2.4.3. Вектор-анализаторы и ротатор
Для ориентации системы координат векторной системы управления необходимо определить текущее положение опорного вектора. Устройства реализующие эти функции обычно называются вектор-анализаторами.
Если в системе векторного управления требуется стабилизация потокосцепления, то его текущее значение нужно либо измерить, либо вычислить по другим величинам. Измерение потокосцепления не всегда возможно или желательно, т.к. требует установки в АД соответствующих датчиков и, кроме того, при снижении частоты вращения отношение полезного сигнала к шуму на выходе датчиков снижается настолько, что их использование становится невозможным.
В случае потокосцепления ротора его измерение практически невозможно и обычно производится вычисление. Проще всего оно осуществляется, если исходными величинами являются основное потокосцепление и ток статора. Из выражений (1.2.8 б) и (1.2.9) потокосцепление и ток ротора равны
Отсюда
или после разложения на составляющие в неподвижной системе координат, связанной со статором
.
Искомый модуль вектора потокосцепления ротора затем находится по теореме Пифагора . Структурная схема соответствующего блока вычисления приведена на рис. 2.11.
Основное потокосцепление 0 можно измерить, установив два датчика Холла так, чтобы один находился на оси обмотки фазы a, а другой на перпендикулярной оси. Тогда выходные сигналы датчиков будут пропорциональны m и m . Составляющие тока статора i1 и i1 получаются из фазных токов преобразованием 3-2 в соответствии с выражениями (1.1.2).
Потокосцепление можно определить и не прибегая к измерению магнитного потока. Достаточно измерить токи статора и угловую частоту вращения ротора. При этом вычисление можно производить во вращающейся или в неподвижной системе координат. Входными величинами в обоих случаях являются токи статора в неподвижной системе координат i1 и i1 и угловая частота вращения ротора . Выходными – модуль вектора потокосцепления ротора | 2|= 2d и, если требуется, текущее значение его аргумента 1. Для вращающейся системы их связь с потокосцеплением ротора определяется выражением (2.2.5), а соответствующая ей структурная схема приведена на рис. 2.12 а).
Векторное уравнение ротора в неподвижной системе координат можно получить из выражения (1.4.5), положив (mn) =0. Тогда
.
Отсюда, подставив , перейдя к изображениям и опуская индексы системы координат, получим
.
Раскладывая векторы тока статора и потокосцепления ротора на вещественную и мнимую составляющие, получим выражения для проекций потокосцепления в неподвижной системе координат
Этим выражениям соответствует структурная схема рис. 2.12 б), в которой затем по проекциям определяются модуль вектора, а также косинус и синус его аргумента –
Очевидно, что вычисление потокосцепления без использования датчиков магнитного потока требует построения значительно более сложных устройств, однако в некоторых случаях такое решение оправдано, т.к. установка датчиков и формирование в них выходного сигнала также является достаточно сложной задачей. Кроме того, устройства подобные изображенным на рис. 2.12 могут использоваться в системах асинхронного привода для создания контуров стабилизации магнитного потока ротора, т.е. стабилизации его модуля, что позволяет получить при частотном управлении механические характеристики с одинаковой жесткостью рабочих участков при всех частотах питания, что существенно расширяет диапазон регулирования АД.
Необходимым элементом системы векторного управления АД является ротатор, осуществляющий преобразование координат векторов в соответствии с выражениями (1.1.5) и (1.1.6). Если сигналы синуса и косинуса угла поворота 1 формируются другим блоком, то ротатор легко реализуется по схеме рис. 2.13. Для вращения в положительном направлении, т.е. для реализации функции , на синусный вход ротатора подается сигнал. Изменение направления вращения осуществляется либо инвертированием сигнала, либо инвертированием сигнала 1.
В случае, если входным сигналом ротатора является угол 1, то схема рис. 2.13 должна быть дополнена блоками вычисления функций синуса и косинуса, что очень сложно реализовать практически в аналоговой форме, но легко выполнить в цифровой с помощью соответствующей программы процессора или аппаратно с помощью тригонометрической таблицы, хранящейся в ПЗУ.
- Развитие асинхронного электропривода с векторным управлением
- Векторная модель асинхронного двигателя
- 1.1. Понятие обобщенного вектора
- 1.2. Основные соотношения между токами и потокосцеплениями ад
- 1.3. Индуктивность составляющей нулевой последовательности
- 1.4. Уравнения статора и ротора в векторной форме
- 1.5. Обобщенная электрическая машина
- 1.5.1. Электромагнитный момент ад
- 1.6. Модель короткозамкнутого ад при частотном управлении
- 2. Векторное управление асинхронным двигателем
- 2.1 Общий принцип векторного управления ад
- 2.2. Модель ад, управляемого током статора, в системе координат, ориентированной по потокосцеплению ротора
- 2.3. Модель ад, управляемого напряжением статора, в системе координат, ориентированной по потокосцеплению ротора
- 2.4. Основные элементы систем векторного управления ад
- 2.4.1. Усилитель мощности релейного типа
- 2.4.2. Преобразователи числа фаз
- 2.4.3. Вектор-анализаторы и ротатор
- 2.5. Замкнутые системы векторного управления ад
- 2.5.1. Характеристики системы с п-регулятором скорости
- 2.5.2. Характеристики системы с пи-регулятором скорости
- Список литературы