3.1 Автоматизация магистрального насосного агрегата
Автоматизация насосной станции включает в себя управление магистральными насосными агрегатами в режимах запуска-остановки, автоматический контроль, защиту и сигнализацию насосных агрегатов и в целом станции по контролируемым параметрам, автоматический запуск-остановку, контроль, защиту и сигнализацию по вспомогательным установкам насосных станций.
Система управления насосными агрегатами работает в режимах дистанционного пооперационного управления, программного пуска насосов, программной остановки насосов и аварийной остановки.
В режимах дистанционного управления со щита операторной осуществляется запуск маслонасоса, управление вентиляцией насосной, управление открытием-закрытием задвижек на всасывающих и нагнетательных линиях магистральных насосных агрегатов.
В режиме программного пуска и остановки МНА все операции запуска производятся автоматически. Режим пуска электродвигателя зависит от его типа (синхронный или асинхронный) и осуществляется пусковыми станциями.
В целом запуск магистрального насосного агрегата достаточно простой. При наборе электродвигателем номинального числа оборотов открываются всасывающая и нагнетательная задвижки, и агрегат вступает в работу. Система маслоснабжения на современной насосной станции является централизованной, общей для всех агрегатов, что исключает управление насосами маслосистемы и уплотнения при запуске-остановке агрегата.
Для насосной ЛПДС важное значение имеет программный запуск МНА. Имеются различные схемы запуска насосов в зависимости от характеристик насосов, схем электроснабжения и других факторов. Различаются программы последовательного открытия задвижек и запуска основного электродвигателя агрегата.
Агрегаты, переведенные в положение резервных для системы АВР, могут включаться также по программе, при которой обе задвижки открываются заранее при переключении агрегата в резерв, а основной электродвигатель запускается при отключении работающего агрегата и срабатывании системы АВР. Эта программа включения агрегата является наилучшей с точки зрения гидравлических условий работы магистрального трубопровода, так как при таком переключении агрегатов давления на всасывании и нагнетании станции меняются весьма незначительно и линейная часть магистрального трубопровода практически не испытывает никаких нагрузок из-за волн давления.
Программа отключения агрегата, как правило, предусматривает одновременное выключение основного электродвигателя и включение обеих задвижек на закрытие. При этом команда на закрытие задвижек обычно дается коротким импульсом (рисунок 3.1).
Защита насосного агрегата по параметрам перекачиваемой жидкости обеспечивается датчиками давления 1-1, 1-2, 7-1, 7-2 (Сапфир-22МТ), контролирующими давления во всасывающем и нагнетательном трубопроводах. Датчики 1-1, 1-2 установленные на всасывающем трубопроводе у входной задвижки, настраивают на давление, характеризующее кавитационный режим насоса. Защита по минимальному давлению всасывания осуществляется с выдержкой времени, благодаря чему исключается реакция на кратковременные снижения давления при включении насосов и прохождении по трубопроводу небольших воздушных пробок. Датчики 7-1, 7-2, установленные на нагнетательном трубопроводе у выходных задвижек осуществляют защиту по максимальному давлению нагнетания. Максимальный контакт датчика 7-1 дает сигнал в схему управления агрегатом, прерывая процесс запуска в случае превышения допустимого давления после открытия задвижки. Максимальный контакт датчика 7-1 обеспечивает автоматическую остановку агрегата, если сигнал в схему управления агрегатом, прерывая процесс запуска в случае превышения допустимого давления после открытия процесс запуска в случае превышения допустимого давления после открытия задвижки.
Максимальный контакт датчика 7-1 обеспечивает автоматическую остановку агрегата, если давление в нагнетательном трубопроводе превышает допустимое по условиям механической прочности оборудования, арматуры и трубопровода.
В эксплуатации возможны случаи работы насоса с очень малой подачей, что сопровождается быстрым повышением температуры жидкости в корпусе насоса, что недопустимо.
Защита от повышения температуры нефти в корпусе насоса обеспечивается термопреобразователем сопротивления 9, установленном на корпусе насоса. Нарушение герметичности устройств уплотнения вала насоса требует немедленной остановки агрегата. Контроль утечек сводится к контролю уровня в камере, через которую отводятся утечки. Превышение допустимого уровня фиксируется уровнемером 3-1.
Защита от превышения температуры подшипников 2-1, 2-2, 2-3, 2-4 осуществляется термопреобразователем сопротивления типа ТСМТ. В операторной срабатывает сигнализация, и агрегат отключается защитой по средствам управляющего сигнала с контроллера.
Защита от повышения температуры обмоток сердечника статора осуществляется термометром сопротивления 10 ТЭС-П. - 1. Контроль температуры воздуха в корпусе электродвигателя осуществляется и сигнализируется по средствам управляющего сигнала с контроллера.
Давление в системах уплотнительной жидкости и циркуляционной смазки подшипников насоса и электродвигателя контролируется датчиком давления Сапфир-22МТ и контроллером.
Вибросигнализирующая аппаратура 4-1, 4-2, 4-3, 4-4 контролирует вибрацию подшипников насоса и электродвигателя, а при ее увеличении до недопустимых величин - отключает агрегат.
Таблица 3.1 - Перечень выбранного оборудования МНА
Позиционное обозначение |
Наименование |
Кол- во |
Примечание |
|
1-1, 7-1,8-1 |
Датчик давления типа Сапфир - 22МТ |
3 |
1ExsdIIBT4/Н2 |
|
1-2, 7-2,8-2 |
Манометр показывающий типа ЭКМ |
3 |
1ExdIIBT4 |
|
2-1, 2-2,2-3, 2-4, 9,10, 11, 12 |
Термопреобразователь сопротивления платиновый типа ТСП100 |
8 |
ExicIIA |
|
3 |
Сигнализатор уровня типа ОМЮВ 05-1 |
1 |
ExII2GExdIIBT5 |
|
4-1, 4-2,4-3, 4-4 |
Аппаратура контроля вибрации "Каскад" |
4 |
ExdIICT5 |
Аварийная остановка агрегата происходит при срабатывании приборов и устройств защиты. Различаются аварийные остановки, допускающие повторный пуск агрегата и не допускающие его. В последнем случае устанавливается и устраняется причина, вызвавшая остановку, и только после этого становится возможным повторный пуск агрегата. Остановка с разрешением повторного пуска происходит при несостоявшемся пуске, то есть если остановка произошла из-за температуры продукта в корпусе насоса. Аварийная остановка с запрещением повторного пуска агрегата происходит при следующих параметрах: возрастании температуры подшипников электродвигателя, насоса и промежуточного вала; повышенной вибрации агрегата; увеличении утечек из уплотнений вала насоса; возрастании температуры охлаждающего воздуха на входе в электродвигатель; повышении разности температур входящего и выходящего воздуха, охлаждающего электродвигатель; срабатывании устройств электрической защиты электродвигателя.
Последовательность операций при остановке агрегатов по сигналам защитной автоматики не отличается от последовательности при обычной программной остановке.
В целом по насосной станции также имеется система предупредительной сигнализации и аварийной защиты по следующим параметрам: возникновение пожара, затопление насосной, недопустимые давления на линиях всасывания и нагнетания и др.
Автоматическая остановка агрегатов станции происходит последовательно по программе, за исключением случая срабатывания защиты по загазованности. При повышенной концентрации паров нефти в помещении насосов происходит одновременное отключение всех потребителей электроэнергии, кроме вентиляторов и приборов контроля. В схеме автоматизации насосной станции предусматривается защита по пожароопасности (установлены датчики, реагирующие на появление дыма, пламени или повышенной температуры в помещении), при их срабатывании отключаются все потребители электроэнергии без исключения.
Перечень приборов, используемых для автоматизации магистрального насосного агрегата, приведён в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Приборы, используемые для автоматизации МНА
Номер сценария |
Позиционное обозначение |
Условие срабатывания |
Действие защиты |
|
1 |
ТЕ 2-1 |
Превышение температуры передних подшипников насоса |
Снижение оборотов ЭД |
|
2 |
ТЕ 2-2 |
Превышение температуры задних подшипников насоса |
Снижение оборотов ЭД |
|
3 |
ТЕ 9 |
Превышение температуры нефтепродукта в корпусе насоса |
Снижение оборотов ЭД |
|
4 |
ТЕ 2-3 |
Превышение температуры передних подшипников ЭД |
Снижение оборотов ЭД |
|
5 |
ТЕ 10 |
Превышение температуры обмоток сердечника статора |
Снижение оборотов ЭД |
|
6 |
ТЕ 2-4 |
Превышение температуры задних подшипников ЭД |
Снижение оборотов ЭД |
|
7 |
SЕ 4-3 |
Превышение вибрации передних подшипников ЭД |
Снижение оборотов ЭД |
|
8 |
SЕ 4-4 |
превышение вибрации задних подшипников ЭД |
Снижение оборотов ЭД |
|
9 |
SЕ 4-2 |
превышение вибрации задних подшипников насоса |
Снижение оборотов ЭД |
|
10 |
SЕ 4-1 |
превышение вибрации передних подшипников насоса |
Снижение оборотов ЭД |
- Введение
- 1. Линейная производственная диспетчерская станция "Черкассы"
- 1.1 Краткая характеристика линейной производственной диспетчерской станции "Черкассы"
- 1.2 Характеристика технологического оборудования
- 1.3 Характеристика технологических помещений
- 1.4 Режимы работы ЛПДС "Черкассы"
- 1.5 Магистральный насосный агрегат
- 1.6 Обвязка насосов ЛПДС "Черкассы"
- 1.7 Анализ существующей схемы автоматизации ЛПДС "Черкассы"
- 2. Патентная проработка
- 2.1 Выбор и обоснование предмета поиска
- 2.2 Регламент патентного поиска
- 2.3 Результаты патентного поиска
- 2.4 Анализ результатов патентного поиска
- 3 Автоматизация ЛПДС "Черкассы"
- 3.1 Автоматизация магистрального насосного агрегата
- 3.2 Система противоаварийной защиты
- 3.3 АСУ ТП на базе контроллеров Modicon TSX Quantum
- 1.5 Магистральный насосный агрегат
- 3.1 Автоматизация магистрального насосного агрегата
- Автоматизация магистрального насосного агрегата
- 1.5 Магистральные насосы, применяемые на нпс
- Приложение м Мероприятия по увеличению пропускной способности системы мнпп оао «ак «Транснефтепродукт» до 2015 года
- Насосная. Магистральные и подпорные насосы
- 1. 4 Техническая характеристика магистральных насосных агрегатов
- Основная насосная станция
- 1. Автоматизация магистрального насосного агрегата