и термины
- Информационные технологии и информационные системы. В чем же разница?
- Определение ит
- Классификация аис
- Состав и задачи асу Состав асу
- Методы и концепции создания аис
- Автоматизированные системы в деятельности пожарной охраны и мчс
- 1. Автоматизированная система управления пожарной автоматикой (асу па)
- Структура программно-технического комплекса (птк) асу па
- Принцип работы асу па
- 2. Автоматизированная система оперативного управления подразделениями пожарной охраны (асоупо)
- Техническая реализация асоупо
- 3. Автоматизированная информационно-управляющая система в чрезвычайных ситуациях
- Заключение
- Раздел 2. Основы связи Передача информации. Среда передачи данных
- Введение
- Проводная связь
- Телефонная связь и ее основные элементы
- Историческая справка
- Система передачи сигналов телефонной связи
- Телефонные линии и сети связи
- Виды телефонных сетей и принципы их построения
- Офисные атс
- Разновидности офисных атс
- Автоматическая телефонная связь
- Проводная связь гпс по линиям специальной связи «01»
- Системы беспроводных телефонов
- Dect-телефония
- Оперативно-диспетчерская проводная связь гпс
- Диспетчерская связь пожарной охраны
- Основные положения дс
- Системы радиосвязи
- Структура системы радиосвязи
- Радиопередающие устройства
- Радиоприемные устройства
- Антенны и фидеры
- Радиостанции, применяемые в пожарной охране
- Профессиональные подвижные системы радиосвязи
- Радиорелейные системы передачи
- Беспроводные технологии в диспетчерской связи
- Аналоговый стандарт Smart Trunk II
- Аналоговый стандарт mpt 1327
- Цифровые стандарты
- Цифровые стандарты apco 25 и edacs
- Цифровой стандарт tetra
- Вместо заключения по разделу «связь» Перспективы развития системы связи государственной противопожарной службы мчс России
- Служба связи пожарной охраны. Качество связи. Эксплуатация и техническое обслуживание средств связи Служба связи государственной противопожарной службы (гпс)
- Оценка качества связи
- Эксплуатация и техническое обслуживание средств связи
- Ввод средств и систем связи в эксплуатацию
- Техническое обслуживание средств и систем связи