logo
Лабораторные / АРК

Радиокомпас арк-10

Радиокомпас АРК-10 предназначен для решения всех типовых задач, решаемых другими радиокомпасами. Кроме этого он обеспечивает непрерывное определение расстояния до пеленгуемого радиопередатчика. В радиокомпасе используются незначительное число радиоламп и широко применены полупроводниковые диоды и триоды.

Основные характеристики компаса:

1) дальность действия при пеленговании передатчика мощности 500 Вт на высоте 5000 м около 220 км;

2) диапазон рабочих частот 120–1340 кГц;

З) количество предварительно настроенных частот 9;

4) чувствительность приемника не хуже 10–12 мкВ;

5) потребляемая электроэнергия: 27 В, 1,5 А и 115 В, 400 Гц, 1 A;

6) вес 28 кг.

В комплект радиокомпаса входят:

1) блок направленной антенны (рамки);

2) усилитель сигнала рамки;

3) коммутатор фазы (балансный модулятор);

4) ненаправленная антенна;

5) контур сложения;

6) приемник;

7) управляющая схема;

8) звуковой генератор;

9) двигатель вращения рамки;

10) система дистанционной передачи угла поворота рамки (сельсинная система и индикатор курса);

11) счетно-решающий прибор и индикатор измерения дальности.

Структурная схема радиокомпаса приведена на Рис. 10. Как видно из рисунка, схема незначительно отличается от схем других компасов. В приемнике применено двойное преобразование частоты, что улучшает избирательность приемника. Для приема тонально немодулированных сигналов используется отдельный гетеродин.

Как отмечалось выше, особенностью радиокомпаса АРК-10 является наличие системы измерения дальности. Система состоит из косинусного потенциометра блока рамочной антенны, блока дальности и счетчика дальности, а также датчика воздушной скорости самолета. Счетно-решающее устройство использует информацию с выхода радиокомпаса и выхода датчика воздушной скорости и реализует метод счисления пути для определения расстояния. Для счисления необходимо знание в каждый момент времени величины воздушной скорости и курсового угла выбранной радиостанции. Напряжение, пропорциональное величине воздушной скорости, с выхода датчика скорости подается на косинусный потенциометр блока рамочной антенны. Поскольку косинусный потенциометр поворачивается электродвигателем рамки вместе с ротором сельсин-датчика, то с него снимается напряжения, пропорциональное косинусу курсового угла радиостанции.

Кроме этого выходное напряжение потенциометра пропорционально входному, т.е. пропорционально величине воздушной скорости. Выходное напряжение, пропорциональное скорости и косинусу курсового угла, поступает в блок дальности на интегрирующий двигатель, имеющий ту особенность, что его частота вращения прямо пропорциональна величине питающего напряжения. Таким образом, число оборотов двигателя за временной промежуток пропорционально пройденному самолетом расстоянию в направлении на радиостанцию или от нее.

Принцип работы системы измерения дальности поясняется Рис. 11. Пеленгуемая радиостанция располагается в точке О, самолет в начальный момент счисления – в точке А, начальное расстояние ОА должно быть известно. При перемещении самолета в точку В происходит увеличение дальности на величину СВ (предполагается, что ОА=ОС). Отрезок СВ рассчитывается как произведение CB = AB⋅cosφ = AB⋅cos(КУР) в косинусном трансформаторе. Система позволяет измерять дальность при полете по любому криволинейному маршруту, однако приемлемая точность (около 5%) обеспечивается только в областях значений курсовых углов, отличающихся от 0 или 180° не более чем на ± 30°.

  1. Структурная схема радиокомпаса APK-10

  1. Принцип определения дальности

  1. Диаграмма направленности антенны