7. Гидравлический расчет магистральных нефтепроводов. Подбор и расстановка насосных агрегатов по трассе нефтепроводов.
В зависимости от конфигурации промысловые трубопроводы делятся на простые и сложные. Простым называется трубопровод с постоянным диаметром без ответвлений на пути движения жидкости, сложным - трубопровод, состоящий из основной магистральной трубы и ряда отходящих от нее ответвлений.
Перепад давления в простом "рельефном" трубопроводе определяется с учетом разности геодезических отметок Дг:
Величина Дг = А z, берется положительной, когда сумма участков подъема больше суммы участков спуска трубопровода, и отрицательной, когда сумма участков подъема трубопровода меньше суммы участков спуска трубопровода.
При гидравлических расчетах трубопроводов (особенно небольшой длины до 1 км) необходимо учитывать местные сопротивления, к которым относятся задвижки, краны, регулирующие клапаны, повороты, колена и т. д.
Потерю напора на местные сопротивления h„c обычно определяют по формуле:
где v - средняя скорость движения жидкости в сечении потока за местным сопротивлением; С, -коэффициент местного сопротивления, зависящий от Re, формы местного сопротивления и шероховатости, а для запорных устройств - от степени их открытия. Значения местных сопротивлений определяются по специальным таблицам.
Таким образом, полный перепад давления с учетом местных сопротивлений и рельефа местности определится из формулы:
Гидравлический расчет простого трубопровода сводится к определению одного из следующих параметров: пропускной способности gv; необходимого начального давления Р„; диаметра трубопровода D.
Расчет самотечного трубопровода.
Нефть в напорно-самотечных (при отсутствии газовой фазы) и свободно-самотечном (когда имеется газовая фаза) трубопроводах движется за счет разности геодезических отметок начала и конца трубопровода. Если разность отметок начала z„ и конца zk трубопровода отрицательная, т. е. z„ - z,; == - Az, то по трубопроводу нефть не может течь и он не будет называться самотечным, и наоборот, если Az > 0, то нефть по трубопроводу будет двигаться и он называется самотечным,
Гидравлический расчет напорно-самотечного трубопровода круглого сечения проводится по формулам Дарси-Вейсбаха, а расчет свободно-самотечного трубопровода - по формулам открытых каналов
Свободно-самотечный трубопровод имеет следующую гидравлическую особенность: наибольший расход и скорость могут быть в нем достигнуты при не полном, а частичном заполнении жидкостью (рис.3.1, а). Это объясняется тем, что при заполнении верхней части сечения круглой трубы смоченный периметр растет быстрее, чем площадь s^^D^/A. Поэтому начинает уменьшаться гидравлический радиус сечения R (R= s/^=^l*D2f4*•п.:'fD•:гD/'4), увеличиваются гидравлические сопротивления (h=X*l/2*R* v2/2*g), что приводит к уменьшению скорости v и расхода Gv.
Рис. 7 Свободно-самотечный трубопровод.
а - сечение трубопровода со свободным уровнем жидкости;
б - кривые зависимости модуля расхода А и модуля скорости В от отношения h/ho (А=К/Ко; B=w/wo).
На рис. 7, а показан трубопровод круглого сечения с частичным заполнением жидкостью. Пользуясь графиком (рис. 21, б), можно
скорость м и расход жидкости Gv определить по формулам:
Модуль расхода k определится из формулы:
Модуль скорости w определится из формулы:
При гидравлических расчетах самотечных трубопроводов решают следующие задачи: 1) определение пропускной способности данного трубопровода; 2) определение уклона трубопровода для пропуска заданного расхода жидкости с известной глубиной заполнения h: 3) определение глубины наполнения трубопровода ho для пропуска данного расхода жидкости Gy при известном уклоне трубопровода i.
Гидравлический расчет трубопроводов при движении в них нефтегазовых смесей.
На промыслах 70 % трубопроводов транспортируют нефтегазовые смеси, то есть являются трубопроводами с неполным заполнением сечения.
Рис. 8. Структуры газожидкостных потоков в горизонтальных трубах.
а - пузырьки газа в верхней образующей; б - начало образования газовых пробок; в - разделенная структура; г - пробково-диспергированная: д - пробковая; е - пленочно-диспергированная.
В зависимости от количества нефти и газа, протекающих по трубопроводу, может образоваться несколько структур течения, характеризующих взаимное расположение газовой и жидкой фаз в процессе их движения (рис. 8). Последовательность указанных на рисунке структур объясняется постепенным увеличением газовой фазы в потоке нефти. Трубопроводы с первыми двумя структурами потока без особых погрешностей можно рассчитывать по формулам Дарси-Вейсбаха.
Основная задача, возникающая при гидравлическом расчете трубопроводов, транспортирующих нефтегазовые смеси, - определение перепадов давления. Расчетное уравнение для "рельефных" (негоризонтальных) нефтепроводов записывается в следующем виде:
∆P = ∆Pтр см + ∆Pсм
где ∆P - перепад давления, обусловленный весом столба газожидкостной смеси, а для горизонтального трубопровода это значение отсутствует.
Перепад давления- обусловленный гидравлическим сопротивлением нефтегазового потока, можно определять по формуле:
где λ см - коэффициент гидравлического сопротивления, который находится по формуле:
Число Рейнольдса для смеси определяется как:
Кинематическая вязкость двухфазного потока Vсм определяется по формуле Манна:
где р. - объемное расходное газосодержание двухфазного потока:
где G, и Он - соответственно объемный расход газа и нефти при средних давлении и температуре в трубопроводе.
Плотность нефтегазовой смеси р.„, определяется из выражения:
где рц и рг - соответственно плотность нефти и газа при средних давлении и температуре смеси в трубопроводе; <р. - истинное газосодержание нефти определяется как отношение площади сечения потока, занятого газовой фазой Sr, к полному поперечному сечению потока s, то есть:
Вся трудность решения задач, связанных с движением нефтегазовых смесей по трубопроводам, сводится к отысканию закономерности изменений истинного газосодержания (р, зависящего от физических свойств нефти и газа, их расхода, диаметра и наклона трубопровода. Закономерности изменения (р от указанных параметров устанавливаются только опытным путем при помощи мгновенных отсечек потока или просвечивания труб гамма-лучами.
Общий перепад давления в "рельефном" трубопроводе, обусловленный гравитационными силами и силами трения смеси, определяется из уравнения:
где Zп и Zсп - высоты отдельных восходящих (подъемов) и нисходящих (спусков) участков трубопровода; pп и pсп - плотность смеси соответственно на подъемах и спусках, определяемая из формул:
Источник:
Коршак А.А., Нечваль А.М. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов. – СПб: Недра, 2008. – 488с.
- 1. Проектирование газонефтепроводов
- 1.История развития нефтяной отрасли России.
- 2.История развития газовой отрасли России.
- IV современный период (с 1991 г.).
- 3.Схема промысловой подготовки нефти к транспорту по магистральным трубопроводам.
- 4. Основной закон гидростатики. Его физический смысл. Пример выполнения расчета сифонного перекачивающего устройства.
- 5.Режимы течения жидкостей и газов в трубопроводах. Критерий Рейнольдса, его физический смысл.
- 6. Гидравлическое сопротивление трубопроводов. Методика их расчета.
- 7. Гидравлический расчет магистральных нефтепроводов. Подбор и расстановка насосных агрегатов по трассе нефтепроводов.
- 8. Гидравлический расчет магистральных газопроводов. Подбор и расстановка газоперекачивающих агрегатов по трассе газопровода.
- 9. Нефтеперекачивающие станции (нпс). Подбор насосного оборудования для нпс.
- 10. Компрессорные станции (кс). Подбор газоперекачивающего оборудования для кс.
- Р ис. 12. Кс в блочном исполнении гпу-16
- 11. Основные сведения о магистральных газопроводах. Линейные сооружения их.
- 12. Основные сведения о магистральных нефтепроводах. Линейные сооружения их.
- 13. Выбор трассы магистрального нефтепровода.
- 14. Выбор трассы магистрального газопровода.
- 15. Расстановка компрессорных станций по трассе газопровода.
- 16. Газораспределительные станции. Назначение и принцип эксплуатации.
- 17. Подбор и расстановка насосных агрегатов по трассе нефтепровода.
- 18. Параллельная и последовательная работа газоперекачивающих агрегатов.
- 19. Основные и подпорные центробежные насосы для магистральных нефтепроводов. Их назначение и характеристика.
- 20. Запорно-предохранительная арматура, применяемая в системах магистрального транспорта. Устройство и назначение.
- 21. Особенности прокладки магистральных нефтепроводов по болотистой местности.
- 22. Особенности прокладки магистральных газопроводов