logo
Правовое регулирование в авиатранспортной отрас

Пять основных свобод воздуха

ПЕРВАЯ СВОБОДАправо перевозчика осуществлять транзитный перелет через иностранное воздушное пространство без посадки.

ВТОРАЯ СВОБОДАправо перевозчика осуществлять транзитный перелет через иностранное воздушное пространство с технической остановкой с некоммерческими целями при эксплуатации регулярного международного сообщения.

ТРЕТЬЯ СВОБОДА – право в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевоз­чик имеет право выгружать пассажиров, груз и почту, взятых на борт в государстве регистрации перевозчика, на территории иност­ранного государства в конечном пункте маршрута.

ЧЕТВЕРТАЯ СВОБОДА – право в отношении регуляр­ных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством дру­гому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет пра­во принимать на борт на иностранной территории пассажиров, груз и почту, следующих в государство регистрации перевозчика. Четвер­тая «свобода воздуха» взаимосвязана с третьей и является гаранти­ей права перевозчика принять на борт убывающих с иностранной территории пассажиров, груз и почту и доставить их в режиме «об­ратно» в пункт назначения в своем государстве;

ПЯТАЯ СВОБОДАправо в отношении регулярных воз­душных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера по соглашению пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего госу­дарства или в него.

Ответственность в международном воздушном праве

Ответственность государств

Государства несут политическую ответственность за нарушения принципов и норм международного воздушного права. Она может выражаться, в частности, в форме приостановления права голосования в Ассамблее ИКАО (ст. 88 Чикагской конвенции).

Государства несут международную ответственность за нарушение суверенитета иностранных государств на воздушное пространство.

Ответственность авиаперевозчика

Авиаперевозчик (авиапредприятие) несет гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный пассажиру или владельцу груза. Международные воздушные сообщения требуют единообразного подхода к вопросам материальной ответственности авиаперевозчика в интересах пользователей воздушным транспортом.

Сотрудничество государств в данной области выразилось в принятии серии договоров, получивших название «Варшавская система». Поскольку субъектами ответственности по условиям этих договоров являются стороны сделки, эти вопросы относятся к области международного частного права.

Согласно Варшавской конвенции 1929 года, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке.

По договорам Варшавской системы установлены максимальные пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение ответственности по сумме), что отражает политику своеобразного протекционизма государств в отношении своих национальных авиапредприятий.

Регламентирована также процедура возмещения ущерба.

Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам

В 1952 году в Риме была заключена Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности.

Она ограничивает размер возмещения за такой вред в зависимости от веса воздушного судна.

Субъектом ответственности является эксплуатант воздушного судна.

Под вредом понимаются смерть, телесное повреждение и вред, причиненный имуществу в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него предмета.

В 1978 году в Монреале был принят протокол об изменении Римской конвенции.

Международные авиационные организации

В настоящее время существует около 30 международных организаций по воздушному транспорту. Наиболее влиятельные и авторитетные среди них:

ИКАО – Международная организация гражданской авиации (ICAOInternational Civil Aviation Organization) межгосударственная международная организация, регулирующая вопросы деятельности гражданской авиации, включая вопросы использования воздушного пространства, безопасности полетов и организации воздушных перевозок.

ИКАО была создана в 1944 году

1 ноября 1944 года в Чикаго состоялась международная конференция, в которой приняли участие 52 государства. СССР отказался от принятия участия в конференции, в основном по политическим мотивам. Все участники сходились во мнении, что международная авиационная организация должна заниматься двумя группами вопросов:

Деятельность ИКАО носит некоммерческий характер, основные разработанные правила и нормы публикуются отдельными изданиями для всеобщего пользования

ИКАО имеет штаб-квартиру в Монреале (Канада) региональными подразделениями в городах:

Ассамблея – высший орган ИКАО

Совет является постоянным исполнительным органом ИКАО

Цели и задачи ИКАО

В области организации воздушных перевозок основными направлениями сотрудничества между государствами в рамках ИКАО являются упрощение формальностей, унификация норм провоза багажа, соблюдение баланса интересов государства, авиакомпаний и клиентуры.

ИКАО работает над созданием единых процедур, связанных с соблюдением требований государственных органов при въезде в страну, транзите или выезде из страны пассажиров, а также требований к воздушным судам и экипажам.

Стандарты и рекомендации по упрощению формальностей утверждены в виде Приложений к Чикагской конвенции.

Принятые Советом ИКАО стандарты и рекомендуемая практи­ка сгруппированы по близким темам в 18 приложениях к Чикагс­кой конвенции, весьма больших по объему. Регулирующие положе­ния в приложениях дополнены Правилами аэронавигационного обслуживания (PANs) и многочисленными руководствами, дающи­ми практические рекомендации по выполнению и применению при­ложений. Приложения содержат:

Кроме того, приложения содержат материал, одобренный Сове­том ИКАО для опубликования вместе с приложением:

Приложения к Чикагской конвенции

Рекомендованные ИКАО единые перевозочные документы, такие как:

Для защиты интересов государств, авиакомпаний и клиентуры ИКАО разрабатывает требования о компенсациях, условиях перевозки. С целью согласованности различных условий перевозки совет ИКАО рекомендует государствам обеспечивать, с учетом их международных обязательств и национальной политики, соответствие всех положений, относящихся к пассажирским тарифам и правилам перевозки, общим правилам перевозок авиакомпаний.

По вопросу выплаты компенсации пассажирам, которым отказано в посадке на рейсы, когда они имеют забронированные места, Совет ИКАО рекомендует государствам ввести системы компенсации.

Защита интересов потребителей воздушного транспорта, которую осуществляет ИКАО, включает также требование соблюдения тарифов и конкретного информирования всех пользователей международного воздушного транспорта обо всем разнообразии тарифов и соответствующих условий, фактически устанавливаемых на рынке авиакомпаниями.

В сфере регулирования международных воздушных перевозок, роль ИКАО заключается также и в регулировании коммерческих вопросов взаимоотношений между государствами и авиакомпаниями, а также в координации деятельности других международных организаций в этой области.

ИАТА - Международная Ассоциация воздушного транспорта

IATA – International Air Transport Association

Не правительственная международная организация, учреждена на Конференции представителей 50 авиатранспортных компаний 31 страны, проходившей в Гаване с 16 по 19 апреля 1945 года.

Цели ИАТА

Члены ИАТА

Делятся на две категории:

  1. Действительные;

  2. Ассоциированные.

Высшим органом ИАТА является

Общее собрание

Оно состоит из всех членов ИАТА. Проводятся очередные и специальные сессии Общего собрания. Очередное собрание собирается ежегодно.

Общее собрание избирает президента ИАТА, членов Исполнительного комитета, обсуждает и утверждает доклады исполнительного и постоянных комитетов, утверждает бюджет, состав постоянных комитетов, создает новые комитеты и пр. Исполнительный комитет осуществляет руководство ИАТА в период между общими собраниями. Президент ИАТА избирается сроком на 1 год.

В настоящее время в ИАТА действует семь постоянных комитетов:

Будучи неправительственной организацией, ИАТА занимается главным образом коммерческими вопросами деятельности авиапредприятий ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню построения и правилам применения тарифов. Утверждает единые правила авиаперевозок пассажиров, багажа и грузов. Подробно регламентирует порядок пользования льготами и скидками с тарифов. Вырабатывает общие стандарты обслуживания пассажиров. Ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, а также через свой расчетный орган (Клиринговую палату) осуществляет финансовые расчеты между авиакомпаниями членами ИАТА.

Деятельность ИАТА

По организации международных перевозок направлена на то, чтобы помочь авиакомпаниям минимизировать расходы и максимизировать обслуживание клиентуры с помощью разработки и воплощения стандартов обслуживания пассажиров и клиентуры, а также процедур обслуживания в аэропортах.

Информация об этих стандартах распространяется более чем в 50 публикациях ИАТА, а также с помощью сети компьютеров. Эти стандарты ИАТА используются во всем мире как персоналом авиакомпаний, так и обслуживающими агентами и другим персоналом, участвующим в воздушном транспорте.

Другой проблемой, над которой работает сообщество авиакомпаний в рамках ИАТА, является проблема безопасности при перевозках багажа. В соответствии с требованиями ИКАО, ИАТА разработала процедуры, обеспечивающие обязанность контроля багажа, перевозимого на борту самолета.

Большое внимание в своей деятельности ИАТА уделяет обеспечению авиационной безопасности.

ИАТА разработала минимальные требования по режимному обеспечению безопасности в международных аэропортах.

Функции ИАТА

Издания ИАТА

(Perishable Cargo Handling Manual)

Европейские организации по воздушному транспорту

Учреждена в 1954 году. Уставные цели – изучение проблем европейского воздушного транспорта, содействие его координации и развитию в регионе, взаимодействие с ИКАО. Функции – консультативные. Членами ЕКАК являются западноевропейские страны, а также Турция.

Высший орган ЕКАК – Пленарная комиссия.

Исполнительный орган – Координационный комитет.

ЕКАК тесно сотрудничает с ИКАО, штаб - квартира Регионального бюро которой, как и штаб-квартира ЕКАК, находится в Париже. Более того, подавляющее число функций административного и технического характера для ЕКАК выполняет Региональное бюро ИКАО, оплачивая косвенные расходы ЕКАК.

Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль)

Учреждена в 1960 году.

Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия).

Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства

Утвержден в декабре 1991 года уполномоченными глав правительств 12 государств, ранее входивших в состав СССР, на основании Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 года.

Соглашением предусмотрено, что воздушное пространство договаривающихся государств, над которым они обладают полным и исключительным суверенитетом, а также районов открытого воздушного пространства, где, согласно международным договорам, обслуживание воздушного движения возложено на бывший СССР в целях организации выполнения полетов и управления движением воздушных судов, рассматривается как единое воздушное пространство.

Согласно этому документу, в сферу совместного ведения и регулирования государств-членов входят:

В соответствии с Соглашением и решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, принятым в Минске 30 декабря 1991 года, исполнительным органом Межгосударственного совета является:

Межгосударственный авиационный комитет (МАК)

Государства, входившие в Состав СССР, но не подписавшие Соглашение, могут сотрудничать с участниками Соглашения, взаимодействовать с Советом и МАК на основе специальных соглашений.

Соглашение открыто для присоединения к нему других государств.

Штаб - квартира организации находится в Москве.

Национальные авиационные власти

Национальные Авиационные Власти

это обобщенное название государственных органов, образованных правительством конкретной страны для внутреннего регулирования отрасли. Представители этих государственных организаций представляют интересы своих стран на заседаниях ассамблеи ИКАО.

Полеты в пределах государственной территории

Пересечение воздушным судном иностранной территории без разрешения, является правонарушением, и за исключением случаев действия «непреодолимой силы», влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (КВС), а также международную ответственность государства регистрации судна.

Каждое государство – член ИКАО должно также поддерживать максимально возможное соответствие своих правил в этой области правилам, устанавливаемым на основании Чикагской конвенции, то есть стандартам, рекомендациям и процедурам ИКАО.

Чикагской конвенцией устанавливается право на производство досмотра ВС при прибытии и убытии. Могут быть проверены также удостоверения членов экипажа и другие документы, наличие которых предусмотрено Чикагской конвенцией. К примеру, ст.29, носящая название «Документация, имеющаяся на ВС», предусматривает

Правовой статус воздушного судна и экипажа

Правовой статус воздушного судна.

Правовой статус экипажа

31