Пять основных свобод воздуха
ПЕРВАЯ СВОБОДА – право перевозчика осуществлять транзитный перелет через иностранное воздушное пространство без посадки.
ВТОРАЯ СВОБОДА – право перевозчика осуществлять транзитный перелет через иностранное воздушное пространство с технической остановкой с некоммерческими целями при эксплуатации регулярного международного сообщения.
ТРЕТЬЯ СВОБОДА – право в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право выгружать пассажиров, груз и почту, взятых на борт в государстве регистрации перевозчика, на территории иностранного государства в конечном пункте маршрута.
ЧЕТВЕРТАЯ СВОБОДА – право в отношении регулярных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право принимать на борт на иностранной территории пассажиров, груз и почту, следующих в государство регистрации перевозчика. Четвертая «свобода воздуха» взаимосвязана с третьей и является гарантией права перевозчика принять на борт убывающих с иностранной территории пассажиров, груз и почту и доставить их в режиме «обратно» в пункт назначения в своем государстве;
ПЯТАЯ СВОБОДА – право в отношении регулярных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера по соглашению пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него.
Ответственность в международном воздушном праве
Ответственность государств
Государства несут политическую ответственность за нарушения принципов и норм международного воздушного права. Она может выражаться, в частности, в форме приостановления права голосования в Ассамблее ИКАО (ст. 88 Чикагской конвенции).
Государства несут международную ответственность за нарушение суверенитета иностранных государств на воздушное пространство.
Ответственность авиаперевозчика
Авиаперевозчик (авиапредприятие) несет гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный пассажиру или владельцу груза. Международные воздушные сообщения требуют единообразного подхода к вопросам материальной ответственности авиаперевозчика в интересах пользователей воздушным транспортом.
Сотрудничество государств в данной области выразилось в принятии серии договоров, получивших название «Варшавская система». Поскольку субъектами ответственности по условиям этих договоров являются стороны сделки, эти вопросы относятся к области международного частного права.
Согласно Варшавской конвенции 1929 года, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке.
По договорам Варшавской системы установлены максимальные пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение ответственности по сумме), что отражает политику своеобразного протекционизма государств в отношении своих национальных авиапредприятий.
Регламентирована также процедура возмещения ущерба.
Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам
В 1952 году в Риме была заключена Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности.
Она ограничивает размер возмещения за такой вред в зависимости от веса воздушного судна.
Субъектом ответственности является эксплуатант воздушного судна.
Под вредом понимаются смерть, телесное повреждение и вред, причиненный имуществу в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него предмета.
В 1978 году в Монреале был принят протокол об изменении Римской конвенции.
Международные авиационные организации
В настоящее время существует около 30 международных организаций по воздушному транспорту. Наиболее влиятельные и авторитетные среди них:
(ICAO) Международная организация гражданской авиации
(IATA) Международная ассоциация воздушного транспорта
(IАКА) Международная ассоциация гражданский аэропортов
(IFАТКА) Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного транспорта
(СIТА) Международное общество авиационной электросвязи
ИКАО – Международная организация гражданской авиации (ICAO – International Civil Aviation Organization) межгосударственная международная организация, регулирующая вопросы деятельности гражданской авиации, включая вопросы использования воздушного пространства, безопасности полетов и организации воздушных перевозок.
ИКАО была создана в 1944 году
1 ноября 1944 года в Чикаго состоялась международная конференция, в которой приняли участие 52 государства. СССР отказался от принятия участия в конференции, в основном по политическим мотивам. Все участники сходились во мнении, что международная авиационная организация должна заниматься двумя группами вопросов:
разрабатывать и вводить в действие унифицированные на международной основе летно-технические нормы и правила, которые способствовали бы повышению безопасности и регулярности полетов по международным воздушным линиям (МВЛ);
разрешать спорные вопросы экономического характера – для повышения эффективности и экономичности эксплуатации МВЛ.
Деятельность ИКАО носит некоммерческий характер, основные разработанные правила и нормы публикуются отдельными изданиями для всеобщего пользования
ИКАО имеет штаб-квартиру в Монреале (Канада) региональными подразделениями в городах:
Париж (Франция)
Дакар (Сенегал)
Каир (Египет)
Бангкок (Таиланд)
Лима (Перу)
Мехико (Мексика)
Ассамблея – высший орган ИКАО
В котором могут быть представлены на равных основаниях все государства – члены ИКАО. Ассамблея проводится не реже одного раза в три года. Другие государства – не члены ИКАО, могут участвовать в работе Ассамблеи в качестве наблюдателей. В настоящее время членами являются более 180 государств. Бывший СССР был избран в Совет в 1971 году.
Функции Ассамблеи, в основном, заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. Ассамблея подводит итоги деятельности ИКАО за определенный период, утверждает соответствующую программу, выполнение которой возлагается на Совет.
Совет является постоянным исполнительным органом ИКАО
Который обеспечивает непрерывности деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи и несет ответственности перед этим высшим органом за свою работу. В состав Совета входят 33 государства, избираемых Ассамблеей. Для руководства Советом избирается Президент.
Первейшая обязанность Совета – принятие им международных стандартов и рекомендаций.
Постоянные рабочие органы – Управления. Управления – вспомогательные органы ИКАО, которые занимаются разработкой технических вопросов ГА и утверждаются Советом для выполнения конкретных поручений.
Цели и задачи ИКАО
Обеспечить безопасное развитие международной гражданской авиации во всем мире;
Поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях;
Способствовать развитию воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной ГА;
Удовлетворять потребности народов всего мира в безопасном, регулярном, надежном и экономичном В Т;
Предотвращать экономические потери, вызванные чрезмерной конкуренцией;
Обеспечивать уважение прав договаривающихся государств и равные возможности при эксплуатации МВЛ;
Способствовать повышению безопасности полетов в международных воздушных передвижениях;
В целом содействовать развитию всех сторон международной ГА.
В области организации воздушных перевозок основными направлениями сотрудничества между государствами в рамках ИКАО являются упрощение формальностей, унификация норм провоза багажа, соблюдение баланса интересов государства, авиакомпаний и клиентуры.
ИКАО работает над созданием единых процедур, связанных с соблюдением требований государственных органов при въезде в страну, транзите или выезде из страны пассажиров, а также требований к воздушным судам и экипажам.
Стандарты и рекомендации по упрощению формальностей утверждены в виде Приложений к Чикагской конвенции.
Принятые Советом ИКАО стандарты и рекомендуемая практика сгруппированы по близким темам в 18 приложениях к Чикагской конвенции, весьма больших по объему. Регулирующие положения в приложениях дополнены Правилами аэронавигационного обслуживания (PANs) и многочисленными руководствами, дающими практические рекомендации по выполнению и применению приложений. Приложения содержат:
Стандарты и рекомендуемая практика, принятые Советом ИКАО и вступившие в силу;
Добавления, содержащие материал, для удобства сгруппированный отдельно, Важно отметить, что добавления являются неотъемлемой частью регулирующих норм;
Определения терминов, используемых в приложениях, которые не являются самоочевидными, в том смысле, что они не имеют общепринятых словарных значений. Определение не имеет самостоятельного статуса в качестве законного правила но является важной частью каждого приложения, где используется термин, поскольку изменение значения термина повлияло бы на смысл требования.
Кроме того, приложения содержат материал, одобренный Советом ИКАО для опубликования вместе с приложением:
предисловия, содержащие исторические справки и пояснения к действиям Совета, а также разъяснение особых обязательств государств по применению приложений, вытекающих из Конвенции и резолюций о принятии. Следовательно, предисловия не содержат стандарты и рекомендуемую практику, а являются руководством по толкованию и применению приложений;
введения, содержащие пояснения в начале частей, глав или разделов приложений относительно применения текста. Введения являются не стандартами, а руководством к толкованию;
примечания, включаемые в текст, где это необходимо, не являются стандартами, а дают фактическую информацию, ссылки и перекрестные ссылки на соответствующие приложения, о которых идет речь, но не относятся к регулирующей части приложения
Приложения к Чикагской конвенции
Приложение 1. «Выдача свидетельств авиационному персоналу»;
Приложение 2. «Правила полетов»;
Приложение 3. «Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации»;
Приложение 4. «Аэронавигационные правила»;
Приложение 5.Единицыизмерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях»;
Приложение 6. «Эксплуатация воздушных судов»;
Приложение 7. «Национальные и регистрационные знаки воздушных судов»;
Приложение 8. «Летная годность воздушных судов»;
Приложение 9. «Упрощение формальностей»;
Приложение 10. «Авиационная электросвязь»;
Приложение 11. «Обслуживание воздушного движения»;
Приложение 12. «Поиск и спасение»;
Приложение 13. «Расследование авиационных происшествий»;
Приложение 14. «Аэродромы (тома 1 и 2)»;
Приложение 15. «Службы аэронавигационной информации»;
Приложение 16. «Защита окружающей среды»;
Приложение 17. «Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»;
Приложение 18. «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»;
Рекомендованные ИКАО единые перевозочные документы, такие как:
генеральная декларация;
грузовая ведомость;
карточка посадки/высадки;
свидетельство члена экипажа;
рекомендация Совета таможенного сотрудничества;
стандартная форма торговых документов ООН.
Для защиты интересов государств, авиакомпаний и клиентуры ИКАО разрабатывает требования о компенсациях, условиях перевозки. С целью согласованности различных условий перевозки совет ИКАО рекомендует государствам обеспечивать, с учетом их международных обязательств и национальной политики, соответствие всех положений, относящихся к пассажирским тарифам и правилам перевозки, общим правилам перевозок авиакомпаний.
По вопросу выплаты компенсации пассажирам, которым отказано в посадке на рейсы, когда они имеют забронированные места, Совет ИКАО рекомендует государствам ввести системы компенсации.
Защита интересов потребителей воздушного транспорта, которую осуществляет ИКАО, включает также требование соблюдения тарифов и конкретного информирования всех пользователей международного воздушного транспорта обо всем разнообразии тарифов и соответствующих условий, фактически устанавливаемых на рынке авиакомпаниями.
В сфере регулирования международных воздушных перевозок, роль ИКАО заключается также и в регулировании коммерческих вопросов взаимоотношений между государствами и авиакомпаниями, а также в координации деятельности других международных организаций в этой области.
ИАТА - Международная Ассоциация воздушного транспорта
IATA – International Air Transport Association
Не правительственная международная организация, учреждена на Конференции представителей 50 авиатранспортных компаний 31 страны, проходившей в Гаване с 16 по 19 апреля 1945 года.
Цели ИАТА
Содействие разработке безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта;
Поощрение коммерческой деятельности авиапредприятий;
Поддержка мероприятий, направленных на улучшение экономических результатов их деятельности и изучение связанных с этими проблемами;
Разработка мер для развития сотрудничества между авиапредприятиями, прямо или косвенно участвующими в международных воздушных сообщениях;
Развитие сотрудничества с ИКАО и другими международными организациями.
Члены ИАТА
Делятся на две категории:
Действительные;
Ассоциированные.
Действительным членом ИАТА может стать любое коммерческое авиапредприятие, осуществляющие регулярные международные воздушные перевозки под флагом государства, имеющего право на членство в ИКАО.
Авиапредприятия, осуществляющие регулярные внутренние перевозки, могут вступать в ИАТА в качестве ассоциированных членов, которые имеют право совещательного голоса. В настоящее время членами ИАТА являются около 300 авиакомпаний.
Высшим органом ИАТА является
Общее собрание
Оно состоит из всех членов ИАТА. Проводятся очередные и специальные сессии Общего собрания. Очередное собрание собирается ежегодно.
Общее собрание избирает президента ИАТА, членов Исполнительного комитета, обсуждает и утверждает доклады исполнительного и постоянных комитетов, утверждает бюджет, состав постоянных комитетов, создает новые комитеты и пр. Исполнительный комитет осуществляет руководство ИАТА в период между общими собраниями. Президент ИАТА избирается сроком на 1 год.
В настоящее время в ИАТА действует семь постоянных комитетов:
консультативные по перевозкам;
технический;
по борьбе с угоном самолетов и хищением багажа и грузов,
юридический,
финансовый,
специальный по изучению конъюнктуры,
медицинский.
Будучи неправительственной организацией, ИАТА занимается главным образом коммерческими вопросами деятельности авиапредприятий ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню построения и правилам применения тарифов. Утверждает единые правила авиаперевозок пассажиров, багажа и грузов. Подробно регламентирует порядок пользования льготами и скидками с тарифов. Вырабатывает общие стандарты обслуживания пассажиров. Ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, а также через свой расчетный орган (Клиринговую палату) осуществляет финансовые расчеты между авиакомпаниями членами ИАТА.
Деятельность ИАТА
По организации международных перевозок направлена на то, чтобы помочь авиакомпаниям минимизировать расходы и максимизировать обслуживание клиентуры с помощью разработки и воплощения стандартов обслуживания пассажиров и клиентуры, а также процедур обслуживания в аэропортах.
Информация об этих стандартах распространяется более чем в 50 публикациях ИАТА, а также с помощью сети компьютеров. Эти стандарты ИАТА используются во всем мире как персоналом авиакомпаний, так и обслуживающими агентами и другим персоналом, участвующим в воздушном транспорте.
Другой проблемой, над которой работает сообщество авиакомпаний в рамках ИАТА, является проблема безопасности при перевозках багажа. В соответствии с требованиями ИКАО, ИАТА разработала процедуры, обеспечивающие обязанность контроля багажа, перевозимого на борту самолета.
Большое внимание в своей деятельности ИАТА уделяет обеспечению авиационной безопасности.
ИАТА разработала минимальные требования по режимному обеспечению безопасности в международных аэропортах.
Функции ИАТА
Развивать регулярный, безопасный и эффективный авиатранспорт;
Организовывать взаимодействие между участниками отрасли во всем мире;
Сотрудничать с другими авиакординирующими организациями;
Разрабатывать и поддерживать общие нормативы и стандарты по организации полетов, унификации схем и технологий работы;
Разрабатывать финансовые схемы и процедуры работы;
Организовывать обучение и внедрение современных технологий работы отрасли.
Издания ИАТА
Авиагрузовой тариф (TACT)
Правила перевозки опасных грузов (DGR)
Правила перевозки животных (LAR)
Правила перевозки скоропортящихся грузов
(Perishable Cargo Handling Manual)
Справочник по авианакладной (Air Waybill Handbook)
Справочник грузового агента (Cargo Agents Handbook)
Справочник по аэропортовой деятельности (AHM)
Европейские организации по воздушному транспорту
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК)
Учреждена в 1954 году. Уставные цели – изучение проблем европейского воздушного транспорта, содействие его координации и развитию в регионе, взаимодействие с ИКАО. Функции – консультативные. Членами ЕКАК являются западноевропейские страны, а также Турция.
Высший орган ЕКАК – Пленарная комиссия.
Исполнительный орган – Координационный комитет.
ЕКАК тесно сотрудничает с ИКАО, штаб - квартира Регионального бюро которой, как и штаб-квартира ЕКАК, находится в Париже. Более того, подавляющее число функций административного и технического характера для ЕКАК выполняет Региональное бюро ИКАО, оплачивая косвенные расходы ЕКАК.
Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль)
Учреждена в 1960 году.
Уставные цели – обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.
Высший орган – Постоянная комиссия по обеспечению безопасности аэронавигации.
Исполнительный орган – Агентство по безопасности аэронавигации.
Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия).
Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства
Утвержден в декабре 1991 года уполномоченными глав правительств 12 государств, ранее входивших в состав СССР, на основании Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 года.
Соглашением предусмотрено, что воздушное пространство договаривающихся государств, над которым они обладают полным и исключительным суверенитетом, а также районов открытого воздушного пространства, где, согласно международным договорам, обслуживание воздушного движения возложено на бывший СССР в целях организации выполнения полетов и управления движением воздушных судов, рассматривается как единое воздушное пространство.
Согласно этому документу, в сферу совместного ведения и регулирования государств-членов входят:
Разработка межгосударственных нормативных актов и стандартов с учетом требований ИКАО;
Сертификация международных эксплуатантов воздушных судов, международных воздушных трасс, аэродромов, воздушных судов, систем управления воздушным движением, навигации и связи, летного и диспетчерского составов;
Расследование авиа происшествий;
Организация разработки и осуществления межгосударственных научных программ;
Разработка и координация согласованной политики в области международных воздушных сообщений, участие в работе ИКАО;
Развитие единых систем аэронавигации, связи, аэронавигационной информации, регулирования потоков воздушного движения;
Координация межгосударственного расписания воздушного движения;
Координация общей политики в области авиационных тарифов и сборов.
В соответствии с Соглашением и решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, принятым в Минске 30 декабря 1991 года, исполнительным органом Межгосударственного совета является:
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
Государства, входившие в Состав СССР, но не подписавшие Соглашение, могут сотрудничать с участниками Соглашения, взаимодействовать с Советом и МАК на основе специальных соглашений.
Соглашение открыто для присоединения к нему других государств.
Штаб - квартира организации находится в Москве.
Национальные авиационные власти
Национальные Авиационные Власти
это обобщенное название государственных органов, образованных правительством конкретной страны для внутреннего регулирования отрасли. Представители этих государственных организаций представляют интересы своих стран на заседаниях ассамблеи ИКАО.
Полеты в пределах государственной территории
Исходя из принципа суверенитета, государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов воздушных судов и других летательных аппаратов.
Согласно Чикагской конвенции, никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Пересечение воздушным судном иностранной территории без разрешения, является правонарушением, и за исключением случаев действия «непреодолимой силы», влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (КВС), а также международную ответственность государства регистрации судна.
Любые полеты должны производиться с соблюдением законов и правил, действующих на территории конкретного государства.
По условиям Чикагской конвенции государства обязаны принимать меры для того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет или маневрирующее в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее его национальный знак, где бы оно ни находилось, соблюдало действующие на этой территории правила и регламенты, касающиеся полетов и маневрирования воздушных судов.
Каждое государство – член ИКАО должно также поддерживать максимально возможное соответствие своих правил в этой области правилам, устанавливаемым на основании Чикагской конвенции, то есть стандартам, рекомендациям и процедурам ИКАО.
Согласно Чикагской конвенции полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам с использованием тех аэропортов, которые устанавливаются самими государствами.
За исключением разрешенного транзитного пролета, каждое воздушное судно должно, если это требуется в соответствии с правилами конкретного государства, совершать посадку в назначенном аэропорту с целью прохождения таможенного и иного контроля.
Чикагской конвенцией устанавливается право на производство досмотра ВС при прибытии и убытии. Могут быть проверены также удостоверения членов экипажа и другие документы, наличие которых предусмотрено Чикагской конвенцией. К примеру, ст.29, носящая название «Документация, имеющаяся на ВС», предусматривает
Наличие свидетельства о регистрации;
Удостоверения о годности воздушного судна к полетам;
Свидетельства на каждого члена экипажа;
Бортового журнала;
Разрешения на бортовую радиостанцию;
При наличии пассажиров – списка их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения,
При наличии груза – грузового манифеста и грузовых накладных.
Каждое государство сохраняет за собой право, «при исключительных обстоятельствах или в период чрезвычайного положения, или в интересах общественной безопасности», немедленно вводить временные ограничения или запрещения полетов над своей территорией или какой-либо ее частью.
При условии, что такие ограничения или запрещения будут применяться к воздушным судам всех иностранных государств, независимо от их национальной принадлежности.
Если иностранное воздушное судно входит в запретную зону, государство, в лице своих компетентных органов может потребовать от него произвести посадку в возможно кратчайший срок в одном из указанных аэропортов в пределах своей территории.
Правовой статус воздушного судна и экипажа
Правовой статус воздушного судна.
Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве.
Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр.
Правовой статус экипажа
Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия.
Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров, грузов в пределах определенного периода времени.
В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в гл.3 Токийской конвенции 1963 года.
Правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна.
Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.
- Правовое регулирование в авиатранспортной отрасли
- Международное воздушное право Понятие международного воздушного права
- Источники международного воздушного права
- Краткая история международного воздушного права
- Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве
- Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации
- Правовое регулирование международных воздушных сообщений
- Пять основных свобод воздуха