5.Режимы течения жидкостей и газов в трубопроводах. Критерий Рейнольдса, его физический смысл.
Опыт показывает, что возможны два режима или два вида движения жидкостей и газов: ламинарный и турбулентный.
Ламинарное движение характеризуется упорядоченным перемещением отдельных частиц без перемешивания и без пульсаций скоростей и давлений. Если в прямой трубе постоянного сечения течение жидкости ламинарное, то все линии тока направлены параллельно оси трубы.
Турбулентное (беспорядочное) движение характеризуется интенсивным перемешиванием частиц жидкости и пульсациями скоростей и давлений. Отдельные частицы жидкости при турбулентном движении имеют причудливые траектории, т.к. наряду с основным продольным перемещением жидкости вдоль трубы существуют поперечные перемещения и вращательное движение отдельных объемов жидкости.
Существование двух видов движения экспериментально подтверждено О. Рейнольдсом. На основании опытов он установил, что значение критической скорости прямо пропорционально кинематической вязкости жидкости и обратно пропорционально диаметру трубы
кр=k/d ,
где k - безразмерный коэффициент пропорциональности, называемый критическим числом Рейнольдса, и обозначается Reкр.
Значение Reкр зависит от условий входа в трубу, шероховатости е стенок, отсутствия или наличия первоначальных возмущений в жидкости , конвекционных токов и др. При практических расчетах для круглых труб постоянного диаметра принимается Reкр=2320.
Ламинарное течение устойчиво и практически наблюдается при значениях числа Рейнольдса
Re < Reкр ,где
Re=d/.
здесь - средняя скорость движения жидкости по сечению в трубе, м/с; = Q/S ( Q - объемный расход в м3/с, S - площадь сечения трубы. Для трубы круглого сечения S=d2/4).
d - диаметр трубопровода , м; - кинематическая вязкость, м
2/с, кинематическая вязкость воды определяется по эмпирической формуле
=0,0175(1+0,0158T)-2 , cм2/с.
При Re>Reкр ламинарное течение теряет, а турбулентное течение приобретает устойчивость и , наконец, при числах Рейнольдса, больших некоторого значения Re'кр, наблюдается вполне развитая турбулентность. Интервал Reкр<Re<Re'кр соответствует переходному режиму , при котором турбулентность
перемежается с ламинарным режимом . Численное значение Re'кр зависит от рода жидкости и условий течения и изменяется в широких пределах (4000 для минеральных масел, 12000 для воды).
Ламинарное течение практически наблюдается в тонких (капиллярных) трубках, в слое смазки в подшипниках, в зазорах между поршнем и цилиндром, в пограничном слое лопаток насосов и т.д.
Течения в реальных трубопроводах наиболее распространенных маловязких жидкостей (вода, бензин, масло, кислоты и пр.) являются, как правило, турбулентными
Наблюдения показывают, что в природе существуют два различных вида движения жидкости: во-первых, слоистое упорядоченное, или ламинарное1, движение, при котором отдельные слои жидкости скользят относительно друг друга, не смешиваясь между собой, и, во-вторых, неупорядоченное, или турбулентное, движение, когда частицы жидкости движутся по сложным, все время изменяющимся траекториям и в жидкости происходит интенсивное перемешивание. Уже давно известно, что вязкие жидкости (масла) движутся большей частью упорядочение, а маловязкие жидкости (вода, воздух) — почти всегда неупорядоченно.
В опытной установке Рейнольдса (рис. 3) к баку с водой присоединена стеклянная труба. Открывая частично вентиль, можно заставить течь воду по трубе с различными скоростями. Из сосуда по трубке в устье трубы поступает краска.
Рис.3. Установка Рейнольдса
Рис 4. Ламинарное и турбулентное движение жидкости
При малых скоростях движения воды в трубе окрашенная струйка не размывается окружающей ее водой и имеет вид натянутой нити (рис. 4, а) — поток в этом случае называют ламинарным. При увеличении скорости движения воды, окрашенные струйки получают вначале волнистое очертание (рис.4, б), а затем почти внезапно исчезают, размываясь по всему сечению трубы и окрашивая всю жидкость.
Движение жидкости становится неупорядоченным, отдельные частицы окрашенной жидкости разлетаются в разные стороны, сталкиваются друг с другом, ударяются о стенки и т.д. (рис. 4, в); такое движение жидкости называют турбулентным. Основная особенность турбулентного движения заключается в наличии поперечных к направлению движения составляющих скорости, накладывающихся на основную скорость в продольном направлении. Опыты Рейнольдса показали, что переход от ламинарного течения к турбулентному происходит при определенной скорости (так называемая критическая скорость), которая, однако, для труб разных диаметров оказывается различной, возрастающей с увеличением вязкости и снижающейся с уменьшением диаметра трубы.
П ри ламинарном движении распределение скоростей по сечению имеет параболический характер: непосредственно у стенок скорости равны нулю, а при удалении от них непрерывно и плавно возрастают, достигая максимума на оси трубы (рис. 5).
Рис.5. Распределение скоростей при ламинарном движении в трубах
Коэффициент гидравлического сопротивления определяется по формуле Стокса λ=64/Re.
При турбулентном движении закон распределения скоростей сложнее: в большей части поперечного сечения скорости лишь незначительно меньше максимального значения (на оси), но зато вблизи стенок величина скорости резко падает (рис. 4.6) в пределах очень тонкого слоя, так называемого вязкого или пристенного подслоя.
Более равномерное распределение скоростей по сечению при турбулентном движении объясняется наличием турбулентного перемешивания, осуществляемого поперечными составляющими скоростей. Благодаря этому перемешиванию частицы с большими скоростями в центре потока и с меньшими скоростями на его периферии, непрерывно сталкиваясь, выравнивают свои скорости. У самой стенки турбулентное перемешивание парализуется наличием твердых границ, и поэтому там наблюдается значительно более быстрое падение скорости.
Рис.6. Распределение скоростей при турбулентном движении в трубах
Турбулентный режим течения, зона гидравлический гладкого трения.
2300≤Re≤10/E; формула Блазиуса λ=0,3164/Re0,25.где Е=Кэ/d- относительная эквивалентная шероховатость внутренней поверхности труб. Кэ=0,015 мм (бесшовные стальные новые); Кэ=0,15 мм (сварные стальные с незначительной коррозией).
Турбулентный режим течения, зона смешанного трения.
10/Кэ≤Re≤500/Кэ; формула Альшуля λ=0,11( 68/Re+Кэ/d)0,25.
Турбулентный режим течения, квадратичная зона трения.
500/Кэ≤Re; формула Шифринсона λ=0,11(Кэ)0,25
Основываясь на некоторых теоретических соображениях, а также на результатах опытов, Рейнольдс установил общие условия, при которых возможны существование ламинарного и турбулентного режимов движения жидкости и переход от одного режима к другому. Оказалось, что состояние (режим) потока жидкости в трубе зависит от безразмерного числа, которое учитывает основные факторы, определяющие это движение: среднюю скорость v, диаметр трубы d, плотность жидкости р и ее абсолютную вязкость ц. Это число (позже оно стало называться числом Рейнольдса) имеет вид:
Re = υρd/μ = υd/v.
Диаметр d в числе Рейнольдса может быть заменен любым линейным диаметром, связанным с условиями течения или обтекания (диаметр трубы, диаметр падающего в жидкости шара, длина обтекаемой жидкостью пластинки и др.).
Число Рейнольдса, при котором происходит переход от ламинарного движения к турбулентному, называют критическим и обозначают Reкр. При Re>Reкр режим движения является турбулентным, при Re<ReKp- ламинарным. Критическое число Рейнольдса зависит от условий входа в трубу, шероховатости ее стенок, отсутствия или наличия первоначальных возмущений в жидкости, конвективных токов и др.
Вопрос о неустойчивости ламинарного движения и о его переходе в турбулентное, а также о величине критического числа Рейнольдса подвергался тщательному теоретическому и экспериментальному изучению, но до сих пор не получил еще достаточно полного решения. Наиболее часто в расчетах принимают для критического числа Рейнольдса при движении жидкости в трубах значение
Reкр ≈2300,
отвечающее переходу движения жидкости из турбулентного в ламинарное: при переходе движения из ламинарного в турбулентное критическое число Рейнольдса имеет большую величину (для хорошо закругленного плавного входа оно может быть доведено до 20000).
Проведенные исследования показывают также, что критическое число Рейнольдса увеличивается в сужающихся трубах и уменьшается в расширяющихся. Это можно объяснить тем, что при ускорении движения частиц жидкости в сужающихся трубах их тенденция к поперечному перемешиванию уменьшается, а при замедленном течении в расширяющихся трубах усиливается.
По критическому числу Рейнольдса легко можно найти также критическую скорость, т. е. скорость, ниже которой всегда будет происходить ламинарное движение жидкости:
υкр = Reкр ν/d = 2300v/d.
В трубопроводах систем отопления, водоснабжения, вентиляции, газоснабжения и др. движение, как правило, является турбулентным, так как движущаяся среда (вода, воздух, газ, пар) имеет малую вязкость. Ламинарный режим возможен лишь в трубах очень малого диаметра. Более вязкие жидкости например, масла, могут двигаться ламинарно даже в трубах большого диаметра.
Физический смысл критерия Рейнольдса это отношение турбулизирующих факторов к факторам успокаивающим.
Источник: Антонова Е.О., Крылов Г.В., Прохоров А.Д., Степанов О.А. Основы нефтегазового дела.— М: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003. - 307 с:
- 1. Проектирование газонефтепроводов
- 1.История развития нефтяной отрасли России.
- 2.История развития газовой отрасли России.
- IV современный период (с 1991 г.).
- 3.Схема промысловой подготовки нефти к транспорту по магистральным трубопроводам.
- 4. Основной закон гидростатики. Его физический смысл. Пример выполнения расчета сифонного перекачивающего устройства.
- 5.Режимы течения жидкостей и газов в трубопроводах. Критерий Рейнольдса, его физический смысл.
- 6. Гидравлическое сопротивление трубопроводов. Методика их расчета.
- 7. Гидравлический расчет магистральных нефтепроводов. Подбор и расстановка насосных агрегатов по трассе нефтепроводов.
- 8. Гидравлический расчет магистральных газопроводов. Подбор и расстановка газоперекачивающих агрегатов по трассе газопровода.
- 9. Нефтеперекачивающие станции (нпс). Подбор насосного оборудования для нпс.
- 10. Компрессорные станции (кс). Подбор газоперекачивающего оборудования для кс.
- Р ис. 12. Кс в блочном исполнении гпу-16
- 11. Основные сведения о магистральных газопроводах. Линейные сооружения их.
- 12. Основные сведения о магистральных нефтепроводах. Линейные сооружения их.
- 13. Выбор трассы магистрального нефтепровода.
- 14. Выбор трассы магистрального газопровода.
- 15. Расстановка компрессорных станций по трассе газопровода.
- 16. Газораспределительные станции. Назначение и принцип эксплуатации.
- 17. Подбор и расстановка насосных агрегатов по трассе нефтепровода.
- 18. Параллельная и последовательная работа газоперекачивающих агрегатов.
- 19. Основные и подпорные центробежные насосы для магистральных нефтепроводов. Их назначение и характеристика.
- 20. Запорно-предохранительная арматура, применяемая в системах магистрального транспорта. Устройство и назначение.
- 21. Особенности прокладки магистральных нефтепроводов по болотистой местности.
- 22. Особенности прокладки магистральных газопроводов