1.4.1 Алгоритмы, применяемые в существующих КСА
Алгоритм последовательного сглаживания координат траектории движения ВО [4, 5].
Сущность метода последовательного сглаживания (оценки) координат.
Пусть в момент времени t(n-1) где n число измерений, нам известны оценка координаты (n-1) и оценка скорости (n-1). Зная их и модель движения воздушного объекта можно определить (например, при прямолинейном и равномерном движении) экстраполированное значение координаты.
Xэn=n-1+xn-1(tn-tn-1), (1.1)
где: Xэn - экстраполированное значение на n измерении;
В момент времени tn поступило измеренное значение координаты Хn.
Требуется по измеренному и экстраполированному значениям получить оценку координаты на момент времени tn n:
n=Xэn+Ln(Xn-Xэn), (1.2)
где: Ln- коэффициент сглаживания. Значение Ln можно выразить через количество измерений n.
Ln=2(2n-1)/n(n+1) (1.3)
Однако на практике обычно пользуются количеством корректур k=n-1.
Lk=2(2k+1)/(k+1)(k+2) (1.4)
Рассмотренный метод не требует больших объемов памяти ЭВМ, так как в процессе расчетов используются только два значения - экстраполированное значение координаты на момент сглаживания (Xэn) и
измеренное значение на момент сглаживания (Xn). Кроме того, результаты вычислений выдаются сразу, после получения измеренного значения (не требуется накопление значений) и нет ограничений по количеству измерений, что и объясняет применение данного алгоритма в созданных комплексах.
1) Последовательное сглаживание скорости;
При последовательном сглаживании скорости воздушного объекта [5] на n период обзора располагаем сглаженным значением скорости в n-1 обзоре
xn-1 и рассчитанным (измеренным) значением скорости в n обзоре. Для равномерного и прямолинейного движения, по аналогии с алгоритмом сглаживания координат можно записать алгоритм сглаживания скорости.
xn=xn-1+Bn(Xn-Xэn)/T, (1.5)
где: Bn=6/n(n+1) n количество измерений. Через количество корректур Bk=6/(k+1)(k+2);
T - время прошедшие между измерениями на n-1 шаге и измерением на n шаге.
Графики, показывающие зависимость коэффициентов сглаживания координат и скорости от количества корректур представлены на рисунке 1.3, а значения коэффициентов в таблице 1.1.
"right">Таблица 1.1
Ln |
1 |
0.5 |
0.3 |
0.2 |
0.14 |
0.10 |
0.08 |
0.07 |
0.06 |
0.05 |
0.04 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.02 |
|
Bn |
1 |
0.83 |
0.7 |
0.6 |
0.52 |
0.46 |
0.42 |
0.38 |
0.35 |
0.32 |
0.3 |
0.28 |
0.26 |
0.24 |
0.23 |
|
K |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Рис. 1.3
Из графиков видно, что с увеличением числа корректур k уменьшается значение коэффициентов, т.е. при сглаживании координат и скорости с увеличением количества измерений уменьшается вес последнего измерения и, при достаточно большом n, алгоритм перестает реагировать на измерение входного сигнала. В аппаратуре число k выбирается в зависимости от характера движения ВО. Например, если цель движется прямолинейно и равномерно, то k<8 и коэффициенты сглаживания достигают минимальных значений (Lk=0.38 , Bk=0.07). При обнаружении факта выполнения ВО манёвра k сбрасывается до 2 (Lk=0.83 , Bk=0.5) [4, 5].
2) Выявление маневра;
Качество функционирования боевых алгоритмов в КСА КП существенным образом зависит от правильной оценки закона движения ВО.
Эту задачу обнаружения факта изменения характера движения воздушного объекта, с последующей адаптацией боевых алгоритмов, решают специальные устройства (или алгоритмы) обнаружения маневра воздушного объекта.
Вопрос о наличии маневра решается в зависимости от типа боевых алгоритмов, оценки траектории движения воздушного объекта. Однако в основе любых критериев лежит проверка статических гипотез. Для оптимальных алгоритмов оценки параметров траектории, маневр определяется путем сравнения величины отклонения измеренного значения координаты от экстраполированного с некоторым порогом dX.
Xn-Xэn>=dX (1.6)
Кроме того, на практике используют критерий приращений курса и скорости, полученных в соседних обзорах РЛС. То есть задача выбора критерия маневра цели сводится к выбору величины порога, который определяется из тактико-технических характеристик РЛС, ВО, и ошибок алгоритмов [4, 5].
3) Стробирование отметок;
Существуют физические и математические методы стробирования [5], отличаются они только методом реализации. Размеры стробов вычисляются на основе ошибок алгоритмов, тактико-технических характеристик РЛС, маневренных возможностей ВО и заданной вероятностью попаданием в строб истинных отметок траектории движения ВО. При наличии маневра, или пропуске отметки в траектории размеры строба целесообразно увеличить. Принадлежность отметки определяется
|Xn-Xэn|=<dX.
4) Методы сличения отметок в стробе
При сопровождении траектории воздушного объекта в строб, кроме истинных отметок, могут попадать ложные отметки и отметки, принадлежащие другим траекториям. Это создает неопределенную ситуацию при отборе отметки для продолжения траектории воздушного объекта. Устранение этой неопределённости осуществляется на этапе сличения [5].
Наиболее широко применяемые методы сличения:
- Метод одного строба.
- Метод минимальных эллиптических отношений.
- Метод наименьших расстояний.
Метод одного строба состоит в том, что вокруг ЭТ, выставляется строб. Логика принятия решения сводится к следующим правилам:
- если в строб попала отметка, то считается, что она принадлежит данной траектории.
- Если в строб не попала ни одна отметка, то в качестве отметки воздушного объекта принимается экстраполированная точка.
- При попадании в строб нескольких отметок за истинную отметку может быть принята отметка, которая первая попала в строб, или все отметки, попавшие в строб. В этом случае будут формироваться несколько ложных траекторий, которые в последствии отсекаются.
Метод минимальных эллиптических отношений заключается в вычислении для каждой из отметок, попавшей в строб, эллиптического отклонения (1.7).
,(1.7)
где: Х2 , Y2 расстояние между ЭТ и текущей точки;
, ошибки определения x, y.
Решение о выборе истинной отметки принимается по минимуму . Данный метод дает оптимальное решение при попадании в строб более одной отметки, но для его применения необходимо знать характеристики рассеивания отметок.
Метод наименьших расстояний состоит в вычислении для каждой из отметок, попавшей в строб отклонения (1.8).
(1.8)
и выбор текущей отметки для продолжения траектории ВО выбирается по минимуму R.
- ВВЕДЕНИЕ
- В 1. Описание предметной области
- В 4. Применяемые методы
- 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- 1.1 Обзор основных понятий и терминов
- 1.2 Анализ тракта выдачи информации РЛС 55Ж6
- 1.3 Основные операции вторичной обработки информации
- 1.4 Анализ алгоритмов вторичной обработки информации
- 1.4.1 Алгоритмы, применяемые в существующих КСА
- 1.4.2 Оптимальные алгоритмы сглаживания и экстраполяции параметров траектории движения по критерию максимального правдоподобия
- 1.4.3 Сравнение алгоритма коэффициентов с адаптивным оптимальным алгоритмом
- 1.5 Устройства сопряжения
- 1.6 Разработка программного комплекса вторичной обработки
- 1.6.1 Структурная схема программного комплекса вторичной обработки
- 1.6.2 Средства программирования
- 1.7 Описание программного комплекса вторичной обработки
- 1.7.1 Требования к аппаратному и программному обеспечению
- 1.7.2 Руководство пользователя
- 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТА
- Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- Третичная обработка радиолокационной информации
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- Обработка радиолокационной информации
- Первичная обработка радиолокационной информации
- 7.2. Автоматизированная система отображения радиолокационной информации
- 5.2.Система сбора, обработки и отображения информации