Развитие асинхронного электропривода с векторным управлением
Современные системы векторного управления прошли долгий путь развития и в настоящее время являются наиболее распространенными среди систем электропривода переменного тока. Они позволяют просто и эффективно управлять такими сложными объектами как асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (АД), что в свою очередь, позволяет существенно расширить область его применения, почти полностью вытесняя из автоматизированных управляемых приводов двигатели постоянного тока. Это связано в первую очередь с развитием силовой электроники, позволяющей создавать надежные и относительно дешевые преобразователи, а также с развитием быстродействующей микроэлектроники, способной реализовать алгоритмы управления практически любой сложности. Поэтому высококачественный асинхронный векторный электропривод (АВП) в настоящее время является по существу техническим стандартом.
Первым этапом процесса развития АВП была разработка универсальной векторно-матричной математической модели, получившей название обобщенной электрической машины, которая началась в конце 20-х годов и завершилась в конце 40-х годов ХХ века. Эта модель позволяет описывать электромагнитные процессы в идеализированной электрической машине с помощью аппарата линейной алгебры. Практическое использование модели было отложено на несколько десятилетий, т.к. при ручных расчетах она не давала каких-либо преимуществ, но требовала существенных вычислительных затрат, теоретически же ее успешно использовали для анализа переходных процессов в электрических машинах.
В 1971 году F. Blaschke предложил принцип построения системы управления асинхронным двигателем, в котором использовалась векторная модель АД с ориентацией системы координат по потокосцеплению ротора. Сущность предложенного метода, получившего впоследствии название векторного, заключалась в использовании в системе управления передаточных функций обратных по отношению к передаточным функциям векторной модели АД, что позволяло получить в качестве независимых входных переменных системы величины, входящие в уравнение электромагнитного момента. Поэтому этот принцип называется также прямым управлением моментом. Кроме того, для упрощения задачи в векторной модели АД использовалась система координат, ориентированная по одному из векторов, входящих в уравнение электромагнитного момента, что существенно упрощало передаточные функции системы и позволяло определить момент двумя независимыми переменными аналогично тому, как это делается в двигателях постоянного тока.
За три прошедшие десятилетия были разработаны десятки вариантов исходных моделей АВП, реализованы сотни устройств на разной элементной базе, опубликованы тысячи статей и монографий, но принцип и первая модель, предложенная F. Blaschke, по-прежнему доминируют в технических реализациях.
-
Содержание
- Развитие асинхронного электропривода с векторным управлением
- Векторная модель асинхронного двигателя
- 1.1. Понятие обобщенного вектора
- 1.2. Основные соотношения между токами и потокосцеплениями ад
- 1.3. Индуктивность составляющей нулевой последовательности
- 1.4. Уравнения статора и ротора в векторной форме
- 1.5. Обобщенная электрическая машина
- 1.5.1. Электромагнитный момент ад
- 1.6. Модель короткозамкнутого ад при частотном управлении
- 2. Векторное управление асинхронным двигателем
- 2.1 Общий принцип векторного управления ад
- 2.2. Модель ад, управляемого током статора, в системе координат, ориентированной по потокосцеплению ротора
- 2.3. Модель ад, управляемого напряжением статора, в системе координат, ориентированной по потокосцеплению ротора
- 2.4. Основные элементы систем векторного управления ад
- 2.4.1. Усилитель мощности релейного типа
- 2.4.2. Преобразователи числа фаз
- 2.4.3. Вектор-анализаторы и ротатор
- 2.5. Замкнутые системы векторного управления ад
- 2.5.1. Характеристики системы с п-регулятором скорости
- 2.5.2. Характеристики системы с пи-регулятором скорости
- Список литературы