logo
ТАУ (курс 3, сессия 1)_МГОУ / Учебник тау / Глава 25

25.1.3. Электроприводы и схемы управления конвейерами

Механизмы с распределенной нагрузкой могут иметь однодвигательный или многодвигательный электропривод. Многодвигательные электроприводы применяются для конвейерных линий значительной протяженности, когда даже оптимальное расположение приводной станции на трассе не обеспечивает снижения максимального натяжения до допустимого уровня или когда технико-экономические показатели при многодвигательном приводе лучше, чем при однодвигательном.

В зависимости от требований к плавности пуска и регулированию скорости в механизмах с рассредоточенной нагрузкой применяются: электроприводы с короткозамкнутыми асинхронными двигателями с повышенным пусковым моментом; асинхронные электродвигатели с фазным ротором для конвейерных линий большой протяженности для обеспечения плавного пуска.

Для приводов, где требуется регулирование скорости, наиболее перспективен электропривод по схеме ПЧ-АД, возможно также применение системы АВК и электроприводов постоянного тока по схеме ТП-Д. Для многодвигательных приводов с целью получения благоприятного распределения нагрузки между двигателями применяют асинхронные короткозамкнутые двигатели с повышенным скольжением или асинхронные двигатели с фазным ротором. В первом случае улучшается распределение нагрузок между электродвигателями благодаря более мягким механическим характеристикам. Во втором случае механические характеристики выравниваются с помощью включения в цепь ротора одного из двигателей добавочного сопротивления. Кроме того, применение асинхронных двигателей с фазным ротором помогает решить проблему плавности пуска и ограничения пусковых токов с помощью реостатного многоступенчатого пуска или с помощью тиристорного регулятора тока в цепи ротора [4-12].

Управление электроприводами одиночных конвейеров, не связанных с другими механизмами, производится посредством магнитных пускателей. Защита осуществляется автоматами с максимальной и тепловой защитой.

Более сложны схемы управления совместно работающими конвейерами или поточно-транспортными системами ПТС. В основе проектирования схем управления такими транспортными системами лежат следующие требования:

  1. Пуск двигателей конвейеров должен производиться в направлении, обратном технологическому потоку, чтобы на конвейерах не образовывалось завала транспортируемого груза.

  2. При остановке одного из конвейеров двигатели других конвейеров, подающих материалы на останавливаемый, сразу отключаются, двигатели остальных конвейеров могут продолжать работать.

  3. При общей остановке транспортной линии первым должен отключаться двигатель того конвейера, с которого поступает материал на другие конвейеры, а затем поочередно отключаются остальные двигатели.

  4. Для предотвращения большого снижения напряжения в питающей сети двигатели конвейеров значительной мощности должны пускаться поочередно.

  5. Для опробования и наладки конвейеров следует обеспечить возможность пуска и остановки любого из них независимо от других конвейеров (обычно пуск и остановка при наладке производятся с рабочего места).

  6. В схемах необходимо предусматривать предпусковую (световую и звуковую) и аварийную сигнализацию, а также сигнализацию о работе всех агрегатов.

  7. Конвейеры большой протяженности оснащаются кнопками управления, позволяющими остановить его с любого места.

  8. В схемах автоматизации промышленных транспортных систем к типовым видам защит относятся: