logo search
Методичка ТСО

1.3. Особенности портовых средств как объектов охраны.

Задача охраны портовых средств в нашей стране приобретает все большую остроту и актуальность с каждым днем. Экстремальные ситуации, происходящие во всем мире, пока не затрагивали украинских портов. Ждать, пока затронут, и по следам происшествия принимать соответствующие меры – ущербный подход. Предупреждение – ключевое слово. В нашем случае – это синоним оснащения портового средства техническими средствами охраны. Уже много говорилось о внедрении в жизнь концепции единой системы охраны объекта, состоящего из многих компонентов, такого, каким является крупный, да и не очень крупный морской порт. В его составе могут быть десятки отдельных хозяйствующих субъектов, различной величины и профиля деятельности. До сих пор каждый умирал в одиночку, в силу объективной реальности стивидорные компании вынуждены были приспосабливаться к требованиям каждая в силу своих возможностей. Сейчас уже назрела необходимость комплексных решений, закрывающих порт полностью, и контролируемых централизовано, причем немаловажными составляющими в этих решениях должны быть линии связи со всеми структурами , которые будут задействованы в случае чрезвычайной ситуации. Это предполагает единообразный подход к частным случаям технического оснащения, поскольку объединение систем охраны отдельных хоз. субъектов в единое целое (систему охраны порта в целом) потребует довольно высокой степени унификации ТСО. Отдельные системы должны быть сопрягаемы между собой и главным узлом. Наиболее простым решением является одновременное оборудование всей охраняемой территории унифицированными ТСО, в частности СТН, способной выдавать информацию не только службе охраны хоз. субъекта, но и ,при необходимости, различным структурам, задействованным при чрезвычайной ситуации. Основными особенностями портовых средств как объектов контроля является чрезвычайно большое разнообразие географического расположения морских портов, большие потоки людей и самых разнообразных грузов, большая протяженность охраняемых периметров, наличие участков со сложным рельефом местности, наличие разнообразных помеховых факторов в радиосвязи, большое количество обслуживающего персонала, большие потоки железнодорожного и автомобильного транспорта, прилегающая акватория с интенсивным движением судов и плавсредств. Кроме того, нормальная работа портовых средств в значительной степени зависит от качества работы обеспечивающих городских коммунальных служб - энергоснабжения, водоснабжения, канализации, газоснабжения, которые, в свою очередь, могут подвергаться различным воздействиям, в том числе и террористическим. Поэтому международные требования по созданию системы безопасности в морском судоходстве, вытекающие из главы XI-2 СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС и ряда национальных нормативных правовых актов в области охраны на море предусматривают разработку и внедрение комплексной системы обеспечения безопасности портовых средств с оснащением их современными инженерно-техническими средствами охраны для предотвращения случаев хищений, диверсионных и террористических актов, а также предотвращения других противоправных действий, способных привести к серьезным социально-политическим последствиям и экологическим катастрофам. Комплексный подход к решению задачи повышения безопасности портовых средств предусматривает как совершенствование организационных мероприятий, так и обеспечение новейшими техническими охранными системами, способными предотвратить пиратские и террористические действия. К организационным мероприятиям, направленным на решение данной задачи,

можно отнести усиление караульной службы, в частности, путем более тщательного подбора и подготовки личного состава караулов, увеличения количества постов, расширения запретных зон на подступах к охраняемым объектам и т.п. Проведение перечисленных мероприятий позволит в какой-то мере повысить степень защищенности охраняемых объектов, но не решает проблемы в целом по следующим основным причинам:

Охрана периметров объектов большой площади является наиболее сложной организационно-технической задачей, решение которой возможно с использованием средств обнаружения вторжения, работающих на различных физических принципах. Периметральные средства (системы) охраны могут использоваться с инженерными заграждениями и без них, формируя зоны обнаружения различной конфигурации и протяженности. В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом разработаны различные периметральные средства (системы), охраны к которым в частности относятся:

-активные - инфракрасные, радиолучевые, радиоволновые одно, двух и многопозиционные;

-пассивные инфракрасные или СВЧ;

-одно, двух и многолучевые вибрационные кабельные и вибросейсмические.

Все перечисленные средства (системы) охраны периметров объектов большой площади обладают рядом недостатков. Так, большинство из них являются активными и устанавливается непосредственно вдоль периметра, что делает возможным их обнаружение, вывод из строя или изменение алгоритма работы с помощью специальных технических средств. Пассивные средства, в основном, предназначены для охраны небольших объемов (прямолинейных зон). Для надежной работы активных и пассивных инфракрасных средств (систем) охраны требуется специальная подготовка контролируемых участков периметра (постоянное выкашивание травы, вырубка деревьев и кустарника, уборка снега, опавших листьев и другого мусора, выравнивание неровностей поверхности земли). Кроме того, все перечисленные средства (системы) предназначены для установки на поверхности земли, ограждения, что также делает их весьма уязвимыми. Существенным недостатком является и то, что все рассматриваемые средства (системы) обеспечивают перекрытие узких участков периметра шириной и высотой не более 6 м. То есть, при наличии дополнительных приспособлений, в виде специальных лестниц, они могут быть легко преодолены. Для увеличения ширины охраняемого участка периметра потребуется развертывание дополнительных устройств, что приведет к увеличению стоимости всей системы. По этой же причине, маловероятно применение подобных систем для охраны протяженных объектов.

Проведенный анализ состояния охраны объектов морского и речного флота показывает, что она ориентирована на исключение или затруднение доступа на охраняемые территории и акватории в основном за счет применения средств охраны периметра (СОП) перечисленных выше. При этом, как правило, портовые средства оказываются наиболее уязвимыми со стороны водных акваторий, периметровую охрану которых очень сложно организовать. Это касается как мест базирования судов с ядерными энергетическими установками, так и судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях и т.д. Альтернативой высокому уровню угроз ПС должен стать комплекс взаимоувязанных и согласованных по рубежам охраны и объектам применения организационно-технических мер, позволяющих своевременно обнаруживать появление угрозы ПС, оценивать степень ее опасности и предпринимать действия по ее устранению. Эти задачи принципиально могут быть решены только путем комплексирования нескольких видов охранных систем, прежде всего периметровых и пространственных, с применением современных технических средств наблюдения, компьютерных устройств обработки, отображения и хранения информации.