logo
Цифровые фотокамеры Nikon

2.3 Виды восприятия

В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции:

1) обнаружение -- исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие;

2) различение -- выделение в предмете интересующих человека признаков;

3) идентификация -- сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;

4) опознание знакомых объектов.

Восприятие -- очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным. Например, вы «ловите» маршрутку:

1) вы видите, что едет машина с каким-то, пока не видным, номером -- возможно, вашим (обнаружение);

2) вы всматриваетесь в номер, пытаясь увидеть очертания цифр (различение);

3) приближаясь, черточки начинают приобретать знакомые очертания и становятся похожими на определенные цифры (идентификация);

4) вы узнали номер маршрутки. Это не ваша!

В зависимости от того, что является объектом восприятия, можно выделить следующие его виды:

-- восприятие предметов,

-- времени,

-- движений,

-- отношений между предметами,

-- пространства,

-- человека.

Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, -- по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светлее или темнее).

Например, иллюзии зрения.

А. Диаметр какого кружка на рис.2.2 больше? (Кружок, окруженный кружками поменьше, кажется больше диаметром, чем кружок, окруженный большими кругами).

Рис. 2.2. Диаметр какого кружка больше

Б. Одинаковы ли средние отрезки на рис. 2.3? А короткие отрезки? (Отрезки одинаковы, но кажутся разными).

Рис. 2.3. Одинаковы ли средние отрезки

При восприятии времени минута кажется длиннее, если мы пристально следим за бегом секундной стрелки. При воздействии алкоголя или наркотиков оно замедляется (отсюда множество историй о «заторможенности» восприятия наркоманов). Время, насыщенное приятными эмоциями, событиями, активной деятельностью, вспоминается как более продолжительное. Отрезок времени, в течение которого ничего не произошло, помнится «пустым», «бесследно пролетевшим». Все воздействия, ускоряющие процессы в организме (медикаменты, эмоции, события), ускоряют для нас и течение времени.

Известна иллюзия при восприятии движения, когда сидя в вагоне стоящего поезда и наблюдая в окно движущийся другой поезд, кажется, будто едешь сам.

Женщинам хорошо известно влияние на восприятие отношений между предметами -- например, предметов гардероба: их цвета, размера, рисунка и пр. Синяя кофточка делает бледно-голубые глаза ярко-голубыми. Черная одежда «стройнит», то есть делает объем тела зрительно меньше. Вертикальные полосы на одежде делают вас как будто выше, а горизонтальные -- «короче». Высокий каблук «удлиняет» ногу. Все искусство макияжа, одежды, прически, походки, поз, жестов и т. п. призвано создавать иллюзии восприятия человека как более красивого, стройного, рослого, уверенного и какого-то там еще, нежели он есть на самом деле. В принципе, этот обман невинен, а зачастую даже необходим.

Размер предметов может искажать восприятие пространства. На рис. 2.4 маленький квадрат кажется более удаленным, чем большой. Определенное сочетание линий может давать искаженное восприятия формы предмета и его расположения в пространстве (рис. 2.5).

Рис. 2.4. Какой квадрат более удаленный

Рис. 2.5. Искаженное восприятия формы предмета и его расположения в пространстве