logo
ОПТ / опт схема Кюблера / моя работа / rimw

3.1.1. Запуск системы matlab и приложения Simulink

В данном разделе излагаются основные принципы работы в пакете MATLAB и его приложении Simulink [26]. Работа с пакетом Simulink начинается с запуска системы MATLAB с помощью выведенного на рабочий стол ярлыка либо через кнопку на панели задач программыWindows Пуск\Программы\MATLAB (здесь и ниже наклонная черта «\» является разделителем последовательности нужных пунктов или действий в меню, подменю и т.д.). В результате открывается окно (рис. 3.1), содержащее:

- название окна - MATLAB;

- панель меню: File (файл), Edit (редактирование),View (вид), Web (вэб-сайт), Window (окно), Help (помощь);

- панель инструментов, на которой расположены в своем большинстве известные кнопки, но среди них имеется кнопка, имеющая всплывающую подсказку Simulink;

- наборное поле командного окна;

- строку состояния.

Рис. 3.1. Командное окно системы MATLAB 6.5.

Запуск пакета Simulink осуществляется одним из следующих способов:

- с помощью кнопки Simulink на панели инструментов (при этом вызывается окно обозревателя (браузера) библиотеки Simulink Library Browser);

- набором в строке командного окна слова Simulink с последующим нажатием кнопки Enter на клавиатуре (так же вызывается окно обозревателя);

- последовательным выбором пунктов меню File/New/Model (открывается окно для создания S- или SPS-модели);

- с помощью кнопки открытия документа на панели инструментов (вызывается окно с созданной ранее моделью, сохраненной в виде mdl-файла).

Последний из перечисленных способов следует применять для запуска отлаженной модели, в которую не требуется добавлять какие-либо блоки. Сразу отметим, что под S- и SPS-моделями понимаются соответственно модели, созданные с помощью программ Simulink и SimPowerSystems. Основные манипуляции в процессе работы осуществляются с помощью левой клавиши мыши (ЛКМ). Использование правой клавиши мыши (ПКМ) будет оговариваться особо. Открывать окно обозревателя нужно в тех случаях, когда создается новая модель или корректируется имеющаяся модель. Под корректировкой понимается добавление новых блоков из библиотеки или удаление «лишних» блоков из числа имеющихся и к настоящему времени ставших ненужными.

Окно обозревателя (рис. 3.2) содержит:

- панель с названием окна Simulink Library Browser;

- панель меню;

- панель инструментов с кнопками;

окно с названием выбранного раздела библиотеки;

- левое окно со списком разделов библиотеки (содержание окна на рис. 3.2 выведено частично);

- правое окно для вывода содержания открытого раздела или подраздела библиотеки в виде пиктограмм;

- строку состояния окна.

При вызове окна обозревателя автоматически открывается раздел библиотеки Simulink, который размещается в левой и правой частях этого окна. В левой части помещено подстрочное подменю в виде дерева. А в правой - пиктограммы подразделов этого раздела. Отметим, что в нижнем отделе списка левой части окна имеется строка с названием раздела SimPowerSystems. С разделами в левой части правила работы общие для подобных списков: в пиктограмме свернутого узла дерева знак «+», а у развернутого - «-». Щелчком ЛКМ по указанному знаку можно развернуть или свернуть узел дерева.

На панели меню окна обозревателя имеются 4 меню:

File – работа с файлами библиотеки: создание новой модели, открытие или закрытие mdl-файла;

Edit – добавление блоков в выделенную модель и их поиск по указанному названию в дополнительном окне;

View – управление показом элементов интерфейса;

Help – вызов справки по окну обозревателя.

На панели инструментов окна обозревателя располагаются кнопки:

1 – Create a new model – Создать новую модель (открыть окно модели);

2 – Open a model – Открыть одну из ранее созданных и сохраненных моделей;

3 – Stay on top – Расположить и удерживать окно обозревателя поверх других открытых окон;

4 – Find – Найти блок в библиотеке.

Рис. 3.2. Окно обозревателя (браузера) библиотеки Simulink.

В обозревателе имеется собственная поисковая система блоков по названию. Можно набирать название искомого блока в текстовом поле (допустимо набирать первые несколько символов названия) справа от значка «Find». Допустим, ищется блок, display. Набирается его название и, после нажатия клавиши Enter, начнется автоматический поиск блока с таким названием в библиотеках. В случае нахождения блока автоматически раскроется раздел библиотеки, в котором этот блок находится (в примере – раздел Simulink\Sinks). В правом окне появится пиктограмма блока. При повторном выполнении поиска с помощью клавиши Enter система найдет следующий блок, содержащий в своем названии слово display (блок display в разделе библиотеки DSP Blockset\DSP Sinks). Аналогично поиск выполняется через меню Edit/Find block в дополнительном окне. Следовательно, зная функцию блока на английском языке, можно выполнять их автоматический поиск.