logo search
Радиостанции средней мощности

3.2.4. Антенны радиостанции и антенные устройства

В состав антенно-фидерных устройств входят:

1. Коммутатор передающих антенн КВ-13 – для подключения к симметрирующе-коммутирующему устройству одной из трех симметричных антенн: VH 46/12; 2ВНС 40/12 или 2ВНС 13/9. Коммутация антенн производится при запертом передатчике.

2. Симметрирующе-коммутирующее устройство СКУ-15, которое обеспечивает:

преобразование симметричных вибраторных антенн декаметрового диапазона в Т-образные антенны путем перемыкания симметричного фидера питания антенн;

переход от несимметричного входа к симметричному выходу с коэффициентом трансформации 1:4;

подключение СУ-ДМВ к КПА ДМВ или к КАЗИ;

коррекцию сопротивления АЗИ на нижних частотах диапазона ДМВ;

переключение передающих антенн диапазона ДМВ на прием в симплексном режиме.

3. Коммутатор передающих антенн УКВ-14, который предназначен для подключения:

к СУ передатчика МВ одной из трех антенн: ЛПА, БКА или АЗИ;

одной из данных антенн к приемному тракту в режиме дежурного приема и в симплексном режиме. Коммутация производится при запертом передатчике.

4. Коммутатор АЗИ КАЗИ-49 – для подключения АЗИ к ВЧ тракту передатчика ДМВ (СКУ) или передатчика МВ (коммутатору передающих антенн диапазона МВ). Коммутация производится при запертом передатчике.

5. Коммутатор приемных антенн КПРА-12, который предназначен для:

коммутации приемных антенн к входам двух радиоприемных устройств (ПРМ1, ПРМ2) непосредственно или через разветвители блока БУ19;

подключения передающих антенн к ПРМ1 или ПРМ2 при приеме в симплексном режиме.

6. Устройство согласующее УС-33 – для согласования РЩА с входным сопротивлением РПУ.

7. Устройство согласующее УС-1 – для согласования АПК с входом РПУ.

8. Ввод антенный ВА-26 – для подключения мачтовых приемных антенн к радиостанции.

9. УУ МПА-36 – для управления положением штырей АЗИ.

10. МПА-1, МПА-2 – для изменения положения штырей АЗИ.

В комплект радиостанции входят следующие передающие антенны:

1. Вибратор наклонный сдвоенный 2ВНС 40/12 – для работы пространственной волной в диапазоне 1,5 ÷ 5,0 МГц на расстояниях до 800 км. КУ антенны изменяется по диапазону от 0,7 до 2,7, КНД – от 4,0 до 7,0.

2. Вибратор наклонный сдвоенный 2ВНС 13/9 – для работы пространственной волной в диапазоне 5 ÷ 16 МГц на расстояния до 800 км. КУ антенны от 1,5 до 3,5, КНД – 4,0 ÷ 7,0.

3. Т-образная антенна ТН 40/12 – для работы в диапазоне 1,5 ÷ 2,5 МГц земной волной на расстояния до 100 км. КУ антенны 0,1 ÷ 0,15, КНД – 3,0 ÷ 5,0.

4. Т-образная антенна ТН13/9 – для работы в диапазоне 2,5 ÷ 5 МГц земной волной на расстояния до 100 км. КУ антенны от 0,2 до 2,0, КНД – 3,0 ÷ 5,0.

5. V-образная антенна VН 46/12 (симметричная) – для работы пространственной волной в диапазоне 10 ÷ 30 МГц на расстояния до 2000 км. КУ антенны изменяется по диапазону от 1 до 5,7, КНД – от 2,0 до 10.

6. Антенна зенитного излучения с длиной штырей 4 м – для работы в диапазоне 1,5 ÷ 30 МГц пространственной волной на расстояния до 350 км. КУ изменяется от 0,01 до 2 с ростом частоты, КНД – 3,0 ÷ 4,0. АЗИ с длиной штырей 6 м – для работы в диапазоне 1,5 ÷ 30 МГц. Ее КУ в 3 – 4 раза выше в начале диапазона, чем у АЗИ со штырями длиной 4 м.

7. Логопериодическая антенна ЛПА-68 на мачте высотой 12 м – для работы в диапазоне 30 ÷ 80 МГц на расстояния до 200 км. КУ – 6 ÷ 7 дБ. Возможна горизонтальная или вертикальная поляризация. Ширина ДН в горизонтальной плоскости 90 ÷ 120°.

8. V-образная антенна VН 46/12 (несимметричная) – для работы пространственной или земной волной в диапазоне 1,5 ÷ 10 МГц на малые и средние дальности. КУ изменяется по диапазону от 0,1 до 1,0.

9. Биконическая антенна, устанавливаемая на мачте высотой 12 м, предназначена для работы в диапазоне 30 ÷ 80 МГц на расстояния до 80 ÷ 100 км. КБВ в коаксиальном кабеле не менее 0,4. Поляризация вертикальная. Коэффициент усиления 1 ÷ 2 дБ.

10. Крышевая двухштыревая антенна (штыри 2 м от АЗИ в вертикальном положении) предназначена для работы в диапазоне 30 ÷ 80 МГц на расстояния до 70 км. КБВ на коммутаторе АЗИ не менее 0,15. В УКВ диапазоне влияние состояния почвы на параметры антенн можно не учитывать, если антенны подняты на высоту большую, чем 0,5λ. Надежность связи в этом диапазоне определяется в основном профилем и состоянием трассы связи. Наличие на трассе многочисленных всхолмленных участков либо наличие густолесистых участков сильно ослабляет радиоволны вертикальной поляризации.

Радиостанция укомплектована следующими приемными антеннами:

1. Вибратор наклонный ВН13/9, предназначенный для работы пространственной волной в диапазоне 1,5 ÷ 16 МГц.

2. Т-образная антенна ТН 13/9, предназначенная для работы земной волной в диапазоне 1,5 ÷ 5 МГц.

3. V-образная антенна VН 46/12 – для работы пространственной волной в диапазоне 10 ÷ 30 МГц.

4. Приемная ЛПА – для работы в диапазоне 30 ÷ 80 МГц.

5. Антенна ШТ 4 м, устанавливаемая на мачте, – для приема земных и пространственных волн в диапазоне 1,5 ÷ 40 МГц, а с уменьшенной до 2 м длиной – в диапазоне 1,5 ÷ 80 МГц.

6. Антенна ШТ 2 м, устанавливаемая на крыше радиостанции, – для работы в диапазоне 30 ÷ 80 МГц в составе ДКАС.

7. Рамочно-щелевая антенна – для работы в диапазоне 1,5 ÷ 30 МГц в составе ДКАС.

8. Антенна приемная крышевая – для работы в диапазоне 1,5 ÷ 30 МГц. Используется РПУ3 для оценки помех при работе радиостанции на крышевые антенны в движении или на стоянке.

В состав внутренней оконечной аппаратуры входят:

аппаратура Т-230-1АМ;

аппаратура Т-240Д;

аппаратура Т-235-1У;

клавиатура КЛ-48 – для формирования сигналов кода Морзе с дискретно регулируемой скоростью передачи от 30 до 250 знаков/мин в режиме "ДКМ".

Система электроснабжения включает в себя:

пульт управления СЭС ПУ-4 и коммутаторы БК-3 и К-21;

вводно-соединительные устройства СВ-1, ЩП и ФС-2;

электроагрегат;

аккумуляторные батареи.

Кузов-фургон разделен на отсеки операторов, передатчиков и агрегатный.

Отсеки операторов и передатчиков разделены звукоизолирующей экранирующей перегородкой, в которой имеется дверь для обслуживания отсека передатчиков и для аварийного выхода обслуживающего персонала из радиостанции при опрокидывании ее на правую сторону. Агрегатный отсек отделен щитами, часть из которых съемные. В кузове радиостанции предусмотрены рабочие места начальника радиостанции (рис. 3.5) и рабочее место радиста-оператора. Размещение оборудования в кузове радиостанции представлено на рис. 3.6.

Рис. 3.5. Оборудование рабочего места начальника радиостанции

Рис. 3.6. Размещение аппаратуры внутри кузова по левому борту и передней стенке

В зоне обслуживания начальника радиостанции на стойке размещены: ПНР, ЭВМ "Багет-41" с блоком расширения интерфейсов БТ41-400, накопитель на гибких магнитных дисках. Справа от начальника радиостанции размещены: возбудители ВО1, ВО2, РПУ1, РПУ2, РПУ3, блок АПК.

Слева от рабочего места начальника радиостанции размещена стойка, на которой установлены: блок абонентского кросса БАК1, блок часов электронных БЧЭ-29, осциллограф С1-125, модем АТ-3004, два исполнительных полукомплекта ИП3, устройство документирования УД-М, коробки соединительные КС18, КС19.

В зоне обслуживания радиста-оператора у передней стенки кузова размещены: в стойке – два блока БАУС-2, коммутатор каналов КК26, клавиатура КЛ-48, блок управления БУ-19, коммутатор приёмных антенн КПРА-10.

У передней стенки кузова размещены шкафы, в которых установлены: пульт управления СЭС ПУ-4, ПРО-28, щит управления кондиционером, пульт управления электроагрегатом, щиты управления ФВУ и отопителем.

В отсеке передатчиков у левого борта кузова (ближе к задней панели) установлена стойка УМ ДМВ, на ней – блок АСУ ДМВ, над блоком АСУ ДМВ закреплен блок СКУ. Над СКУ на потолке кузова расположен коммутатор передающих антенн диапазона ДМВ. Рядом со стойкой УМ ДМВ расположена стойка УМ МВ, на ней – блок АСУ МВ. На блоке АСУ МВ закреплены эквиваленты нагрузок ЭН-16 и ЭН-20.

Над стойкой УМ МВ установлены: УУ МПА, коммутатор передающих антенн МВ диапазона. Справа от УМ МВ находятся шкафы для размещения документации и ЗИП. Под ними находится встроенный лежак для отдыха.

В отсеке операторов у правой панели кузова установлены два стола. На них размещены: аппаратура Т-230-1АМ, Т-235-1У, Т-240Д, коммутатор абонентский КА-11, пульт управления радиостанцией Р-163-10В ПУ-10В.

В левом столе размещены: блок питания с выходным напряжением 27 В, блок питания аппаратуры Т-230-1АМ. В правый стол помещен приемопередатчик радиостанции Р-163-10В.

На скосе кузова над столом закреплены две коробки распределительные КР1 и КР2.

У правой панели кузова (у задней стенки) находится отсек, в котором размещен ЭА АД-16У-Т-400-1В. Над ЭА размещаются две АКБ, ЩП и ЗИП.

Рядом с агрегатным отсеком установлен стол, в котором закреплен фильтр сетевой. На столе помещен блок коммутации БК-3, над ним закреплен воздухообрабатывающий агрегат кондиционера.

На задней стенке кузова закреплены: коммутатор АКБ – К-21 и коммутатор АЗИ – КАЗИ-39.

В кабине водителя установлена радиостанция Р-163-1У, предназначенная для ведения служебной связи на марше и при развертывании радиостанции. Над приборной доской расположен пульт кабины ПК-25.

Антенный ввод ВА-26 расположен на левом борту кузова ближе к кабине. Ввод линейный ВЛ-146 расположен на левом борту кузова правее ВА. На правом борту кузова, ближе к задней стенке, расположен силовой ввод. Все вводы снабжены светомаскировочными лампами сине-зеленого цвета и защитными козырьками.

Для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ, бактериальных средств кузов оборудован фильтро-вентиляционной установкой ФВУА-100А-24, которая обеспечивает подачу внутрь кузова воздуха, очищенного фильтрами, и создает внутри кузова избыточное давление 25 мм вод. ст.

Для снижения температуры воздуха в кузове в условиях внешних высоких температур радиостанция оборудована кондиционером.