logo
Ярочкин Коммерческая информация фирмы

3. Разглашение конфиденциальной информации

Разглашение конфиденциальной информации ее обладателем есть умышленное или неосторожное действие должностных лиц и граждан, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по работе, приведшие к не вызванному служебной необходимостью оглашению охраняемых сведений, а также передача таких сведений по открытым средствам передачи информации или обработка их на некатегорированных ЭВМ.

Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, утере и оглашении любыми иными способами конфиденциальной информации лицам и организациям, не имеющим права доступа к охраняемым секретам.

В общем плане разглашение возможно в ходе деловых встреч, бесед, при обсуждении планов, замыслов совместных работ, в договорах, в письмах и документах, при посещении фирм, банков, предприятий, заводов, научно-исследовательских организаций и других встречах с отечественными и иностранными представителями. В ходе таких мероприятий партнеры ведут интенсивный обмен информацией делового характера. Именно при общении между ними устанавливаются "доверительные" отношения, приводящие часто к оглашению коммерческих секретов. В значительной степени этому способствуют неофициальные условия: рестораны, пикники, рыбалка, охота, туристические поездки и т.п.

Составные элементы разглашения (сообщение, передача, предоставление, пересылка, опубликование, утеря, оглашение) имеют характерные особенности, присущие различным условиям.

Так, сообщение, передача, предоставление - элементы информационного обмена, возникающего в виде непосредственного, чаще всего профессионального, диалога между специалистами, разработчиками, учеными, руководителями фирм, банков и т.д.

Устный обмен мнениями, выступления перед аудиторией, рассказы на выставках, обмен письмами и т.д. - вот каналы распространения конфиденциальной информации. По оценке некоторых специалистов, при этом разглашается значительная часть наименее доступной информации, практически отсутствующей в каких-либо иных формах. Зачастую для диалога используются средства передачи информации национального и международного масштабов, в том числе телефонная, реже телеграфная или факсимильная системы связи.

Под пересылкой понимается передача материальных носителей информации посредством почты, курьера, посыльного. В основе пересылки лежит традиционное убеждение в том, что если, например, пакет передан почте, то она отвечает за его целостность и своевременную доставку адресату. Однако с момента передачи пакета органам доставки владелец информации, по существу, теряет контроль за его движением. Ведь довольно часто письма попадают не по адресу или вообще теряются. Пакет в пути может быть вскрыт (хотя это и не обязательно при современных средствах промышленного шпионажа) и его содержимое прочитано. Даже опечатывание пакетов не гарантирует безопасность информации. Развитие технических средств пересылки документальной информации типа факсимильной связи и "электронной почты" не уменьшило опасности разглашения коммерческих секретов. Теперь "почтовым ящиком" стали персональные компьютеры, факсимильные аппараты и даже электронные телефонные аппараты, куда могут передаваться не только письма, но и даже целые рукописи.

Опубликованиебывает "открытым" и "закрытым". Под открытым опубликованием каких-либо документов понимается публикация материалов в открытой печати, передача по радио и телевидению, оглашение на международных и внутренних съездах, конференциях, семинарах, совещаниях, при публичной защите диссертаций и других выступлениях, а также свободная рассылка, вывоз материалов за границу или передача их в любой форме иностранным фирмам, организациям или отдельным лицам вне сферы прямых служебных обязанностей.

Информация о новых разработках, о научных достижениях содержится в различных научных трудах, которые подразделяются на опубликованные и непубликуемые. Среди непубликуемых особое значение придается сборникам научных трудов организаций и предприятий. Они издаются оперативно, распространяются только среди специалистов, как правило, узкого круга, и выпускаются ограниченным тиражом. При этом распространение таких сборников как по содержанию, так и по назначению достаточно строго контролируется.

Утеря.Теряют все: официальные деловые и личные документы, письма, бланки (в том числе и строгой отчетности), отчеты, конструкторские, строительные, монтажные чертежи и схемы и другие материалы. Так было во все времена. В поиске и возврате утерянных (или украденных) документов принимают участие официальные органы, газеты и даже телевидение - в виде обращения вернуть забытые владельцами документы и деловые бумаги. Ознакомление с содержанием утерянных документов хотя бы из любопытства неизбежно. Отмечаются случаи использования найденных документов для шантажа, вымогательства. Взамен требуются определенные услуги, часто связанныe с криминальными интересами.

Как правило, причиной разглашения конфиденциальной информации является:

- слабое знание (или незнание) требований по защите конфиденциальной информации;

- ошибочность действий персонала из-за низкой производственной квалификации;

- отсутствие системы контроля за оформлением документов, подготовкой выступлений, рекламы и публикаций;

- злостное, преднамеренное невыполнение требований по защите коммерческой тайны.

Приведенная ниже таблица из книги "Бизнес и безопасность" дает представление о факторах, способствующих разглашению коммерческих секретов.

#G0№№ п/п

Факторы

% соотношение

1.

Излишняя болтливость сотрудников фирмы

32

2.

Стремление сотрудников зарабатывать средства любыми способами и любой ценой

24

3.

Отсутствие в фирме службы безопасности

14

4.

"Советская" привычка сотрудников фирмы делиться друг с другом (т.н. традиционный обмен опытом)

12

5.

Бесконтрольное использование в фирме информационных систем

10

6.

Наличие предпосылок для возникновения среди сотрудников конфликтных ситуаций: отсутствие психологической совместимости, случайный подбор кадров, отсутствие работы по сплочению коллектива фирмы

8

Следует отметить информационные особенности этого действия. Сообщается, как правило, содержательная, осмысленная, упорядоченная, аргументированная, объемная информация, и доводится она до потребителя" зачастую в реальном масштабе времени. Часто имеется практическая возможность ведения диалога, уточнения вопросов, подтверждения своих взглядов. Информация ориентирована в определенной тематической области, документирована.

Разглашениекоммерческих секретов - пожалуй, наиболее распространенное действие владельца (источника), приводящее к неправомерному овладению конфиденциальной информацией при минимальных затратах усилий со стороны злоумышленника.

Для этого он пользуется в основном легальными путями и минимальным набором технических средств.