logo search
Konspekt_lektsiy_RO

1.3. Внешний осмотр и проверка работоспособности аро при приемке

ВС и подготовке его к полету

При внешнем осмотре бортового АРО проверяют его целость, чистоту антенных устройств и отсутствие обледенения в холодное время года, выявляют загрязнения, вмятины, трещины, поломки кожухов блоков, проверяют исправность амортизаторов, наличие контровок. При осмотре пультов и органов управления проверяют целость стекол индикаторных приборов, сигнальных арматур, исправность выключателей, переключателей, кнопок, регуляторов.

При выполнении внешнего осмотра рекомендуется установить органы управления АРО в исходные положения, в которых они должны находиться в момент включения. Особое внимание следует обратить на то, выключено ли оборудование, которое на земле по тем или иным причинам не должно включаться или которое нельзя включать при питании от бортовых аккумуляторных батарей. Большинство бортовых радиоустройств может включаться только тогда, когда к бортовой электросети подключены аэродромные источники электроэнергии или бортовые электрогенераторы.

Переключатели и различные регуляторы следует поворачивать, не прикладывая больших усилий. Если изменение положения каких-либо органов управления с небольшим усилием невозможно, следует проверить положение этих и других органов управления. Нужно помнить, что некоторые органы управления можно установить в другое положение только при включенных источниках электропитания соответствующего устройства.

При внешнем осмотре АРО, когда выключены источники электропитания, нужно убедиться в нормальном положении стрелок индикаторов настройки и указателей, особенно тех, которые имеют механические корректоры, и отрегулировать их положение. Нужно учитывать, что некоторые незначительные неисправности, способные в последующем привести к отказу оборудования, могут быть обнаружены только при внешнем осмотре устройства до включения электропитания.

Проверка работоспособности большинства типов АРО перед полетом осуществляется после включения их электропитания по внешним признакам, т. е. визуально, на слух, путем наблюдения перемещения подвижных частей индикаторных приборов, отсчета показаний индикаторных приборов и их сопоставления с известными или введенными величинами.

Такой метод контроля обладает существенным недостатком - он не позволяет получить количественную оценку состояния оборудования и оценку стабильности параметров, поэтому недопустимое изменение параметров нельзя обнаружить. Частично этот недостаток может быть устра­нен тщательностью проверки, критическим анализом полученных резуль­татов и применением встроенных систем контроля.

На бортовое АРО отрицательно действуют вибрации, уровень влияния которых на ВС значителен. С учетом этого проверку работоспособности радиооборудования на земле следует проводить в условиях максимально приближенных к условиям полета, т. е. при работающих авиадвигателях, являющихся основным источником вибраций. Однако для проверки всего комплекса АРО требуется значительное время, а длительная работа авиадвигателей на земле нежелательна. В связи с этим рекомендуется проводить проверку работоспособности при работающих авиадвигателях тех радиоустройств, которые имеют системы встроенного контроля и поэтому требуют небольших затрат времени на проверку.

Остальные устройства рекомендуется проверять перед запуском двигателей при питании бортовой сети от аэродромных источников электроэнергии. При этом работоспособность этих радиоустройств желательно проверять после 10...15 мин их работы под током, так как вероятность отказа является наиболее большой в течение этого периода времени.

При проверке устройств со стрелочными указателями следует обращать внимание на плавность и скорость вращения стрелок. Суждение по результатам проверки о работоспособности оборудования будет более объективным, если в процессе проверки производить сравнение навигационных параметров, выдаваемых близкими по назначению устройствами, или сравнивать их показания с расчетными значениями величин.

Если проверка работоспособности какого-либо типа АРО осуществляется по сигналам наземного радиооборудования, то бортовое радиоприемное устройство следует настраивать на рабочую частоту наземного радиопередатчика, находящегося в пределах возможной дальности действия навигационной системы. Условия работы бортового оборудования в полете в той или иной мере отличаются от условий при проверке работоспособности на земле перед полетом, поэтому значения выдаваемых АРО навигационных параметров могут отличаться от фактических величин. Такие искажения возникают из-за переотражений сигналов от различных предметов, находящихся вблизи ВС, экранирования бортовых антенн наземными сооружениями, наличия посторонних активных излучателей радиоволн и других причин. В каждом случае искажения показаний АРО необходимо тщательным анализом конкретной обстановки и проверкой работоспособности на других частотных каналах выяснить, являются ли эти искажения результатом действия указанных факторов или вызваны неисправностью самого радиооборудования.

Проверка работоспособности АРО должна производиться по возможности во всех режимах работы, так как могут быть неисправности, проявляющиеся только при работе на отдельных режимах. Кроме того, некоторые органы управления могут действовать только в определенных режимах работы, и чтобы проверить их работоспособность, необходимо включить нужный режим работы и проверить в нем работоспособность радиоустройства. На некоторых типах АРО предусматривается световая сигнализация. Перед полетом ее нужно обязательно проверять на исправность.

При проверке работоспособности некоторых устройств иногда может возникнуть необходимость в более частых переключениях режимов, чем это требуется в нормальных условиях летной эксплуатации. Если такие переключения производятся дистанционно с помощью электродвигателей, то двигатели могут перегреться и выйти из строя. Во избежание этого нужно помнить об ограничениях на частоту переключений и выполнять эти требования. Обычно о подобных ограничениях имеются надписи возле соответствующих органов управления.

Электропитание всех устройств ВС осуществляется, как правило, от одной обшей электросети и поэтому неисправность одного радиоустройства может вызвать отказ другого. В связи с этим работоспособность устройств ВС желательно проверять, когда все они включены в работу, кроме тех, которые на земле не должны включаться.

Время включения некоторых радиоустройств, охлаждаемых в полете атмосферным воздухом, на земле ограничено. Экипаж ВС обязан знать эти ограничения и не нарушать их при проверке работоспособности АРО на земле, поскольку в противном случае возможен перегрев и выход из строя указанных устройств. На борту ВС имеются радиоустройства, включение которых на земле в рабочий режим не допускается или ограничивается рядом условий, о чем необходимо помнить в процессе предполетной проверки работоспособности.

Результатом проверки работоспособности бортового АРО перед полетом должно быть заключение о его исправности и возможности использования по назначению в полете или о неисправности и необходимости ремонта отказавшего устройства. Заключение о работоспособности каждого устройства должно быть обоснованным и приниматься в. соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) ВС конкретного типа, инструкции по эксплуатации устройства и технических требований на него, а также с учетом конкретных условий проверки.

В отдельных случаях допускается вылет транзитного ВС с отказом или неисправностью конкретного типа АРО, если они не влияют на безопасность полета. Перечень таких отказов и неисправностей, а также общие условия, при которых разрешается вылет ВС с неисправностью, приводятся в РЛЭ ВС конкретного типа. При этом вылет с такими неисправностями допускается только в том случае, когда их устранение может вызвать задержку рейса. В каждом случае решение о возможности выпуска в полет ВС с неисправностью радиооборудования, указанной в РЛЭ, принимает начальник смены, осуществляющей оперативное обслуживание.

После принятия такого решения и получения согласия на вылет от командира ВС в бортовой журнал и карту-наряд на обслуживание ВС вносят запись о характере отказа, конкретных работах, выполненных для обеспечения безопасности полета, о разрешении на вылет для завершения рейса или полет до аэропорта базирования ВС. Эти записи подтверждаются подписями командира ВС и начальника или инженера смены, обслуживавшей ВС перед данным вылетом. Окончательное решение о продолжении полета с отказом или неисправностью АРО принимает командир ВС с учетом метеоусловий, оборудования аэропорта посадки и воздушных трасс, по которым должен происходить полет. Вылет ВС с неисправностью или отказом из аэропорта базирования не допускается.