logo
Лаб_Беспроводные сети

1990-Е годы: позиция беспроводных сетей на рынке укрепляется

В течение 1990-х годов беспроводные технологии наконец-то завоевали достойное место на рынке. В начале 60-х годов один из основателей компании Intel Гордон Мур (Gordon Moore) предсказал, что число транзисторов, располагаемых на одном чипе, будет возрастать вдвое примерно каждые 18 месяцев. Со временем оказалось, что это предсказание выполняется на удивление точно. В 1990-е годы действие «закона Мура» привело к появлению быстрых и недорогих чипов для персональных компьютеров и сотовых телефонов; дешевели и другие компоненты телефонов. Кроме того, сети продолжали расширяться, улучшалось качество передачи и приема сигнала. Аппараты, которые прежде стоили более 3000 долларов и свидетельствовали о принадлежности их владельца к элите, теперь стали достоянием масс.

В 1991 году стала предлагать свои услуги первая коммерческая GSM-сеть в Скандинавии. Первый оператор за пределами Европы, а именно в Австралии, появился через год. GSM и другие сетевые стандарты (TDMA, CDMA, а также PDC- Personal Digital Communication, «персональная цифровая коммуникациях») известны сегодня как сети второго поколения (2G).

В 1992 году было заключено первое международное роуминговое соглашение между двумя европейскими операторами — Vodafone и Telecom Finland, позволившее их абонентам пользоваться услугами обеих сетей. Изначально приняв единый технологический стандарт, европейцы получили возможность путешествовать по Европе и везде пользоваться одним мобильным телефоном, чего в США не удавалось реализовать еще шесть лет. Как следствие, в середине 90-х годов наблюдался устойчивый рост числа пользователей сетей GSM .

 Даже в Европе, где правительства поддерживали традиционные телефонные монополии, конкуренция существовала и весьма способствовала широкому распространению беспроводных услуг. Рассмотрим ситуацию в Польше в конце 90-х годов. Когда социалистический лагерь распался в конце 80-х, большинство стран Варшавского договора пошло по капиталистическому пути развития и стало привлекать западных инвесторов, стремящихся сделать бизнес на новых развивающихся рынках. Несмотря на стремительное движение стран бывшего соцлагеря к свободной рыночной конкуренции, переход на новые технологии и услуги осуществлялся гораздо медленнее. По состоянию на 1997 год жителям Польши приходилось ждать четыре года, чтобы установить новый проводной телефон, и на сто человек населения было всего 13 таких телефонов, в то время как на Западе — 50 (см. издание Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), путеводитель «Poland Country Guide», 1997). Разумеется, беспроводная связь при этом оказывалась как нельзя кстати не надо было долго ждать появления домашнего телефона. В результате сегодня многие поляки пользуются беспроводной связью и просто не думают опроводной линии у себя дома.

Хотя польское правительство выдало всего две GSM-лицензии в Польше (Era GSM и Plus GSM), эти операторы очень агрессивно конкурируют друг с другом. Табл. 1.1 наглядно демонстрирует результаты этой конкуренции уже в первые месяцы эксплуатации сетей GSM в Польше. Вначале сотовые телефоны стоили не дешевле 300 долларов, и за подключение приходилось платить столько же. Но уже через шесть месяцев цена подключения снизилась до 1 доллара, телефоны тоже заметно подешевели, и в результате число подписчиков стало насчитывать десятки тысяч.

В США, наоборот, общенациональный роуминг было трудно организовать. Благодаря политике FCC сформировался сотовый рынок с разными технологиями и наличием конкурентов в каждом регионе. Если взаимодействие GSM-сетей обеспечивается просто, то связь между американскими сотовыми сетями, построенными на основе различного оборудования и переключателей, — процесс длительный и сложный. Более того, местные операторы не видят для себя выгоды в организации роуминга и, напротив, больше заинтересованы в защите своего локального рынка, чем в предложении общенациональных услуг. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 1990-х годов, когда АТ&Т Wireless и Sprint PCS предложили своим пользователям тарифные планы с общенациональным роумингом — примерно через шесть лет после того, как GSM-роуминг появился в Европе.