4.2.Г.Автоматизированная идентификационная система (аис)
Международная морская организация /ИМО/ утвердила требования к судовому оборудованию АИС на всех больших судах. Эта система повышает безопасность жизни на море, безопасность навигации и защиту морского пространства. АИС обеспечивает определение курса и скорости судов, находящихся в данном морском регионе, увеличивает безаварийность судов в различных ситуациях и обеспечивает надежной информацией об охране и безопасности суда, находящиеся в районе обслуживания береговой станции. Судовое АИС оборудование связано со всеми международными навигационными системами и совместно с другими судами передает информацию береговым станциям, кроме того, это оборудование позволяет обмениваться информацией между судами. Полученная информация отражается на дисплее, графически отображая обстановку на море. В соответствии с требованиями ИМО, эти дисплеи должны быть совмещены с индикаторами судовых радиолокационных станций /РЛС\. Начиная с 1 июля 2008 года все судовые РЛС должны быть готовы отражать информацию АИС на своих индикаторах. Поэтому важно, чтобы судовые офицеры и персонал, обслуживающий береговые станции, хорошо изучили возможности системы АИС и могли на практике применять полученные сведения.
Концепция построения систем АИС.
АИС основана на автоматической связи между судовыми и береговыми станциями с использованием высокочастотных радиосигналов. Суда, использующие АИС, постоянно передают собственные текущие навигационные и оперативные сведения , которые могут быть использованы соседними судами и береговыми станциями в данном морском регионе. Такими сведениями являются:
постоянные \статические \ сведения: идентификационный номер ИМО, имя судна, позывные сигналы, тип судна, длина и ширина, фиксированное положение антенн, морской подвижный сервисный идентификационный номер;
переменные /динамические \ сведения: координаты судна, время универсальное мировое \UTC \, уровни охраны;
сведения о характере груза: транзит, место назначения, оценка времени прибытия, тип судна, опасность груза.
Динамические сведения о своих координатах судно может получать от Глобальной Навигационной Спутниковой Системы \GNSS \ . Для повышения устойчивости работы системы АИС используются два частотных канала АИС-1 и АИС-2 на частотах 161,975 МГц и 162,025 МГц. Некоторые государства принимают другие каналы, для того чтобы избежать помех от других станций, работающих в этом диапазоне частот. Береговые станции автоматически дают информацию судовым станциям о рабочих частотах при входе судна в регион, обслуживаемый данной береговой станцией. В системе АИС применяется принцип самоорганизации с временным коллективным доступом к информации. Метод действия, который использует каждая станция , основан на выделении определенного временного интервала для связи данной АИС. Временные интервалы выстроены в соответствии с координатами универсального мирового времени. Это время используется в системе \GNSS \.Одна минута разделена на 2250 равных промежутков времени – «слотов», следовательно, в одну минуту могут работать 2250 передатчиков. Передача сведений от судна \если оно не на якоре и не у причала / происходит, в среднем один раз в 6 сек., т.е. 10 раз в минуту \реальная норма может меняться автоматически в зависимости от загрузки линии и количества сведений \. Если будут работать только передатчики, то, в идеале, в системе могут работать 2250 х 2\10 = 450 отдельных станций в данном регионе моря. Здесь цифра 2 – число каналов каждой АИС, работающих в своем интервале времени – «слоте».
Каждая станция АИС имеет свою эффективную зону связи, ограниченную диапазоном частот и мощностью передатчиков. Уверенный прием сигналов обеспечивается на дальностях 20-30 миль , в зависимости от многих факторов. Передатчик станции АИС перелистывает автоматически временные слоты, отыскивая свободные от связи. Для судов, находящихся в опасной близости, частота передачи сведений автоматически увеличивается. Такой принцип нахождения свободных временных слотов называется самоорганизующимся. Самоорганизующиеся системы могут работать в двух режимах «Автономном» и «Непрерывном». Эти режимы устанавливаются компетентными властями, Переключение режимов осуществляется в зависимости от нагрузки линии радиопередач в данном районе мореплавания. Это особенно важно, так как на этих линиях радиопередач работает и авиация при использовании системы САР.
Безопасность и охрана, установленные в сообщения системы АИС.
Все АИС оборудование способно получать и передавать информацию относительно безопасности и охраны. Сообщения могут быть индивидуальные и циркулярно всем станциям АИС данного региона. Такие сообщения могут иметь емкость 160 знаков. Для адресного сообщения предусмотрено автоматическое сообщение, что сигнал принят. В циркулярном режиме ответные сигналы не предусмотрены
- В.В. Груздев
- Содержание
- 5.Технические средства охраны портовых
- 1. Роль технических средств охраны и безопасности на морском транспорте..
- 1.1. Особенности морских судов как объектов охраны.
- 1.2. Требования к техническим средствам охраны морских судов.
- 1.3. Особенности портовых средств как объектов охраны.
- 1.4. Требования к техническим средствам охраны портовых средств.
- 2. Физические поля и основные принципы построения технических средств охраны
- 2.1.Электрическое поле
- Электрическое поле точечного заряда.
- 2.2. Магнитное поле
- 2.4.Акустическое поле
- 2.5. Радиоактивные излучения
- 3.Применение электромагнитного поля для целей охраны судов и портовых средств
- 3.1.Шкала электромагнитных волн
- 3.2.Модуляция и демодуляция радиосигналов
- 3.3.Принципы формирования радиолуча
- 3.4.Временное и спектральное представление радиосигнала.
- Форма синусоидального сигнала по оси времени.
- Форма синусоидального сигнала по оси частот.
- График прямоугольных радиоимпульсов.
- График суммы простейших гармонических колебаний.
- График спектрального представления суммы простейших гармонических колебаний.
- 3.5.Условие неискаженной передачи радиосигнала через радиотехническую цепь.
- Полоса пропускания меньше ширины амплитудного спектра.
- Полоса пропускания больше ширины амплитудного спектра.
- Оптимальное соотношение полосы пропускания и ширины амплитудного спектра.
- 3.6.Использование эффекта Допплера в охранных системах
- 4. Технические средства охраны морских судов.
- 4.1. Состав технических средств охраны морских судов (Схема тсос Рис 11).
- 4.2. Технические средства оповещения о нападении.
- 4.2.А.Система управления движением судов (судс) Основные задачи, решаемые судс:
- 4.2.Б.Глобальная позиционная система (гпс)
- 4.2.В.Судовая система охранного оповещения (ссоо)
- Состав информации, которая может передаваться по ссоо
- 4.2.Г.Автоматизированная идентификационная система (аис)
- 4.2.Д.Глобальная морская система связи при бедствии (гмссб)
- 4.2.Е.Система дальней идентификации судов (сди)
- 4.2.Ж.Глонасс
- 4.3. Судовые средства защиты.
- 4.3.А.Замки и предупреждающие надписи.
- 4.3.Б.Закрытое телевидение
- Образец предупреждающей надписи зоны ограниченного доступа на судне.
- Образцы различных типов замков дверей зон ограниченного доступа судна.
- 4.3.В.Электронные пломбы
- 4.3.Г.Ручные средства досмотра пассажиров и грузов.
- 4.3.Д.Электрические цепи высокого напряжения
- Ручной металлодетектор
- Газоанализатор sabre-2000
- 4.3.Е. Мощные акустические излучатели
- 4.3.Ж. Пожарные и другие средства, используемые для защиты морских судов от нападения пиратов.
- Колючая проволока, натянутая вдоль борта судна.
- Использование пожарной системы для отражения пиратской атаки.
- 5.Технические средства охраны портовых средств
- 5.1.Состав технических средств охраны портовых средств (Схема тсопс)
- 5.2.Система сбора, обработки и отображения информации
- 5.3. Инженерные средства охраны.
- 5.4.Технические средства охраны.
- 5.4.А. Системы охранной сигнализации (сос) периметра, зданий и сооружений;
- 5.4.Б. Системы контроля и управления доступом (скуд).
- 5.4.В. Системы телевизионного наблюдения (стн).
- 5.4.Г. Системы охранного освещения (соо).
- 5.4.Д. Системы связи и оповещения.
- 5.4.Е. Электропитание оборудования комплексной системы безопасности.