logo
Лаб_Беспроводные сети

1980-Е годы: рынок услуг беспроводной связи начинает развиваться

Ввиду несомненного успеха систем AMPS правительство США столкнулось с необходимостью выделить дополнительный ресурс радиочастотного спектра для беспроводных коммуникаций. Перед американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям (Federal Communications Commission, FCC) была поставлена задача выработать процедуру лицензирования радиоспектра для удовлетворения запросов рынка. Весной 1981 года FCC огласила свое намерение выделить полосу частот в 40 МГц в главных промышленных и городских регионах США. Это был очень существенный шаг в плане развития коммуникационной емкости. Такая полоса спектра давала возможность организации 666 каналов сотовых коммуникаций в каждом регионе. По сравнению с имеющимися до тех пор 44 каналами это был настоящий «квантовый скачок» в сторону увеличения емкости (см. James 3. Murray. Wireless Nation. — Cambridge, Massachusetts: Perseus Publishing, 2001, р. 25). Изначально FCC стремилась обеспечить мобильной сотовой связью крупные города США, но в конечном счете такая сеть должна была охватывать все 300 промышленных регионов страны.

Чтобы создать конкуренцию на рынке, FCC выдала по две лицензии на каждый участок: одну — местной телефонной компании, другую — беспроводной компании. Что не менее важно, FCC изначально не обращала никакого внимания на техническую сторону: победитель на аукционе лицензий мог развертывать сеть на основе любой технологии. Подобное решение очень характерно для политики невмешательства в экономику администрации Рональда Рейгана (Ronald Reagan). Кроме того, здесь сказался и недавний правительственный антимонопольный раздел компании АТ&Т.

По мнению FCC, наличие двух операторов в каждом регионе гарантировало конкуренцию на телекоммуникационном рынке и препятствовало появлению национального монополиста сотовой связи. После раздела АТ&Т в 1982 году стало ясно, что беспроводной рынок будут создавать несколько новых игроков, но уж никак не АТ& Т. Эта фирма даже не участвовала в первом аукционе лицензий на частоты, оставив рынок открытым для новых предпринимателей. Когда в 1993 году АТ&Т все же вышла на рынок сотовой связи благодаря приобретению компании McCaw Cellular, это стоило ей более 12 млрд. долларов.

С 1983 года FCC начала выдавать лицензии на разворачивание сетей в основных регионах США. В октябре того же года Ameritech — одна из семи компаний, образовавшихся после раздела АТ&Т, запустила первую коммерческую систему сотовой связи в Чикаго и очень быстро привлекла 3000 абонентов (см. James В. Murray. Wireless Nation. — Cambridge, Massachusetts: Perseus Publishing, 2001, р. 70). Первые сети были аналоговыми; благодаря вышеупомянутой политике невмешательства со стороны FCC развитию совместимых сетей практически не уделялось внимания.