1. Режимы работы видеоадаптера
Режимы работы видеоадаптера, или видеорежимы, представляют собой совокупность параметров, обеспечиваемых видеоадаптером: разрешение, цветовая палитра, частоты строчной и кадровой развертки, способ адресации участков экрана и др.
Все видеорежимы делятся на графические и текстовые. Причем в различных режимах видеоадаптера используются разные механизмы формирования видеосигнала, а монитор в обоих режимах работает одинаково.
Графический режим является основным режимом работы видеосистемы современного ПК, например под управлением Windows. В графическом режиме на экран монитора можно вывести текст, рисунок, фотографию, анимацию или видеосюжет. В графическом режиме в каждой ячейке кадрового буфера (матрицы NxM n-разрядных чисел) содержится код цвета соответствующего пиксела экрана. Разрешение экрана при этом также равно NxМ. Адресуемым элементом экрана является минимальный элемент изображения — пиксел. По этой причине графический режим называют также режимом АРА (All Point Addressable — все точки адресуемы). Иногда число п называют глубиной цвета. При этом количество одновременно отображаемых цветов равно 2n, а размер кадрового буфера, необходимый для хранения цветного изображения с разрешением NxM и глубиной цвета п, составляет NxM бит.
В текстовом (символьном) режиме, как и в графическом, изображение на экране монитора представляет собой множество пикселов и характеризуется разрешением NxM. Однако все пикселы разбиты на группы, называемые знакоместами, или символьными позициями (Character boxes — символьные ячейки), размером р х q. В каждом из знакомест может быть отображен один из 256 символов. Таким образом, на экране умещается M/q= M, символьных строк по N/p = N, символов в каждой. Типичным текстовым режимом является режим 80x25 символов.
Изображение символа в пределах каждого знакоместа задается точечной матрицей (Dot Matrix). Размер матрицы зависит от типа видеоадаптера и текущего видеорежима. Чем больше точек используется для отображения символа, тем выше качество изображения и лучше читается текст. Точки матрицы, формирующие изображение символа, называются передним планом, остальные — задним планом, или фоном. На рис. 4.16 показана символьная матрица 8x8 пикселов. Допустив, что темной клетке соответствует логическая единица, а светлой — логический ноль, каждую строку символьной матрицы представим в виде двоичного числа. Следовательно, графическое изображение символа можно хранить в виде набора двоичных чисел. Для этой цели используется специальное ПЗУ, размещенное на плате видеоадаптера. Такое ПЗУ называют аппаратным знакогенератором.
Рис. 4.16. Схема представления символа «А» в текстовом режиме в матрице 8x8 и ячейке знакогенератора
Совокупность изображений 256 символов называется шрифтом. Аппаратный знакогенератор хранит шрифт, который автоматически используется видеоадаптером сразу же после включения компьютера (обычно это буквы английского алфавита и набор специальных символов). Адресом ячейки знакогенератора является порядковый номер символа.
Для кодирования изображения символа на экране используются два байта: один — для задания номера символа, второй — для указания атрибутов символа (цвета символа и фона, подчеркивания, мигания, отображения курсора). Если на экране имеется NxM знакомест, то объем видеопамяти, необходимый для хранения изображения, составит Nt х Мt х 2 байт. Эту область видеопамяти называют видеостраницей. Видеостраница является аналогом кадрового буфера в графическом режиме, но имеет значительно меньший объем. В наиболее распространенном текстовом режиме (80х25 символов) размер видеостраницы составляет 4000 байт, в режиме 40х25 — 2000 байт. На практике для удобства адресации под видеостраницу отводят 4 Кбайт = 4096 байт и 2 Кбайт = 2048 байт соответственно, при этом «лишние» байты (96 и 48) не используются.
Главная особенность текстового режима в том, что адресуемым элементом экрана является не пиксел, а знакоместо. Иными словами, в текстовом режиме нельзя сформировать произвольное изображение в любом месте экрана — можно лишь отобразить символы из заданного набора, причем только в отведенных символьных позициях.
Другим существенным ограничением текстового режима является узкая цветовая палитра — в данном режиме может быть отображено не более 16 цветов.
Таким образом, в текстовом режиме предоставляется значительно меньше возможностей для отображения информации, чем в графическом. Однако важное преимущество текстового режима — значительно меньшие затраты ресурсов ПК на его реализацию.
Переход к более высокому разрешению и большей глубине цвета привел к увеличению загрузки центрального процессора и шины ввода/вывода. В целях разгрузки центрального процессора решение отдельных задач построения изображения было возложено на специализированный набор микросхем (Chipset) видеоадаптера, называемый графическим ускорителем, или акселератором. Акселератор аппаратным путем выполняет ряд действий, направленных на построение изображения.
- Технические средства информатизации
- Раздел 2 посвящен техническим характеристикам современных компьютеров, их составу и архитектуре.
- 2. Способы представления информации для ввода в эвм.
- Тема 1.2. Общая характеристика и классификация технических средств информатизации.
- 1. Технические средства информатизации – аппаратный базис информационных технологий.
- 2. Классификация тси.
- Раздел 2. Технические характеристики современных компьютеров. Тема 2.1. Общие сведения об электронных вычислительных машинах (эвм).
- 1. Важнейшие этапы истории вычислительной техники
- Основные этапы развития ibm pc-совместимых компьютеров и периферийных устройств
- 2. Устройство и принцип действия эвм
- 3. Классификация эвм
- Основные характеристики спецификаций пк
- Основные характеристики различных категорий пк согласно спецификации pc 99a
- Тема 2.2. Внутренняя структура вычислительной машины.
- 1. Материнские платы
- Основные типоразмеры материнских плат различных стандартов
- 2. Структура и стандарты шин пк
- 2.1. Основные характеристики шины
- 2.2. Стандарты шин пк
- Характеристики шин ввода/вывода
- 2.3. Последовательный и параллельный порты
- 3. Основные характеристики процессоров
- 3.1. Особенности процессоров различных поколений
- 4. Оперативная память
- 4.1. Характеристики микросхем памяти
- 4.2. Распространенные типы памяти
- Раздел 3. Накопители информации.
- Тема 3.1. Накопители на магнитных дисках.
- 1. Накопители на гибких магнитных дисках.
- 2. Накопители на жестких магнитных дисках
- 2.1. Конструкция и принцип действия
- 2.2. Интерфейсы жестких дисков
- 2.3. Основные характеристики
- Тема 3.2. Накопители на компакт-дисках
- 1. Приводы cd-rom
- 2. Накопители с однократной записью cd-worm / cd-r и многократной записью информации cd-rw
- 3. Накопители dvd
- 4. Накопители на магнитооптических дисках
- Тема 3.3. Другие виды накопителей.
- 1. Накопители на магнитной ленте
- 2. Внешние устройства хранения информации
- 3. Флэш-накопитель.
- Раздел 4. Устройства обработки и отображения видеоинформации. Устройства обработки и воспроизведения аудиоинформации. Тема 4.1 Мониторы.
- 1. Мониторы на основе элт
- 1.1. Типы элт-мониторов.
- 1.2. Принцип работы мониторов
- 1.3. Характеристики элт-мониторов.
- 2. Плоскопанельные мониторы
- 2.1. Принципы действия жк-мониторов.
- 2.2. Характеристики жидкокристаллических мониторов
- 2.3. Альтернативные технологии изготовления плоскопанельных мониторов.
- 3. Выбор монитора.
- Тема 4.2. Проекционные аппараты.
- 1. Оверхед-проекторы и жк-панели
- 2. Мультимедийные проекторы.
- 2.2. Полисиликоновые мультимедийные проекторы
- Тема 4.3. Видеоадаптеры.
- 1. Режимы работы видеоадаптера
- 2. Основные типы видеоадаптеров.
- 2.1. Адаптер mda.
- 2.2. Адаптер cga.
- 2.3. Адаптер hgc.
- 2.4. Адаптер ega.
- 2.5. Адаптеры vga.
- 2.6. Адаптер Super vga.
- 4. Синтез трехмерного изображения. 3d-конвейер.
- 5. Устройство и характеристики видеоадаптера
- Тема 4.4. Устройства обработки и воспроизведения аудиоинформации.
- 1. Звуковая система пк
- 2. Модуль записи и воспроизведения
- 3. Модуль синтезатора
- 4. Модуль интерфейсов.
- 5. Модуль микшера
- 6. Акустическая система
- 7. Направления совершенствования звуковой системы
- Раздел 5. Печатающие устройства.
- Тема 5.1. Принтеры ударного типа
- 1. Типовый принтер.
- 2. Игольчатый принтер
- 3. Характеристики печати принтеров ударного типа.
- Тема 5.2. Струйные принтеры.
- 1. Принципы работы струйных принтеров.
- 2. Основные параметры печати струйных принтеров.
- Тема 5.3. Фотоэлектронные и термические принтеры.
- 1. Принцип действия лазерного принтера.
- 2. Основные характеристики лазерного принтера.
- 3. Термические принтеры
- 4. Рекомендации по выбору принтера.
- Тема 5.4. Плоттеры.
- 1. Планшетные и рулонные плоттеры.
- 2. Классификация плоттеров по типы пишущего блока.
- Раздел 6 Устройства подготовки и ввода информации
- Тема 6.1. Клавиатура.
- 1. Назначение и принцип действия клавиатуры.
- 2. Виды клавиатур.
- Некоторые примеры беспроводных клавиатур
- Тема 6.2. Оптико-механические манипуляторы
- 1. Мышь
- 2. Трэкбол
- 3. Джойстик
- Тема 6.3. Сканеры
- 1. Принцип действия и классификация сканеров
- 2. Фотодатчики, применяемые в сканерах
- 3. Типы сканеров
- 4. Цветные сканеры
- 5. Аппаратный и программный интерфейсы сканеров
- 6. Характеристики сканеров
- Тема 6.4. Цифровые камеры и дигитайзеры.
- 1. Цифровые камеры.
- 2. Дигитайзеры
- Раздел 7. Средства копирования и размножения. Офисное оборудование.
- Тема 7.1. Копировальная техника. Цифровые технологии копироания.
- 1. Копировальная техника.
- 1.1. Электрографическое копирование
- 1.2. Термографическое копирование
- 1.3. Диазографическое копирование
- 1.4. Фотографическое копирование
- 1.5. Электронографическое копирование
- 1.6. Трафаретная и электронотрафаретная печать
- 2. Цифровые технологии копирования
- Тема 7.2. Уничтожители документов — шредеры.
- 1. Понятие шредера.
- 2. Внутренняя структура и принципы работы шредера.
- 3. Классификация шредеров.
- Раздел 8. Технические средства систем дистанционной передачи информации. Тема 8.1. Структура и основные характеристики систем передачи.
- 1. Понятие системы передачи. Параметры качества.
- 2. Каналы связи.
- 3. Обмен информацией через модем
- 4. Факсимильная связь
- Тема 8.2. Локальные вычислительные сети.
- 1. Аппаратная реализация. Классификация топологических элементов сетей.
- 2. Топология, методы доступа к среде.
- Тема 8.3. Системы пейджинговой, сотовой и спутниковой связи.
- 1. Системы пейджинговой радиотелефонной связи.
- 2. Системы сотовой подвижной связи
- Характеристики цифрового стандарта сотовой связи gsm
- 3. Спутниковые системы связи
- Список литературы
- Приложение 1 Организация рабочих мест и обслуживание технических средств информатизации
- 1. Организация профессионально-ориентированных комплексов технических средств информатизации
- Технические средства информатизации, используемые в ряде областей профессиональной деятельности
- 2. Обслуживание технических средств информатизации