6.3. Производство профилактических и ремонтных работ.
6.3.1. Работы, производимые в действующих судовых электроустановках, в отношении мер безопасности разделяются на три категории:
.1. выполняемые при полном снятии напряжения;
.2. выполняемые при частичном снятии напряжения;
.3. выполняемые без снятия напряжения;
а) вблизи и на токоведущих частях, находящихся под напряжением;
б) вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением.
6.3.2. Работой при полном снятии напряжения считается работа, которая производится в электроустановке, механизме, либо определенном участке, где со всех токоведущих частей (в том числе с линейных и кабельных вводов) снято напряжение, исключена подача его от других участков, находящихся под напряжением, и где нет доступа к соседней электроустановке, секции щита и т. п., находящихся под напряжением.
6.3.3. Работой с частичным снятием напряжения считается работа, которая производится на отключенном участке, но соседние участки находятся под напряжением, или на участке, где напряжение полностью снято, но есть незапертый вход в соседнюю электроустановку или секцию, находящуюся под напряжением. В этих случаях необходимо принять технические и организационные меры, предотвращающие возможность соприкосновения работающих людей, а также используемой ими ремонтной оснастки и инструмента с участками, находящимися под напряжением.
6.3.4. Работой без снятия напряжения вблизи и на токоведущих частях, находящихся под напряжением, считается:
а) работа, при которой необходимо принятие технических или организационных мер (непрерывный надзор и др.), предотвращающих возможность приближения работающих людей и используемых ими ремонтной оснастки и инструмента к токовёдущим частям;
б) работа на токоведущих частях, проводимая с помощью изолирующих защитных средств и приспособлений.
Работой без снятия напряжения, выполняемой вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, считается работа, при которой исключено случайное приближение работающих людей и используемых ими ремонтной оснастки и инструмента к токоведущим частям на опасное расстояние и не требуется принятия технических или организационных мер (например, непрерывного надзора) для предотвращения такого приближения.
6.3.5. Для подготовки рабочего места при работах с частичным или полным снятием напряжения должны быть выполнены следующие мероприятия:
а) произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры, а также присоединены к земле (корпусу) переносные заземления;
б) вывешены предупреждающие знаки и при необходимости установлены ограждения;
в) проверено отсутствие напряжения на части установки, предназначенной для работы;
г) непосредственно после проверки отсутствия напряжения, в необходимых случаях наложено переносное заземление и вывешен предписывающий знак «РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ».
6.3.6. На месте производства работ с полным снятием напряжения должны быть отключены:
а) токоведущие части, на которых производится работа;
б) токоведущие части, доступные прикосновению при выполнении работ (эти части допускается не отключать, если они будут ограждены изолирующими накладками из изоляционных материалов, обеспечивающих безопасность).
Отключение должно производиться таким образом, чтобы выделенное для выполнения работы электрооборудование либо отдельный участок были со всех сторон надежно отделены от токоведущих частей, находящихся под напряжением, с помощью коммутационной аппаратуры (выключатели, автоматы, контакторы, разъединители, рубильники и др.) и снятием предохранителей.
При наличии контакторов и других коммутационных аппаратов с автоматическими приводами, дистанционным управлением убедиться в отсутствии напряжения на отключенных участках путем осмотра положения видимых контактов или осмотра при снятых щитах и кожухах, а также проверкой отсутствия напряжения у коммутационных аппаратов с закрытыми контактами, если имеется полная уверенность, что положение рукоятки либо указателя соответствует положению контактов.
6.3.7. Для предотвращения подачи к месту работы напряжения от трансформаторов необходимо отключить все связанные с подготавливаемым к ремонту электрооборудованием силовые, измерительные и различные специальные трансформаторы со стороны как высшего, так и низшего напряжения.
6.3.8. В случаях, когда работа выполняется без применения переносных заземлений, должны быть приняты дополнительные меры, препятствующие ошибочной подаче напряжения к месту работы: механическое запирание приводов отключенных аппаратов, снятие предохранителей, применение изолирующих накладок в рубильниках, автоматах, контакторах и т. п.
При невозможности применения указанных мер должны быть отсоединены концы питающей линии.
6.3.9. На рукоятках автоматов, выключателей, разъединителей, рубильников, на ключах и кнопках управления, а также на основаниях предохранителей, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работ, лицом, производящим отключение, вывешивается запрещающий знак «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!».
На вентилях, закрывающих доступ воздуха в пневматические приводы таких аппаратов, вывешивается запрещающий знак «НЕ ОТКРЫВАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!».
Знаки снимаются по окончании работ только лицом, повесившим их, или лицом, его сменившим.
6.3.10. При работах с частичным снятием напряжения неотключенные токоведущие части, доступные случайному прикосновению, должны быть ограждены временными ограждениями, которыми могут служить сухие, хорошо укрепленные изолирующие полоски из дерева, гетинакса, текстолита, резины и др.
На временных ограждениях должны быть вывешены предупреждающие знаки «СТОЙ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ» (для установок напряжением до 1000 В) и «СТОЙ! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ» (для установок напряжением 1000 В и выше).
Во время работы ремонтному персоналу запрещается переставлять или убирать знаки безопасности, временные ограждения, переносные заземления и проникать на территорию огражденных участков.
6.3.11. После вывешивания знаков безопасности и установки временных ограждений, а также перед началом всех видов работ в электроустановках со снятием напряжения необходимо проверить отсутствие напряжения на участке работы. Проверка отсутствия напряжения должна производиться между всеми фазами и каждой фазы по отношению к корпусу судна и к нулевому проводу ( если такой имеется ).
Проверка отсутствия напряжения до 1000 В производится указателем напряжения или переносным вольтметром; применение контрольных ламп допускается при линейном напряжении до 220 В включительно.
Перед проверкой необходимо убедиться в исправности применяемого указателя или прибора путем проверки их на токоведущих частях, заведомо находящихся под напряжением, либо при помощи специального прибора. Если проверенный таким путем прибор был уронен или подвергся толчкам, либо ударам, то необходима вторая проверка.
Указатель напряжения или другой прибор (вольтметр или контрольная лампа), применяемый для проверки отсутствия напряжения, должен быть рассчитан на номинальное линейное напряжение электроустановки.
Стационарные измерительные приборы и лампы, сигнализирующие о состоянии установки, являются только вспомогательными средствами, на основании показаний которых не допускается делать заключение об отсутствии напряжения.
6.3.12. Наложение переносного заземления является мерой защиты работающих от случайного появления напряжения питания или наведенного (потенциала).
Переносное заземление применяется при производстве работ в распределительных щитах, шкафах и пусковых станциях при полном снятии напряжения, на кабельных магистралях и в случае, когда место производства работ связано с разветвленной цепью. Необходимость наложения переносного заземления в каждом | конкретном случае определяется электромехаником судна.
Заземления должны быть наложены на токоведущие части всех фаз отключенной для производства работ части электроустановки со всех сторон, откуда может быть подано напряжение (в том числе и вследствие обратной трансформации). Эти заземления могут накладываться при помощи специальных приспособлений (перемычек, штанг, и т. п.) и должны быть отделены от токоведущих частей или оборудования, на котором непосредственно производит- ся работа автоматами, разъединителями, выключателями, рубильниками, снятыми предохранителями, демонтированными участками и т. п. При этом на рукоятках указанной коммутационной аппаратуры и клеммах предохранителей должны быть вывешены предписывающие знаки «ЗАЗЕМЛЕНО» в количестве, равном числу наложенных заземлений.
Наложение заземления производится только электротехническим персоналом после проверки отсутствия напряжения.
Переносное заземление должно быть предварительно присоединено к корпусу судна, а затем (после проверки отсутствия напряжения на частях, подлежащих заземлению) накладывается на токоведущие части и надежно крепится к ним с помощью струбцин, зажимов и других приспособлений.
Снимать заземление следует в обратном порядке, т. е. сначала снять его с токоведущих частей, а затем отсоединить от корпуса.
Запрещается пользоваться для заземления какими-либо проводниками, не предназначенными для этой цели, а также производить присоединение заземлений путем их скрутки.
Наложение заземлений не требуется при работе на оборудовании:
а) если от него отсоединены все шины, провода и кабели, по которым может быть подано напряжение;
б) если на него не может быть подано напряжение путем обратной трансформации или от постороннего источника;
в) при условии, что на этом оборудовании не наводится напряжение.
Концы отсоединенного кабеля при этом должны быть замкнуты накоротко и заземлены.
6.3.13. При работе с частичным снятием напряжения должны быть выполнены мероприятия, препятствующие касанию работающих лиц к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
К числу таких мероприятий относятся:
а) безопасное расположение работающих лиц по отношению к находящимся под напряжением токоведущим частям (см. п. 6.3.14);
б) применение основных и дополнительных изолирующих защитных средств (приложение 7). Кроме того, должен быть обеспечен непрерывный надзор за работающими.
6.3.14. Лицо, производящее работу вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением, должно располагаться так, чтобы эти токоведущие части были перед ним и только с одной боковой стороны.
Запрещается производить работу, если находящиеся под напряжением токоведущие части расположены сзади или с двух боковых сторон. Запрещается также работать в согнутом положении, если при выпрямлении можно коснуться токоведущих частей, находящихся под напряжением.
6.3.15. При невозможности снятия напряжения допускается, в виде исключения, производить аварийные работы под напряжением. К этим работам относятся:
замена дефектных аппаратов, приборов, коммутационной аппаратуры и т. д.;
установка перемычек различного назначения; зачистка и подтягивание нагревающихся контактов; отсоединение и присоединение отдельного кабеля к распредустройству; регулировка и проверка средств защиты; ремонт приводов коммутационной аппаратуры..
Работа на токоведущих частях, находящихся под напряжением, должна производиться только с разрешения электромеханика судна или главного
(старшего) механика с соблюдением необходимых мер техники безопасности, с применением основных и дополнительных изолирующих средств (приложение 7).
Работа на участках, находящихся под напряжением, должна производиться квалифицированными и опытными лицами электротехнического персонала под непосредственным наблюдением электромеханика.
При этом необходимо:
а) работать в диэлектрических перчатках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике;
б) пользоваться электромонтажным инструментом с изолированными рукоятками;
в) держать изолирующий инструмент за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца;
г) работая на токоведущих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами, миканитом и т. д.;
д) прикасаясь изолирующим инструментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окружающих предметов: бортов, переборок, деталей набора судна, корпусов механизмов и устройств и т. п., не касаться лиц, стоящих рядом;
работать в комбинезоне с рукавами, застегнутыми у кистей, и в головном уборе.
Запрещается применение ножовок, напильников, металлических рулеток, метров и другого неизолирующего инструмента при работах на участках, находящихся под напряжением.
6.3.16. В помещениях с повышенной опасностью (приложение 8) могут в случае необходимости производиться работы на неотключенных токоведущих частях с применением дополнительных мер безопасности, определяемых лицами, отдающими распоряжение.
В помещениях, особе опасных в отношении поражения людей электрическим током (приложение 8), а также в помещениях, опасных в отношении пожара, производство работ на неотключенных токоведущих частях запрещается.
Электроработы на мачтах и колоннах должны производиться только при отключенном напряжении и снятых предохранителях. У основания мачты или в другом месте должен быть поставлен наблюдающий.
6.3.17. Перед применением защитных средств (диэлектрические перчатки, галоши и т. п.) необходимо произвести их осмотр с целью выявления внешних повреждений, очистить и обтереть пыль, проверить, на какое напряжение они рассчитаны и не истек ли срок периодического испытания. Защитными средствами, имеющими неисправности и срок испытания которых истек, пользоваться запрещается.
6.3.18. Устные и телефонные распоряжения на производство ремонтных работ в электротехнических установках под напряжением, либо с частичным снятием напряжения, имеют право давать только главный (старший) механик, старший электромеханик (электромеханик).
6.3.19. Устные и телефонные распоряжения на выполнение работ до их начала записываются в вахтенный машинный журнал лицом, получившим распоряжение с указанием фамилии лица, давшего распоряжение, его содержания и места работы. 6.3.20. Лицо, отдающее устное распоряжение о производстве работ в электротехнических установках, несет ответственность за их выполнение, возможность безопасного их производства и соответствие квалификации персонала, привлекаемого к работе.
- Правила техники безопасности на судах морского и речного флота украины часть 6. Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования
- Раздел 6.1. Общие положения.
- 6.2. Оперативное обслуживание.
- 6.3. Производство профилактических и ремонтных работ.
- 6.5. Дополнительные правила безопасности при эксплуатации судовых установок напряжением выше 1000 в.
- 6.6. Обслуживание электрических машин и электромашинных преобразователей.
- 6.7. Обслуживание распределительных устройств, пультов и коммутационной аппаратуры.
- 6.8. Работа с ручным электроинструментом и переносными электрическими светильниками.
- 6.9. Ремонт кабеля.
- 6.10. Эксплуатация систем автоматики, контроля, сигнализации, измерения и защиты (аксиз).
- 6.12. Эксплуатация аккумуляторных батарей и помещений.
- Приложение 7 правила пользования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках
- 1. Назначение и область применения.
- 2. Определения и общие положения.
- 2.1. Определения.
- 2.2. Комплектование электроустановок защитными средствами.
- 2.5. Общие правила пользования защитными средствами.
- 3. Требования к отдельным видам защитных средств и правила пользования ими.
- 3.1. Изолирующие клещи.
- 3.2. Токоизмерительные клещи.
- 3.3. Указатели напряжения до 500 в, работающие по принципу протекания активного тока.
- 3.4. Инструмент с изолированными рукоятками.
- 3.5. Диэлектрические перчатки.
- 3.6. Диэлектрические боты и галоши.
- 3.7. Диэлектрические коврики.
- 3.8. Изолирующие подставки.
- 3.9. Переносные заземления.
- 3.10. Временные ограждения.
- 3.11. Предупредительные плакаты.
- 3.12. Защитные очки.
- 3.13. Рукавицы.
- Классификация помещений в отношении поражения людей электрическим током.
- Содержание
- Часть 2 методуказаний.
- Часть 6. Обеспечение безопасности при эксплуатации судового