logo
Курсач

10 Порядок применения естественной убыли. Мероприятия по уменьшению потерь

Проблемы, связанные с потерями, в разной степени затра­гивают все звенья функционирования системы нефтепродуктообеспечения и являются важными показателями технического совер­шенствования технологических операций, начиная от транспорти­ровки и кончая реализацией нефтепродуктов.

Естественные потери зависят главным образом от:

  1. физико-химических свойств нефтепродуктов (фракционный состав, давле­ние насыщенных паров, плотность и т.п.),

  2. условий ок­ружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность и т.п.).

  3. качества технического обеспечения складских и транспортных операций с нефтепродуктами (прием, выдача, хране­ние, внутрискладские перекачки, перевозки железнодорожным, ав­томобильным и водным транспортом, транспортирование по маги­стральным трубопроводам).

К естественным потерям нефтепродуктов относятся потери от испарения, которые на современном уровне технического осна­щения нефтебаз (складов горючего) практически не могут быть полностью устранены, но поддаются значительному сокращению в результате осуществления комплекса мероприятий как организаци­онного, так и технического характера.

В настоящее время естественные потери регламентируются нормами естественной убыли при хранении, приеме, отпуске и транспортировке нефтепродуктов.

По данным многочисленных исследований около 75% всех потерь нефтепродуктов при хранении и транспортировке приходит­ся на испарение при различных технологических операциях. Поте­ри от испарения в резервуарах подразделяются на потери от:

а) «большого дыхания»;

б) насыщения и «обратного выдоха»;

в) «малых дыханий»;

Потери от «большого дыхания» возникают при вытеснении в атмосферу паровоздушной смеси во время наполнения резервуа­ра и поступления воздуха при выкачке нефтепродуктов и зависят, в основном, от объема и температуры закачиваемой жидкости, кон­центрации паров нефти и нефтепродукта в паровоздушной смеси, их плотности, давления, которое поддерживается в газовом про­странстве, и содержания растворенного в нефти газа. Для ре­зервуара заданного объема, рассчитанного на определенное давле­ние в ГП, при заданных характеристике и объеме закачиваемого продукта потери определяются содержанием (концентрацией) паров продукта в вытесняемой паровоздушной смеси. Содержание паров в ГП частично увеличивается в процессе заполнения резервуара, но в основном пары продукта накапливаются в газовом пространстве в промежуток времени, предшествующий заполнению

Потери от насыщения и «обратного выдоха». Потери от «обратного выдоха» возникают при вытеснении через дыхательный клапан паровоздушной смеси, достигшей критического давления до насыщения в газовом пространстве (ГП). В герметичных резер­вуарах при высоких коэффициентах оборачиваемости продолжи­тельность простаивания резервуара с «мертвым» остатком до нача­ла заполнения может быть так мала, что дыхательный клапан не успеет открыться для «выдоха». Тогда потери от «обратного выдо­ха» отсутствуют.

Потери от «малых дыханий» происходят вследствие цик­лических колебаний температуры и парциального давления в ГП, вызываемых суточным действием солнечной радиации и атмосфер­ных условий на стенки и кровлю резервуаров. Продолжительность полного цикла, как правило, равна суткам. После полудня начина­ется «вдох», а на рассвете — «выдох». Отклонения наблюдаются при переменных атмосферных условиях (спорадические колебания действия солнечной радиации из-за облачности, изменения баро­метрического давления и осадков), когда внутри суточного цикла смена погоды обусловливает несколько «вдохов» и «выдохов».

На цикл «малых дыханий» железнодорожных цистерн или нефтеналивных судов влияют также изменения атмосферных усло­вий, связанные с передвижением транспортных средств.

Потери от «малых дыханий» для заданных нефтепродуктов, нагрузки дыхательных клапанов и вместимости резервуара зависят от объема газового пространства, количества получаемой резервуа­ром солнечной радиации, интенсивности переноса паров от по­верхности нефтепродукта и насыщенности парами ГП. При прочих равных условиях потери от "малых дыханий" возрастают с увели­чением объема ГП. С повышением получаемой солнечной радиа­ции возрастают амплитуды колебания температуры ГП и поверхно­сти жидкости, соответственно растут объем вытесняемой в атмосферу паровоздушной смеси и парциальные давления (концен­трации) паров нефтепродукта в ней.

Мероприятия по уменьшению потерь.

Для уменьшения экономического ущерба, причиняемого испарением, ведутся активные поиски и разработка новых методов и средств сокращения потерь нефтепродуктов от испарения из ре­зервуаров за счет:

Каждое устройство для сокращения потерь из резервуаров имеет свои преимущества и недостатки, но ни одно не является универсальным.

Результаты исследований позволяют отметить, что наиболее эффективным средством уменьшения потерь от испарения из стальных резервуаров являются плавающие крыши и понтоны По­крытие зеркала нефтепродукта плавающей крышей позволяет со­кратить количество испаряющихся нефтепродуктов на 90-98%, а при применении понтонов - на 90 % и более.

Действие понтонов основано на уменьшении скорости на­сыщения углеводородами газового пространства резервуаров. Это происходит за счет сокращения площади испарения.

Эффективность понтонов зависит от герметичности затвора между покрытием понтона и стенкой резервуара. Часто встречается овальность стенок резервуара в плане и отклонения от вертикали по высоте. Это приводит к наличию достаточно больших по площади зазоров между затвором понтона и стенкой резервуара, которые яв­ляются источником испарения нефтепродуктов.

При достаточно большом времени простоя резервуара (оно обратно пропорционально коэффициенту оборачиваемости) его га­зовое пространство насыщается углеводородами точно так же, как и в резервуаре без понтона.

Установлено, что с уменьшением геомет­рического объема резервуаров эффективность понтонов падает.

Для сокращения потерь углеводородов от испарения при наливе железнодорожных и автомобильных цистерн следует исключить открытую струю, внедрять автоматизированный гермети­зированный налив с использованием газоулавливающих установок, а при перевозках - надлежащим образом герметизировать люки.