1.1. Особенности морских судов как объектов охраны.
Совсем недавние акты терроризма в целом ряде стран Западной Европы, у берегов Сомали и др. районах Мирового океана, и имеющиеся предположения о том, что события эти отнюдь не являются стихийными, заставляют всех нас в очередной, и наверняка – не в последний раз, сосредоточить свое внимание на вопросах охраны важных объектов, которыми в контексте наших интересов являются морские суда.
Проблема безопасности и морской безопасности в том числе, в последнее время привлекает бдительное внимание на наивысшем уровне. Терроризм, аварии, хищения, контрабанда, попытки незаконного пересечения границы, транспортировка наркотиков – все это угрожает жизни и здоровью персонала, пассажиров, сохранения имущества, грузов, судов и окружающей среды, населению. В комплексе мероприятий по обеспечению морской безопасности все больше значения приобретают технические средства, способные прогнозировать и предотвращать опасные ситуации. Традиционные средства безопасности позволяют только фиксировать факты нештатных ситуаций и принимать меры по их ликвидации уже после события. Сейчас важна, именно, превентивная функция системы безопасности, способность предупреждать и ликвидировать угрозы
В русском языке глагол «предупредить» имеет два смысла: один - «дать сведения заранее», другой «предотвратить», и похоже, что эта лингвистическая особенность имеет глубокий смысл, который лучше всего передает поговорка «Предупрежден – значит вооружен». Оперативное, краткосрочное предупреждение об опасности возлагается на технические средства охраны. Основное преимущество технических средств охраны – это непосредственное взаимодействие средства с оператором и обеспечение оператора наиболее содержательной, непрерывной и объективной информацией – визуальной. Физиология утверждает, что на зрительную часть восприятия человеком окружающей среды приходится порядка 90% , т.е. подавляющее большинство, что опять же свидетельствует в пользу технических средств. Большая универсальность их допускает также возможность использования в целях контроля производственных процессов, что делает их не только необходимыми, но и привлекательными и экономически оправданными.
Давайте рассмотрим для начала морское судно, стоящее в порту под грузовыми операциями:
длина 180 метров;
количество трюмов/люков 6;
экипаж – 21 чел.;
Вводные взяты сознательно самые банально-благоприятные. Любой моряк может еще и возразить – 21 человек экипажа, где это в наши дни такие ? Теперь прикинем, кто в экипаже может быть задействован исключительно для выполнения охранных функций:
Вахтенная служба – само собой, ей это во все времена полагалось, но охранные обязанности вахтенной службы – это только небольшая часть из весьма обширного перечня, причем зачастую эти обязанности не то что не стыкуются, они противоречат друг другу ! Вахта - это минимум 4 чел., подвахта отдыхает – это сменившаяся и сменяющая вахты – 8 человек. Плюс капитан и стармех, итого 14 чел. Остается 7 чел. Минус повар. Остается 6 человек. Рабочая бригада в МО – 2 чел. Рабочая бригада 2 чел.+ боцман на палубе – 3 человека. Что имеем в сухом остатке ? ОДИН человек. Вот он по стояночному расписанию может быть нагружен сугубо охранными обязанностями.
А теперь добавим немного реализма в эту идиллию:
-прием топлива;
-прием пресной воды;
-сдача мусора;
-дождь пошел - закрывать трюма срочно надо;
- трюма закрыли – дождь кончился, надо снова открывать;
-предписание принесли от капитана порта – перетяжка на 80 метров вперед;
-6 человек на берегу – по полному праву- свое отработали.
Если оставить все вышеперечисленное, то это дело довольно обычное и ничего особо страшного нет. Но !
Есть еще прием продуктов, снабжения, регламентные работы по техобслуживанию, срочные и плановые ремонты, визиты органов надзора, представителей судовладельца, получателя, отправителя, фрахтователя и т.д. и т.п., поэтому оставшийся у нас в остатке ОДИН человек (способный полноценно и исключительно нести охранные обязанности) тоже будет нарасхват. Кроме того, он – один, а рабочий день 8 часов, а порт и его службы работают круглосуточно. Получается, что еще двух человек не хватает??? Нанимать??? А что они будут делать, когда судно в море и действия по охране сузятся до минимума ???
Риторический вопрос: хорошо ли будет, если на судне установят систему теленаблюдения и у пульта будет сидеть оператор (один человек из вахтенной службы) и наблюдать за происходящим на судне и вокруг него, причем, включая участки, где идут грузовые операции, прием топлива, сдача нефтезагрязненных вод и, когда необходимо, будет либо самому выдвигаться на нужный участок, либо посылать кого-то из вахты, подвахты, рабочей бригады. Плюс ко всему: постоянная запись происходящего, хранение записей в течение нескольких месяцев, посекундная раскадровка, цифровая обработка и пр. привлекательные технические характеристики.
Тогда не то что нанимать больше никого не надо, а и того самого ОДНОГО оставшегося можно будет сократить. Самый дешевый моряк в наше время не может стоить судовладельцу меньше 10 000 – 12 000 ам. долларов в год. Можно еще добавить, что в рассматриваемом варианте у нас тот случай, когда мы имеем на борту капитана и трех штурманов, стармеха и трех механиков, а случай это теперь редкий и для большего реализма можно смело вычесть из судовой роли 3-го помощника и 4-го механика. При этом качество охранного наблюдения при наличии СТН не пострадает.
С выходом судна в море проблемы обеспечения безопасности и охраны меняются в корне. Пиратские и террористические нападения на морские суда с целью грабежа и захвата заложников, нелегальные пассажиры, перевозки оружия и наркотических средств стали настолько частым явлением в практике международных транспортных перевозок, что государства, имеющие морской торговый транспорт, вынуждены принимать весьма дорогостоящие, но достаточно эффективные меры для защиты своих судов. В основном, эти меры сводятся к оборудованию судов техническими средствами, позволяющими своевременно обнаружить и упредить возможные инциденты, связанные с попытками нападения, а также проинформировать береговые службы безопасности и ближайшие суда для оказания помощи при таких инцидентах.
В меньшей мере уделяется внимание обеспечению судов реальным вооружением, способным защитить судно от нападения. Часто студенты задают вопрос: «Почему нельзя установить на борту судна пушку или крупнокалиберный пулемет для защиты от нападения?» Конечно, можно, но такое вооружение требует специальных санкций на его применение, а также обученных членов экипажа, способных эффективно использовать это оружие против террористов. В этих случаях не исключены ошибки в определении истинных намерений приближающегося судна. По последним сведениям американцы разработали и пытаются применять специальные акустические пушки, отпугивающие террористов.
- В.В. Груздев
- Содержание
- 5.Технические средства охраны портовых
- 1. Роль технических средств охраны и безопасности на морском транспорте..
- 1.1. Особенности морских судов как объектов охраны.
- 1.2. Требования к техническим средствам охраны морских судов.
- 1.3. Особенности портовых средств как объектов охраны.
- 1.4. Требования к техническим средствам охраны портовых средств.
- 2. Физические поля и основные принципы построения технических средств охраны
- 2.1.Электрическое поле
- Электрическое поле точечного заряда.
- 2.2. Магнитное поле
- 2.4.Акустическое поле
- 2.5. Радиоактивные излучения
- 3.Применение электромагнитного поля для целей охраны судов и портовых средств
- 3.1.Шкала электромагнитных волн
- 3.2.Модуляция и демодуляция радиосигналов
- 3.3.Принципы формирования радиолуча
- 3.4.Временное и спектральное представление радиосигнала.
- Форма синусоидального сигнала по оси времени.
- Форма синусоидального сигнала по оси частот.
- График прямоугольных радиоимпульсов.
- График суммы простейших гармонических колебаний.
- График спектрального представления суммы простейших гармонических колебаний.
- 3.5.Условие неискаженной передачи радиосигнала через радиотехническую цепь.
- Полоса пропускания меньше ширины амплитудного спектра.
- Полоса пропускания больше ширины амплитудного спектра.
- Оптимальное соотношение полосы пропускания и ширины амплитудного спектра.
- 3.6.Использование эффекта Допплера в охранных системах
- 4. Технические средства охраны морских судов.
- 4.1. Состав технических средств охраны морских судов (Схема тсос Рис 11).
- 4.2. Технические средства оповещения о нападении.
- 4.2.А.Система управления движением судов (судс) Основные задачи, решаемые судс:
- 4.2.Б.Глобальная позиционная система (гпс)
- 4.2.В.Судовая система охранного оповещения (ссоо)
- Состав информации, которая может передаваться по ссоо
- 4.2.Г.Автоматизированная идентификационная система (аис)
- 4.2.Д.Глобальная морская система связи при бедствии (гмссб)
- 4.2.Е.Система дальней идентификации судов (сди)
- 4.2.Ж.Глонасс
- 4.3. Судовые средства защиты.
- 4.3.А.Замки и предупреждающие надписи.
- 4.3.Б.Закрытое телевидение
- Образец предупреждающей надписи зоны ограниченного доступа на судне.
- Образцы различных типов замков дверей зон ограниченного доступа судна.
- 4.3.В.Электронные пломбы
- 4.3.Г.Ручные средства досмотра пассажиров и грузов.
- 4.3.Д.Электрические цепи высокого напряжения
- Ручной металлодетектор
- Газоанализатор sabre-2000
- 4.3.Е. Мощные акустические излучатели
- 4.3.Ж. Пожарные и другие средства, используемые для защиты морских судов от нападения пиратов.
- Колючая проволока, натянутая вдоль борта судна.
- Использование пожарной системы для отражения пиратской атаки.
- 5.Технические средства охраны портовых средств
- 5.1.Состав технических средств охраны портовых средств (Схема тсопс)
- 5.2.Система сбора, обработки и отображения информации
- 5.3. Инженерные средства охраны.
- 5.4.Технические средства охраны.
- 5.4.А. Системы охранной сигнализации (сос) периметра, зданий и сооружений;
- 5.4.Б. Системы контроля и управления доступом (скуд).
- 5.4.В. Системы телевизионного наблюдения (стн).
- 5.4.Г. Системы охранного освещения (соо).
- 5.4.Д. Системы связи и оповещения.
- 5.4.Е. Электропитание оборудования комплексной системы безопасности.