Краткая история международного воздушного права
«Конвенция о воздушных передвижениях», подписанная на конференции, состоявшейся в Париже 13 октября 1919 года.
Парижская Конвенция включила общие принципы международных воздушных сообщений, постановление о национальности воздушных судов, об удостоверениях о пригодности судов к полетам, свидетельствах летного состава, полетах над иностранной территорией, правил взлете, полета и посадки, о запретных грузах, государственных воздушных судах. Важнейшие принципы, лежащие в основе Конвенции, были вскоре общепризнаны:
принцип уважения суверенитета государства в отношении своего воздушного пространства
принцип национальной принадлежности государства регистрации ВС.
принцип ответственности государства регистрации за нарушение правил международной аэронавигации.
Панамериканская конвенция
Состоялась 20 февраля 1928 года в Гаване взявшая за основу позитивные положения Парижской Конвенции. Кроме того, вводилось право «безвредного полета» между государствами-участниками. Данная Конвенция действовала вплоть до вступления в силу основного соглашения по международной аэронавигации – Чикагской Конвенции 1944 года.
Варшавская конвенция 1929 г.
Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
Эта конвенция устанавливала режим единообразного применения перевозчиками части правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений.
Варшавскую конвенцию дополняют:
Гаагский протокол 1955 г;
Гвадалахарская конвенция 1961 г;
Гватемальский протокол 1971 г;
Монреальские протоколы (1-4) 1975 г.
Условно Конвенцию можно разделить на несколько разделов:
Сфера применения и определение воздушной перевозки;
Оформление договора перевозки;
Основные права и обязанности перевозчика, пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;
Ответственность авиаперевозчика;
Постановления о комбинированных перевозках;
Общие и заключительные постановления.
Чикагская конвенция 1944г.
«О международной гражданской авиации»
Универсальная Чикагская Конвенция
«О международной гражданской авиации» состоялась в городе Чикаго в 1944 году
На ней были достигнуты некоторые межгосударственные соглашения:
Соглашение о коммерческих правах;
Соглашения о транзите при международных воздушных сообщениях, или «о двух свободах» воздуха;
Соглашения о международном воздушном транспорте, или о «пяти свободах» воздуха;
Соглашение об унификации правил воздушных перевозок.
После длительных обсуждений, представители государств, участвовавших в работе конвенции, подписали заключительный акт и четыре соглашения в качестве приложения к Акту.
Чикагская конвенция устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, а также включает уставные положения Международной организации гражданской авиации, участниками которой являются свыше 180 государств.
В том числе Россия с 1970 года.
Сущность Чикагской Конвенции
регламентированы меры безопасности воздушной навигации: условия, которым должны были отвечать воздушные суда, аэропорты и аэронавигационное оборудование
определены основные совместные организационные мероприятия государств;
выработаны соглашения о политических и экономических «свободах воздуха»
к политическим свободам было отнесено право беспосадочного пролета через воздушное пространство государства участника и право приземления с некоммерческими целями
универсальная нормативная система международного воздушного права включает также ряд других договоров
Долгое время полеты гражданской авиации за пределами государственной территории регулировались ст. 12 Чикагской конвенции 1944г. Теперь такие полеты над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными проливами и архипелажными водами регулируются также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Брюссельская Конвенция 1938г.
«Для унификации некоторых правил, касающихся помощи воздушным судам и их спасения на море»;
Женевская конвенция 1948г.
«О международном признании прав на воздушные суда»;
Римская Конвенция 1952г.
«О вреде, причиненным иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности»;
Конвенции по борьбе с угоном и захватом самолетов
Токийская конвенция 1963 г.
Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов
Гаагская конвенция 1970 г.
Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.
Монреальская конвенция 1971г.
1988г. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Монреальскую конвенцию
1991 г. Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения.
Монреальская конвенция 1999 г.
Конвенция «Для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок».
Эта конвенция заменяет Варшавскую конвенцию 1929г.
И устанавливает режим единообразного применения перевозчиками части правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений.
Кейптаунская конвенция 2001г.
Конвенция об унификации норм, гарантирующих защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздушных судов.
Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к ней 2001г.
Особое место в системе международного воздушного права занимают двусторонние соглашения о воздушном сообщении, количество которых около трех тысяч.
Их роль исключительна велика: вся всемирная сеть международных воздушных сообщений построена на этих соглашениях, и только они решают, как и каким образом воздушные суда одних государств могут осуществлять международные полеты и перевозки в другие государства
Основные принципы международного воздушного права
Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством
Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством получил закрепление как в международных соглашениях,
(Статья 1 Чикагской конвенции 1944г.)
так и в законодательстве различных стран, в частности в Воздушном Кодексе Р.Ф. 1997 года.
В соответствии с данным принципом государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства.
Государство вправе запрещать любым иностранным судам полеты над своей территорией. Нарушение воздушных границ является посягательством на суверенитет и влечет за собой те же правовые последствия, что и нарушение земных и водных границ.
Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом.
Государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своей территории в соответствии с международными договорами такие как:
предоставление маршрутов и аэропорты для международных полетов;
содействие в реализации коммерческих прав предоставленных иностранным авиакомпаниям.
Государство также должно использовать свое воздушное пространство таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб правомерным интересам других государств.
Например:
недопустимы полеты в приграничной полосе с прохождением сверхзвукового барьера, если последствия звукового носят вредоносный характер на территории соседнего государства.
Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории какого-либо другого государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся воздушных сообщений.
В соответствии с принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности полетов.
При прибытии иностранного воздушного судна в аэропорт компетентные органы каждого государства вправе производить его досмотр и проверку бортовых документов:
свидетельство о регистрации;
удостоверение о пригодности к полетам;
свидетельства о квалификации членов экипажа;
списки пассажиров.
На иностранные воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибывающих в данное государство или отбывающих из него, распространяются паспортные, таможенные, санитарные и другие правила, а также правила ввоза и вывоза имущества, действующие в государстве пребывания.
Таким образом, иностранное воздушное судно, осуществляющее международные воздушные сообщения, во время своего пребывания в пределах территории какого-либо государства подчиняется его юрисдикции.
- Правовое регулирование в авиатранспортной отрасли
- Международное воздушное право Понятие международного воздушного права
- Источники международного воздушного права
- Краткая история международного воздушного права
- Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве
- Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации
- Правовое регулирование международных воздушных сообщений
- Пять основных свобод воздуха