Лекция 4. Основы организации связи правоохранительных органов
1. Система связи правоохранительных органов.
2. Сеть связи.
3. Управление системой связи в УИС.
1. Система связи правоохранительных органов
Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от уровня технической оснащенности правоохранительных органов, на которые возложено проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, содержание заключенных под стражей и т. д.
Исход расследования любого происшествия находится в тесной связи с вопросом о своевременности и эффективности выполнения самых первых действий оперативного характера, обеспечивающих раскрытие преступления. Именно первоначальная стадия работы по делу позволяет реализовать наибольшие возможности для сбора необходимых данных о преступнике, его обнаружения, преследования и задержания. Не случайно еще в древнем уголовном праве придавалось важное значение такому мероприятию, как «гнать по следу». Раскрытие преступлений по горячим следам не утратило своего значения до сих пор.
Таким образом, важнейшим фактором оперативной работы, как, впрочем, и следственной, является быстрота, что в значительной мере определяется четкостью взаимодействия оперативных работников, выполняющих какое-либо задание, связанное с установлением, розыском и задержанием скрывшегося преступника. Совершенно очевидно, что обеспечить надлежащую четкость взаимодействия невозможно без хорошо налаженной связи.
Нередко преступник разыскивается одновременно несколькими группами оперативных работников, действующими в разных направлениях. Иногда одной из групп в момент поиска удается получить важную дополнительную информацию, например, о возможности нахождения преступника в определенном месте района действия другой группы. Наличие средств связи, особенно радиосвязи, позволяет быстро передать этой группе нужные сведения. Подобная информация после направления оперативных групп для выполнения задания может поступить к руководителю поиска, координирующему деятельность всех групп.
Следует отметить важную роль средств радиосвязи применительно к организации прочесывания местности в затруднительных условиях: на обширной территории со сложным рельефом, лесными массивами, в крупных населенных пунктах и т. д. Наличие радиосвязи между поисковыми группами дает возможность своевременно оценивать обстановку и полноту обследования местности, уточнять и изменять маршруты и, таким образом, повысить эффективность оперативного мероприятия. Радиосвязь способствует также четкой координации действий моторизованных групп и пеших патрулей.
Трудно переоценить значение связи между следственными и оперативными группами, участвующими в обысках, которые проводятся в разных местах в одно время. Внезапные одновременные обыски у всех соучастников преступления или у обвиняемого и его родственников нередко дают положительные результаты. Такой метод лишает обвиняемого возможности принять меры по сокрытию искомых предметов после неудачно проведенного только в одном месте обыска. Средства связи, имеющиеся у этих групп, позволяют им своевременно обмениваться информацией о ходе и результатах обысков, что может значительно повысить результативность дальнейших действий.
Еще более результативным средством оперативной связи является телевидение. Его информационная емкость значительно больше, чем радио. Так, в следственной и оперативной работе иногда возникает необходимость срочно послать в определенное место сообщение, касающееся конкретного лица или предмета. Понятно, что никакое словесное описание не может сравниться с изображением объекта, обладающим фотографической точностью, а также позволяющим передавать динамику его движений. Например, средства телевидения в сочетании с прибором ночного видения дают возможность наблюдать за объектами в темное время суток и передавать изображение на пункт наблюдения, при этом оперативный работник следит за объектами, находясь в помещении перед экраном телемонитора.
Широко практикуется использование общественных телевизионных каналов. Зрителям обычно демонстрируют внешность разыскиваемого преступника или жертвы убийства и просят сообщить в органы внутренних дел, если кому-нибудь что-либо известно о них. Таким путем не- однократно удавалось установить личность преступников и потерпевших.
Итак, связь в системе правоохранительных органов является основным средством, обеспечивающим постоянное управление ими и их подразделениями.
Оптимальность управления во многом зависит от своевременности получения осведомительной информации от населения, учреждений, организаций, соответствующих подразделений правоохранительных органов, а также отдельных сотрудников этих органов. Она позволяет анализировать оперативную обстановку, быстро принимать необходимые меры, оперативно управлять подразделениями и службами, организовывать взаимодействие между органами правопорядка и их отдельными службами и координировать их действия. Решение этих вопросов во многом зависит от четкой организации прямой и обратной связи, в том числе от того, насколько быстро доводятся до исполнителей управленческие решения.
Применение средств связи способствует эффективному управлению на стадиях получения осведомительной информации и передачи управленческих решений.
Средства связи позволяют в любое время года и суток, в любую погоду получить и передать информацию, управлять подразделениями и службами органов правопорядка.
Связь – это неотъемлемая часть системы управления правоохранительными органами. Она обеспечивает надежную, своевременную и качественную передачу всех видов информации в интересах управления ее субъектами. Организация связи обусловливается структурой субъектов правоохранительных органов, спецификой их деятельности, необходимостью взаимодействия и внутри системы, и вне ее – с другими министерствами и ведомствами.
Система связи правоохранительных органов является технической основой системы управления этих органов, ее информационной инфраструктурой. Она предоставляет руководству правоохранительных органов возможность своевременно и гарантированно доводить управленческие решения до подчиненных, осуществлять сбор информации в любых условиях оперативной обстановки.
Для обеспечения управления конкретным субъектом правоохранительных органов создается его объединенная система связи как совокупность территориальной системы, мобильных узлов и специальных систем связи.
Территориальная система связи базируется на сети связи общего пользования, стационарных опорных сетях связи главных управлений (министерств) и территориальных органов конкретных субъектов правоохранительных органов. Создаваемая по территориально-зоновому принципу система характеризуется высокой степенью независимости по отношению к структурным изменениям, происходящим в системе управления. Территориальная система связи наращивается за счет приема каналов из сети связи общего пользования, а также использования подвижных (мобильных) узлов связи.
Мобильные узлы связи обеспечивают управление силами субъектов правоохранительных органов, действующими в отрыве от мест постоянной дислокации, при проведении оперативно-розыскных мероприятий и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Специальные системы связи предназначены для поддержания шифрованной и конфиденциальной связи руководства и решения специфических задач в интересах оперативных служб.
Структура системы связи включает в себя подсистемы:
- управления – органы управления связью;
- доставки сообщений – сети электро- и почтовой связи;
- обеспечения связи.
Задачи управления предъявляют к системе связи следующие требования: своевременность, надежность, достоверность, достаточная пропускная способность и скрытность передачи информации.
Своевременность связи – это способность обеспечивать передачу (прием) сообщений в сроки, определяемые оперативной обстановкой.
Надежность связи – способность обеспечить непрерывное управление в любых условиях оперативной обстановки.
Достоверность – способность связи обеспечивать воспроизведение передаваемых сообщений в пунктах приема с заданной точностью.
Пропускная способность системы связи – возможность передачи определенных объемов информации в единицу времени.
Скрытность связи – это сохранение в тайне содержания передаваемой информации и сам факт ее передачи.
Электросвязь (электрическая связь) представляет собой всякую передачу или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.
Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
2. Сеть связи
Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи, расположенных на территории России, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под сетью электросвязи следует понимать технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передачи: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ПК, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.
Сеть связи общего пользования – это составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано.
Ведомственные сети связи – сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования.
Материальной основой для создания сети связи являются средства связи – технические устройства, применяемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений, то есть средства связи вместе со средствами компьютерной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Сети связи правоохранительных органов строятся по радиально-зоновому принципу. В структуру связи ее конкретного субъекта входят:
– пункт управления сетью (администратор сети);
– узлы связи: центральный; территориальный; подразделений (учреждений); запасных пунктов;
– линии связи: линии прямой связи; линии привязки; арендованные каналы и тракты;
– техническое обеспечение: межрегиональные восстановительные базы (ремонтные центры и т. п.); отделения ремонта узлов связи; склады.
Таким образом, в составе ведомственной сети функционируют центральный и территориальные узлы связи в субъектах Российской Федерации, а также линии (каналы) связи, организованные между ними.
Узел связи представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств связи для образования и коммутации каналов, обмена сообщениями с абонентами сетей связи и сопряжения сетей связи между собой.
Центральные узлы субъектов правоохранительных органов структурно входят в состав своих центральных органов и предназначены для обеспечения всеми видами связи руководства и структурных подразделений. Центральный узел связи является главным узлом ведомственной сети связи, на него возлагается функция администрирования сети. В вопросах обеспечения связи ему подчинены все узлы связи территориальных органов.
Узлы связи территориальных органов (министерств, управлений) предоставляют услуги их руководству, структурным подразделениям и обеспечивают связь:
- с подчиненными подразделениями (учреждениями, органами);
- отдельно дислоцированными подразделениями (специального назначения, охраны, конвоирования, формируемыми по необходимости сводными отрядами, подвижными узлами связи и др.);
- взаимодействующими службами (воинскими частями, структурами местного самоуправления и т. д.).
Центральный и территориальный узлы связи организационно состоят из центров (отделов), отделений и групп. На центры возлагаются задачи по обеспечению определенного вида связи (внутренней связи, каналообразования, специальной связи и т. д.). Отделения (группы) выполняют вспомогательные функции и организационно входят в состав центров либо являются отдельными подразделениями узлов связи (отделение мобильной связи, группа радиосвязи и т. д.).
Для удовлетворения потребностей сети связи в средствах связи, поддержания их в постоянной готовности к применению, обеспечения безотказной работы, быстрого восстановления и возврата в эксплуатацию используются межрегиональные ремонтно-восстановительные базы (мастерские), отделения ремонта узлов связи и склады территориальных органов управления или центров инженерно-технического обеспечения (ЦИТО).
Для выполнения задач по обеспечению связью узлы связи соединены линиями связи, под которыми понимают физическую среду распространения электромагнитных волн (металлический или оптический кабель, атмосфера), обеспечивающую передачу сигналов электросвязи (радио-, радиорелейных, проводных, спутниковых и др.)
Линии прямой связи развертываются непосредственно между узлами связи конкретного субъекта правоохранительных органов.
Линии привязки соединяют узлы связи субъектов правоохранительных органов с узлами операторов связи или узлами взаимодействующих министерств (ведомств) для приема в эксплуатацию арендуемых каналов.
Канал – это совокупность среды распространения, оконечной и коммутационной аппаратуры связи, обеспечивающая передачу сообщения от его источника получателю. В зависимости от вида сообщения каналу присваивают название (телефонный канал связи, телеграфный канал связи, канал передачи данных). По территориальному признаку канал электросвязи может быть междугородным, магистральным, зоновым, местным. Каналу связи присваивают название «аналоговый» или «цифровой» в зависимости от метода передачи сигналов электросвязи, а если на разных его участках используются аналоговые или цифровые методы передачи сигналов электросвязи, то – «смешанный аналого-цифровой канал передачи». Цифровому каналу, в зависимости от скорости передачи сигналов электросвязи, присваивают названия: «основной», «первичный», «вторичный», «третичный», «четвертичный».
Среда распространения сигналов электросвязи или применяемых средств позволяет различать проводную, радио-, радиорелейную, тропосферную, спутниковую, оптико-электронную связь и др. В системе связи правоохранительных органов наибольшее распространение и применение нашли проводная, радио-, радиорелейная и спутниковая связь.
Проводная связь – электросвязь, в качестве среды распространения которой используются проводные (металлические или волоконно-оптические) линии связи. Система связи строится в основном на проводных каналах связи, арендуемых у операторов взаимоувязанной сети связи России. Заметим, что проводные линии занимают значительное место в структуре ведомственных сетей связи.
Радиосвязь – электросвязь, осуществляемая посредством радиоволн. Для организации радиосвязи используются ультракоротковолновые (УКВ) и коротковолновые (КВ) радиостанции. Тип, мощность радиостанций и рабочие частоты определяются схемой организации радиосвязи.
Основной способ организации связи – это радиосеть с возможностью связи «каждого с каждым». При необходимости радиосвязь организуется по радионаправлениям, для увеличения ее дальности используются ретрансляторы.
При наличии в регионе технической возможности и средств для оперативной связи руководства правоохранительных органов используется сотовая, транкинговая (радиотелефонная связь с автоматическим предоставлением ограниченного числа каналов радиосвязи большому числу пользователей) и пейджинговая радиосвязь.
Радиорелейная связь – радиосвязь, осуществляемая с использованием радиорелейных систем передачи и основанная на ретрансляции радиосигналов на дециметровых и более коротких радиоволнах. Например, радиорелейная линия связи может быть образована из двух радиорелейных станций (однопролетная радиорелейная линия). Радиорелейная связь может обеспечивать привязку узлов связи территориальных органов управления и подразделений к узлам связи взаимоувязанной сети связи, а также применяться для организации линий прямой связи с отдельно дислоцированными подразделениями и учреждениями.
Спутниковая связь – радиосвязь между наземными радиостанциями, осуществляемая посредством ретрансляции радиосигналов через один или несколько спутников Земли. Спутниковая (космическая) связь с использованием портативных телефонов может применяться для связи с территориальными органами в регионах со сложной оперативной обстановкой, запасными пунктами управления в особый период, при авариях, нарушивших работу сети связи общего пользования. Использование спутниковой связи, например, целесообразно для обмена информацией между подразделениями уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел при конвоировании на железнодорожных и отдельных автомобильных маршрутах, а также определения их координат и направления движения.
По виду передаваемого сообщения связь подразделяют на телефонную, телеграфную, факсимильную, передачи данных, телевизионную, почтовую.
Телефонная связь – передача речевых сообщений по каналам электросвязи.
Телеграфная связь – передача документированных сообщений в виде буквенно-цифрового текста.
Факсимильная связь – передача по линиям связи печатных, рукописных, графических и других неподвижных изображений плоских оригиналов с воспроизведением их копий в пунктах приема.
Передача данных – это обмен информацией между вычислительными комплексами, локальными сетями и отдельными ПК по каналам электросвязи.
Телевизионная связь – передача по линиям электросвязи неподвижных и подвижных изображений действий наблюдаемых объектов.
Почтовая связь – доставка почтовых сообщений и периодической печати.
Наибольшее распространение вследствие оперативности, достоверности и доступности в правоохранительных органах получила телефонная связь. Для ведения переговоров используются правительственная междугородная связь (ПМ), ведомственные сети телефонной шифрованной связи, междугородная связь по арендованным и собственным каналам связи, местная и междугородная (автоматическая и заказная) связь по телефонной сети общего пользования, внутренняя телефонная сеть территориальных органов, а также телефонные сети взаимодействующих министерств и ведомств.
Традиционная телеграфная связь сохраняет свою значительную роль в информационном обмене. Она осуществляется с узлов (пунктов) связи, подключенных к сети абонент-ского телеграфирования. В настоящее время на телеграфных сетях связи внедряются современные технические средства на базе вычислительной техники, что позволяет автоматизировать процесс обработки потоков документальной информации.
Оперативный обмен служебными документами возможен по телефонной сети с использованием факсимильных аппаратов. Сообщение при использовании данного вида связи может непосредственно поступать на рабочее место должностного лица.
В настоящее время растет спрос на услуги документальной электросвязи, предоставляемые с использованием сетей передачи данных. Современные технологии обеспечивают широкий набор услуг: электронная почта, доступ к информационным ресурсам баз данных, передача документальных, видео- и голосовых сообщений, телеконференции, аудио- и видеоконференцсвязь.
Внедрение шифрованной связи обеспечивает передачу сведений, содержащих государственную и служебную тайну, между субъектами правоохранительной деятельности, взаимодействующими министерствами и ведомствами.
Правоохранительные органы являются пользователями и почтовой связи, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации. Этот вид связи представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати.
3. Управление системой связи в УИС
Управление системой связи заключается в своевременном проведении мероприятий по организации связи, ее материально-техническом обеспечении, подготовке сил и средств связи к выполнению их предназначения, в том числе к действиям при осложнении оперативной обстановки, проведении розыскных мероприятий и чрезвычайных ситуациях.
Так, например, функционально-структурное обеспечение управления связью в уголовно-исполнительной системе подразумевает, что общее управление связью в УИС осуществляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, в территориальных органах УИС – начальники управлений, учреждениях УИС – начальники учреждений.
Непосредственное руководство системой связи в Федеральной службе исполнения наказаний осуществляет отдел связи, в территориальных органах УИС – подразделения управленческих аппаратов инженерно-технического обеспечения (ИТО), связи и вооружения (отделы, отделения), в учреждениях УИС – старшие инженеры (инженеры) связи либо должностные лица, назначенные приказом начальника учреждения.
На управление системой связи возлагаются следующие задачи:
- планирование развития и совершенствования системы связи;
- организация связи и поддержание ее в рабочем состоянии;
- организация материально-технического обеспечения системы связи;
- проведение специальной подготовки сотрудников;
- подготовка системы связи к действиям при обострении оперативной обстановки, проведении розыскных мероприятий, чрезвычайных ситуациях;
- контроль функционирования системы связи.
Планирование системы связи – это деятельность должностных лиц, направленная на решение комплекса задач по определению способов построения и обеспечения функционирования системы связи, разработку планирующих, рабочих и распорядительных документов. Планирование может быть перспективным и текущим. Оно осуществляется исходя из задач, выполняемых субъектом правоохранительной деятельности, и имеющихся возможностей.
Перспективное планирование включает в себя разработку:
– в федеральном органе – концепций технической политики и перспективного плана развития (совершенствования) системы связи со сроком реализации до 5 лет;
– в территориальных органах – перспективных планов развития (совершенствования) системы связи с аналогичным сроком реализации.
Все перспективные планы согласовываются с вышестоящими органами управления и утверждаются начальниками, осуществляющими руководство связью.
Ежегодно в территориальных органах управления разрабатывается план связи. Он содержит: схему организации связи; схему организации радиосвязи; схему организации проводной и радиорелейной связи; расчет сил и средств связи.
Схема организации связи должна отображать структуру территориальной системы связи, узлы связи и направления связи, центры (пункты) коммутации, каналы взаимодействия. На схеме отмечаются каналы связи без учета способов их формирования и операторов, предоставивших каналы в аренду.
На схеме связи целесообразно указывать типы средств связи, режимы работы радиосредств, распределение каналов, количество корреспондентов в сети, радиостанции с дистанционным управлением и ретрансляторы (для радиостанций с дистанционным управлением – виды соединительных линий).
На схеме проводной и радиорелейной связи отображаются типы каналообразующей аппаратуры, распределение каналов, способы их коммутации и транзита, расчеты трасс связи, аппаратура привязки и места ее установки.
Схемы организации радио-, проводной и радиорелейной связи разрабатываются на карте или отдельных листах бумаги. При небольшом количестве каналов и линий связи схемы могут совмещаться в одном документе.
К схемам организации радио- и радиорелейной связи разрабатываются радиоданные, которые содержат:
- номера радиосетей;
- циркулярные и индивидуальные позывные радиостанций и корреспондентов;
- рабочие и запасные частоты (номера каналов, волн);
- типы радиосредств и места их нахождения;
- серии и номера таблиц, из которых набраны позывные корреспондентов;
- срок действия радиоданных;
- номера и даты выдачи разрешений на использование частот и позывных.
Выделение частот производят штабы военных округов Министерства обороны, МВД (ГУВД, МВД) республик (краев, областей) по заявкам.
Следует отметить, что применение произвольно назначенных частот и позывных запрещается, виновные в их использовании привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
Во всех документах плана предусматривается обеспечение связи при обострении оперативной обстановки, проведении розыскных мероприятий и чрезвычайных ситуациях.
Кроме плана связи на год, в подразделениях на узлах связи разрабатываются месячные, квартальные и полугодовые планы работы. На незапланированные мероприятия готовятся отдельные схемы организации связи.
Для организации связи и поддержания ее в рабочем состоянии в каждом территориальном органе управления готовится распоряжение по связи. Оно разрабатывается на предстоящий год на основе распоряжения и плана связи вышестоящего органа управления (министерство, главное управление и т.д.) и доводится до исполнителя не позднее декабря текущего года.
При разработке распоряжения по связи учитываются:
- потребность в связи подразделений при выполнении ими служебных и производственных задач;
- функции специальных подразделений;
- возможный характер оперативно-розыскных мероприятий, действий при осложнении оперативной обстановки и чрезвычайных ситуациях;
- укомплектованность и техническое состояние средств связи;
- готовность узлов связи к обеспечению связи;
- необходимость связи взаимодействия с другими правоохранительными органами, органами местного самоуправления, сводными отрядами специального назначения и иными привлекаемыми силами и средствами.
В распоряжении по связи территориального органа указываются:
- пункты управления, режимы их работы и порядок связи с ними;
- организация связи с подчиненными подразделениями (проводная, радиорелейная, радио-, спутниковая);
- организация связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обострении оперативной обстановки, чрезвычайных ситуациях;
- порядок осуществления связи взаимодействия;
- режимы работы средств связи;
- мероприятия по обеспечению безопасности связи.
Материально-техническое обеспечение системы связи заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на укомплектование подразделений связи техникой, организацию ее эксплуатации и ремонта. Вопросы материально-технического обеспечения регламентируются ведомственными нормативно-правовыми актами.
В целях подготовки системы связи к действиям при обострении оперативной обстановки, проведении мероприятий и чрезвычайных ситуациях органы управления связью участвуют в разработке необходимых планов действий подразделений.
Контроль за функционированием системы связи осуществляется в целях поддержания всех компонентов ведомственной сети связи в готовности к выполнению возложенных на них задач в установленные сроки, с необходимым качеством. Порядок контроля и критерии оценки определяются ведомственными нормативными актами.
В процессе управления должны учитываться особенности организации связи в различных низовых (подчиненных) подразделениях.
Связь в учреждениях уголовно-исполнительной системы (исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, лечебных исправительных учреждениях) организуется на основании распоряжения по связи территориальных органов уголовно-исполнительной системы силами и средствами этих учреждений. При этом аппаратура и оборудование связи устанавливаются в специальных помещениях или комнатах оперативных дежурных, караулах, подразделениях охраны, исключающих несанкционированный доступ к ним осужденных и посторонних лиц.
Для оперативного руководства в подразделениях на обслуживаемых территориях развертываются собственные сети телефонной связи. Для организации такой связи используются автоматические телефонные станции, пульты оперативной связи, коммутаторы.
Также в учреждениях УИС и дежурных частях горрайорганов внутренних дел, например, могут развертываться сети громкоговорящей связи и радиотрансляции оповещения, устанавливаться переговорные устройства и другая аппаратура связи, обеспечивающая наиболее благоприятный режим функционирования.
Для управления подвижными нарядами используется ультракоротковолновая радиосвязь.
При осложнении оперативной обстановки на территории, обслуживаемой подразделением, связь с ним обеспечивается на приоритетной основе. Немедленно проверяются и вводятся в действие резервные каналы связи на этом направлении. Уточняется расчет личного состава узла связи органа управления и усиливается дежурная смена. Обеспечивается организация прямого канала связи узла связи и центрального узла связи, например, МВД и горрайоргана (при наличии возможности). Резерв средств связи приводится в готовность к использованию. Уточняется план связи, готовится распоряжение по связи и проверяется связь взаимодействия с привлекаемыми (приданными) силами.
Связь в операции организуется, как правило, с помощью подвижного узла связи, к которому организуется радиона-правление от узла связи территориального органа.
Связь с подразделениями специального назначения и сводными отрядами организуется по радио, а при возможности – и по полевым кабельным линиям связи. Для обеспечения непрерывной связи к этим подразделениям, как правило, прикомандировываются специалисты связи территориального органа со своими техническими средствами, радиоданными и документами формализованного управ- ления.
В заключение отметим, что для обучения и подготовки сотрудников, в том числе специалистов связи, вопросы организации и обеспечения связи при осложнении оперативных мероприятий, чрезвычайных ситуациях также включаются в планы проведения занятий по служебной подготовке, штабные тренировки и учения.
В зависимости от технического исполнения и решаемых задач средства связи подразделяются на виды.
Так, для управления подвижными нарядами патрульно-постовой службы и осуществления связи с сотрудниками, находящимися в засаде или осуществляющими другие оперативные мероприятия, в том числе с теми, местонахождение которых до момента связи неизвестно, широко используются средства радиосвязи.
В целях циркулярной передачи управляющих команд, контроля работы служебных нарядов, получения осведомительной информации применяются средства телефонной связи.
Быстрая передача текстов документов с автоматическим буквопечатанием и высококачественным документальным оформлением осуществляется с помощью средств телеграфной связи, передача не только текста, но и изображения – средств телефаксной связи. Средства телеграфной и телефаксной связи могут использоваться для ввода и вывода оперативно-служебной информации с помощью ПК.
При необходимости обеспечить качественную и бесперебойную связь по линиям проводной связи используют радиорелейную связь.
Получить визуальную осведомительную информацию с мест наибольшего скопления людей, а также с различных охраняемых объектов позволяет телевизионная связь.
Для громкоговорящего оповещения и персонального вызова используется связь оповещения и персонального вызова.
- С.С. Епифанов, с.Н. Кленов, в.В. Попов, а.А. Иванов специальная техника правоохранительной деятельности (теоретические, правовые и организационные аспекты)
- Предисловие
- Лекция 1. Специальная техника в системе технического обеспечения деятельности правоохранительных органов
- 1. Научно-технический прогресс и его влияние на правоохранительную деятельность.
- 2. Понятие, классификация и функции специальной техники в системе технического обеспечения правоохранительной деятельности.
- 3. Факторы, влияющие на эффективность применения специальной техники в правоохранительной деятельности.
- Лекция 2. Правовые и организационные основы применения специальной техники
- 1. Система правового регулирования применения специальной техники.
- 2. Организационные основы применения специальной техники.
- Лекция 3. Средства системы защиты объектов
- Инженерные средства охраны и надзора
- Лекция 4. Основы организации связи правоохранительных органов
- Лекция 5. Средства и системы телефонной и радио связи, применяемые правоохранительными органами
- Мобильная радиосвязь
- Радиорелейная связь
- Транкинговая радиосвязь
- Конвенциональная радиосвязь
- Радиотелефонные сотовые сети
- Системы персонального радиовызова
- Системы персональной тревожной сигнализации
- Пейджинговая связь
- Системы спутниковой связи
- Комплексы слежения и пеленгации
- Коротковолновая связь
- Лекция 6. Специальная техника как средство добывания оперативно-розыскной информации
- 3. Роль специальной техники в получении оперативно-розыскной информации.
- 2. Понятие оперативно-розыскной информации.
- 3. Роль специальной техники в получении оперативно-розыскной информации
- Лекция 7. Технические средства обнаружения и фиксации информации
- Приборы наблюдения
- Поисковая техника
- Технические средства фиксации информации
- Лекция 8. Использование в предотвращении и раскрытии преступлений полиграфных устройств
- Лекция 9. Технические средства защиты информации
- Лекция 10. Основы организации компьютерной безопасности в правоохранительных органах
- Специальное программное обеспечение по защите
- Литература
- I. Официальные документы и нормативные акты
- II. Учебники, монографии, пособия