25.2.1. Характеристики турбомеханизмов
Наиболее характерными видами турбомеханизмов являются механизмы центробежного типа, предназначенные для транспортировки жидкости – насосы, газа – вентиляторы, сжатого воздуха - турбокомпрессоры. К механизмам этого же класса относятся осевые вентиляторы и насосы.
Работу центробежных механизмов рассмотрим на примере центробежного насоса, который состоит из рабочего колеса с лопатками и корпуса спиральной формы. При вращении рабочего колеса жидкость увлекается лопатками и под действием центробежной силы и силы кориолиса движется от центра колеса к его периферии вдоль лопаток, затем подается через спиральную камеру в нагнетательную трубу. При этом в центре корпуса создается разряжение, под действием которого вода через всасывающую трубу подается в насос. Частицы жидкости участвуют в двух движениях: вращательном вместе с колесом, приобретая окружную скорость, и линейном вдоль лопаток, приобретая относительную линейную скорость.
Мощность, развиваемая насосом или вентилятором, выводится из выражения энергии, сообщаемой движущейся жидкости (газу) в единицу времени
(25.3)
где: - масса жидкости, проходящая через нагнетательную трубу, кг/с;V - скорость жидкости, м/с; S - поперечное сечение нагнетательного трубопровода, м2; - плотность жидкости, кг/м3.
Подставляя значение массы в уравнение (25.3) получим, что мощность
кВт. (25.4)
Если учесть, что SV=Q – подача насоса м3/с, - напор (удельное давление), Н/м2 (Па), то мощность и момент на валу двигателя определятся из выражения:
(25.5)
где: ω - скорость двигателя, с-1; η - кпд насоса, включающий гидравлический кпд ηг=(0,8...0,96) и объемный ηо=(0,96...0,98).
Напор часто выражают в метрах водяного столба. В этом случае кВт.
Принимая, что скорость движения жидкости V=ωR, где: R – радиус колеса
, ,(25.6)
Зависимости момента и мощности на основании (25.5) и (25.6) выражаются соотношениями:
(25.7)
Э Рис.25.5. Q-H-характеристики механизмов центробежного типа
Для этого задается ряд значений Qе, которым соответствует значение Не исходной естественной характеристики с ωн=const. В соответствии с (25.6) рассчитывают параболы , проходящие через выбранные точкина исходной характеристике. Каждой точке параболы согласно (25.6) соответствует определенная скорость механизма. Соединяя точки парабол с одинаковым значениемω, определяют Q-H-характеристику для ω=const. Так как уравнения пропорциональности получены в предположении постоянства ηг и ηо, то указанные параболы (кривые 3) оказываются линиями постоянного кпд механизма.
Установившийся режим работы насоса при постоянной скорости определяется графическим или аналитическим способами. При графическом - установившийся режим определяется точкой пересечения соответствующей Q-H-характеристики турбомеханизма и характеристики магистрали, подключенной к насосу.
(25.8)
где: Нст=Нвс+Ннаг - сумма высот всасывания и нагнетания. Если насос находится ниже уровня всасывания, Нст=Ннаг-Нвс. При отсутствии статического напора характеристика трубопровода имеет вид кривых 3 (рис.25.5).
Если скорость расчетной точки отличается от номинальной, то соответствующее этой скорости значение кпд определяется следующим образом. Через расчетную точку (например Р на рис.25.5) проводится парабола до пересечения с номинальной Q-H-характеристикой. Точка пересечения дает значение Qe2, которое определяет по кривой η=f(Q)значение кпд.
При аналитических расчетах Q-H-характеристику описывают эмпирической формулой.
, (25.9)
где значения Н0 (или А) и С определяют по двум точкам известной Q-H-характеристики. Одну точку целесообразно брать в начале кривой (при Q=0), а вторую в рабочей зоне. Тогда в первой точке Н=Н0, а во второй . ЗначениеА определяется из формулы Кпд при скоростях, не равныхωн, определяют из следующих соотношений:
(25.10)
где: Qи и ηи - производительность и кпд при номинальной скорости; QA, QB, ηA, ηB - производительность и кпд в начале и конце заданного отрезка.
Более точные формулы для определения Q, H, P и η, особенно для вентиляторов, предложены в [4-22]
(25.11)
Здесь для определения коэффициентов А, В, С, А1, В1, D1 необходимо составлять три уравнения по известным Q-H и Рмех-Q-характеристикам.
Структурная гидромеханическая схема насосной установки с магистралью протяженностью до 100м представлена на рис. 25.6. Здесь жидкость принята несжимаемой. При более длинных магистралях необходимо учитывать упругость жидкости и трубопроводов.
Рис.25.6. Структурная гидромеханическая схема насосной установки
Структурная схема составлена на основе системы уравнений без учета динамической составляющей :
(25.12)
где: - инерционная составляющая давления; Rм - сопротивление магистрали; l - длина трубопровода.
- 25.1.2. Определение нагрузок конвейера и расчет мощности электродвигателя
- 25.1.3. Электроприводы и схемы управления конвейерами
- 25.2. Электропривод турбомеханизмов
- 25.2.1. Характеристики турбомеханизмов
- 25.2.2 Требования, предъявляемые к электроприводу турбомеханизмов и расчет мощности электродвигателей
- Расчет мощности двигателей турбомеханизмов
- 25.2.3. Способы регулирования производительности турбомеханизмов и выбор типа электропривода
- 25.2.4. Автоматизация турбомеханизмов
- 25.3. Электропривод механизмов непрерывного действия с нагрузкой, зависящей от положения рабочего органа
- 25.3.1. Электропривод механизмов с нагрузкой позиционного типа
- 25.3.2. Электропривод механизмов с ударным характером нагрузки
- 25.3.3. Требования к электроприводу поршневых машин и прессов
- 25.3.4. Расчет мощности электропривода механизмов с позиционной и ударной нагрузкой
- 25.3.5. Основные системы автоматизированного электропривода поршневых машин и прессов
- Глава 26. Электропривод механизмов циклического действия
- 26.1. Общие требования, предъявляемые к электроприводу механизмов циклического действия