logo
Ярочкин Коммерческая информация фирмы

4. Каналы распространения

Реализуется разглашение по формальным и неформальным каналам распространения информации (см. рис. 1).

К формальным каналам распространения информации относятся:

- деловые встречи, совещания, переговоры и т.п. формы общения;

- обмен официальными деловыми научными и техническими документами с помощью средств передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф, факс и др.).

Неформальными каналами распространения информации являются:

- личное общение (встречи, переписка, телефонные переговоры и др.);

- выставки, семинары, конференции, съезды, коллоквиумы и другие массовые мероприятия;

- средства массовой информации (печать, газеты, интервью, радио, телевидение и др.).

К числу каналов распространения информации можно отнести следующие:

- распространение в стране и за рубежом официальных изданий о зарегистрированных в нашей стране изобретениях;

- рассылка за границу по подписке вестников РАН и отдельных ее институтов;

- обмен научно-технической литературой (книги, журналы), осуществляемый библиотеками и другими организациями по межбиблиотечному обмену как внутри страны, так и с зарубежными органами;

- обмен отчетами по НИОКР с научными учреждениями в соответствии с соглашениями о сотрудничестве или о совместном выполнении исследований и разработок;

- публикация специалистами и учеными научных и технических материалов в зарубежных изданиях;

- вывоз за границу книг и журналов научно-технического и экономического характера нашими гражданами, выезжающими в служебные командировки.

В заключение этого раздела приведем официальное признание столпов американской разведки о том, что "секретные службы США около 80% информации получают из таких источников, как отчеты шпионов-дипломатов, военных атташе, из сообщений иностранной прессы и радио, из справочной литературы, официальных правительственных заявлений, документов и планов, рассказов туристов и из материалов и сведений, получаемых техническими средствами".