logo
Правовое регулирование в авиатранспортной отрас

Краткая история международного воздушного права

«Конвенция о воздушных передвижениях», подписанная на конференции, состоявшейся в Париже 13 октября 1919 года.

Парижская Конвенция включила общие принципы международных воздушных сообщений, постановление о национальности воздушных судов, об удостоверениях о пригодности судов к полетам, свидетельствах летного состава, полетах над иностранной территорией, правил взлете, полета и посадки, о запретных грузах, государственных воздушных судах. Важнейшие принципы, лежащие в основе Конвенции, были вскоре общепризнаны:

Панамериканская конвенция

Состоялась 20 февраля 1928 года в Гаване взявшая за основу позитивные положения Парижской Конвенции. Кроме того, вводилось право «безвредного полета» между государствами-участниками. Данная Конвенция действовала вплоть до вступления в силу основного соглашения по международной аэронавигации – Чикагской Конвенции 1944 года.

Варшавская конвенция 1929 г.

Конвен­ции для унификации некоторых пра­вил международных воздушных перевозок

Варшавскую конвенцию дополняют:

Условно Конвенцию можно разделить на несколько разделов:

Чикагская конвенция 1944г.

«О международной гражданской авиации»

Универсальная Чикагская Конвенция

«О международной гражданской авиации» состоялась в городе Чикаго в 1944 году

На ней были достигнуты некоторые межгосударственные соглашения:

После длительных обсуждений, представители государств, участвовавших в работе конвенции, подписали заключительный акт и четыре соглашения в качестве приложения к Акту.

Чикагская конвенция устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, а также включает уставные положения Международной организации гражданской авиации, участниками которой являются свыше 180 государств.

В том числе Россия с 1970 года.

Сущность Чикагской Конвенции

Долгое время полеты гражданской авиации за пределами государственной территории регулировались ст. 12 Чикагской конвенции 1944г. Теперь такие полеты над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными проливами и архипелажными водами регулируются также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

«Для унификации некоторых правил, касающихся помощи воздушным судам и их спасения на море»;

«О международном признании прав на воздушные суда»;

«О вреде, причиненным иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности»;

Конвенции по борьбе с угоном и захватом самолетов

Токийская конвенция 1963 г.

Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов

Гаагская конвенция 1970 г.

Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безо­пасности гражданской авиации.

Монреальская кон­венция 1971г.

1988г. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную граж­данскую авиацию, дополняющий Монреальскую конвенцию

1991 г. Конвенции о маркировке пластических взрыв­чатых веществ в целях их обнаружения.

Монреальская конвенция 1999 г.

Конвенция «Для унификации некоторых пра­вил международных воздушных перевозок».

Эта конвенция заменяет Варшавскую конвенцию 1929г.

И устанавливает режим единообразного применения перевозчиками части правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений.

Кейптаунская конвенция 2001г.

Конвенция об унификации норм, гарантирующих защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздуш­ных судов.

Конвенция о международных гарантиях в отноше­нии подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к ней 2001г.

Особое место в системе международного воздушного права занимают двусторонние соглашения о воздушном сообщении, количество которых около трех тысяч.

Их роль исключительна ве­лика: вся всемирная сеть международных воздушных сообщений построена на этих соглашениях, и только они решают, как и каким образом воздушные суда одних государств могут осуществлять меж­дународные полеты и перевозки в другие государства

Основные принципы международного воздушного права

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством получил закрепление как в международных соглашениях,

(Статья 1 Чикагской конвенции 1944г.)

так и в законодательстве различных стран, в частности в Воздушном Кодексе Р.Ф. 1997 года.

Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом.

Государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своей территории в соответствии с международными договорами такие как:

Государство также должно использовать свое воздушное пространство таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб правомерным интересам других государств.

Например:

Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории какого-либо другого государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся воздушных сообщений.

В соответствии с принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности полетов.

При прибытии иностранного воздушного судна в аэропорт компетентные органы каждого государства вправе производить его досмотр и проверку бортовых документов: