logo search
35-47Товарознавство_непродтовар_вКЛ_07ТТП

2.4.3. Классификация и характеристика фотоаппаратов

Современные фотоаппараты можно классифицировать по самым различным признакам.

Классификация фотоаппаратов по типу используемого светочувствительного материала. Фотоаппараты можно подразделить на следующие группы: пленочные классические, пленочные специальные, пленочные усовершенствованные (системы APS); системы Polaroid; цифровые.

Пленочные классические фотоаппараты в настоящее время являются самыми распространенными. Принцип получения фотоснимков с помощью этих фотоаппаратов состоит в том, что фотографируемый объект посредством объектива фотоаппарата проецируется в уменьшенном виде на заряженную в аппарат фотопленку.

В зависимости от ширины используемой пленки классические пленочные фотоаппараты подразделяют на 16-, 35- и 60-миллиметровые. Самое широкое распространение получили фотоаппараты, в которых используется пленка шириной 35 мм. Длина фотопленки рассчитана на получение 12, 24, 36 кадров стандартного формата 24 х 36 мм. 35-миллиметровые фотоаппараты, имеющие формат кадрового окна 18 х 24, называются полуформатными. Они позволяют получить на фотопленке удвоенное число кадров: 24, 48 или 72. Фотоаппараты, в которых используется пленка шириной 61,5 мм, распространены сравнительно мало. В основном они пользуются спросом у профессионалов, так как обеспечивают более высокое качество получаемой фотографии.

В зависимости от уровня основных функциональных свойств пленочные классические фотоаппараты подразделяются на три класса: простой, средний и высокий (профессиональный).

Фотоаппараты простого класса отвечают требованиям начинающих фотолюбителей. К ним относятся фотоаппараты типа «навел-и-снял» (point-and-shoot cameras). Аппараты простого класса оснащены несъемными широкоугольными объективами с небольшой светосилой (относительное отверстие обычно 1 х 4 или 1 х 5,6), Имеют центральный затвор или затвор-диафрагму, узкий диапазон автоматических выдержек (от 1/30 до 1/250 с), компактны и обеспечивают получение изображения удовлетворительного качества. Самые дешевые камеры обычно имеют одну фиксированную выдержку 1/250 с) и несколько фиксированных значений диафрагмы:

Управление такими фотоаппаратами максимально автоматизировано, что позволяет работать с ними начинающим фотолюбителям. В некоторых фотоаппаратах этого класса устанавливается автоматическая экспонометрическая система, действующая по методу интегрального измерения освещенности объекта съемки. Выдержка и диафрагма при этом устанавливаются автоматически.

Эти фотоаппараты пригодны для проведения простых видов съемки (групп людей, пейзажей, архитектурных ансамблей) при хорошем освещении. Они не предназначены для сложных видов съемок: портретов, быстро движущихся объектов крупным планом, макросъемки. Фотоаппараты простого класса недороги и занимают значительную долю (примерно 70 %) в ассортименте фотоаппаратов. К ним относятся и одноразовые фотоаппараты, не допускающие перезарядку пленки, предназначенные как для обычной, так и ряда специализированных съемок: подводных, спортивных, панорамных.

35-миллиметровые компактные аппараты одноразового использования, в которых рулон пленки установлен заранее, позволяют отснять нечетное число кадров — 15 или 27. Однако при всем их удобстве они не обеспечивают уровня автоматизации, универсальности и качества отпечатков, присущих моделям, допускающим перезарядку пленки. В них отсутствует электрический привод системы перевода кадров, они снабжены жестко встроенными объективами, сфокусированными на гиперфокальное расстояние, большинство их не оснащено встроенной вспышкой. Линзы объективов изготавливаются из пластмассы.

Фотоаппараты среднего класса отвечают требованиям фотолюбителей, уже имеющих определенную подготовку и опыт, и характеризуются более высокими потребительскими свойствами. Они комплектуются, как правило, съемными светосильными объективами, преимущественно имеют шторно-щелевой затвор, более широкий, чем аппараты простого класса, диапазон автоматических выдержек (до У500 с), обеспечивают возможность съемки при недостаточном освещении, быстро движущихся объектов крупным планом, макросъемки, а также создания портретов.

К ним относятся и компактные фотоаппараты типа «навел-и-снял» с зум-объективом и центральным затвором.

Фотоаппараты высокого класса отвечают требованиям фотографов-профессионалов. К ним относятся многофункциональные 35- и 60-миллиметровые зеркальные фотоаппараты, позволяющие проводить все виды фотосъемки и получать негативы и слайды высокого качества. Они оснащаются съемными светосильными зум-объективами, имеют широкий диапазон выдержек (от установки «вручную» до отрабатываемых автоматически 1/2000 с и менее). В этих фотоаппаратах устанавливается автоматическая (отключаемая) экспонометрическая система, работающая по локальному или многозональному методу измерения яркости объекта съемки, сложная система автоматической фокусировки (по «системе искусственного интеллекта», системе управления глазом eye control).

Некоторые профессиональные зеркальные фотоаппараты имеют сменный задний магазин (адаптер), позволяющий получать снимки следующих форматов:

– в 35-миллиметровых фотоаппаратах — стандартные негативы размерами 24 х 36 мм или панорамного формата 24 х 58 мм;

– в 60-миллиметровых фотоаппаратах — негативы размерами 6 х 4,5; 6 x 6; 6 x 7; 6 x 8; 6 x 9 см.

К пленочным специальным фотоаппаратам относятся стереоскопические и панорамные фотоаппараты. Они занимают в ассортименте фотоаппаратов очень незначительную долю (0,5%).

Стереоскопические фотоаппараты предназначены для получения объемных изображений. Они делятся в зависимости от принципа получения объемного (стереоскопического) изображения на два типа: двух- и четырехобъективные. В двух-объективном стереоскопическом фотоаппарате получаются два незначительно отличающихся друг от друга изображения объекта. Стереоэффект (ощущение объемного изображения) создается при просмотре снимков с помощью стереоскопа (просмотрового устройства) или специальных очков.

В четырехобъективном стереоскопическом фотоаппарате на половине кадра фотопленки шириной 35 мм получается 4 незначительно отличающихся друг от друга изображения. Пространственный эффект достигается при централизованной обработке в специальных лабораториях, где эти четыре изображения соединяются в одно с помощью линзового растра. Это позволяет каждому глазу видеть свою часть изображения, благодаря чему стереоэффект создается без специальных очков, просмотровых устройств или каких-либо других приспособлений.

Панорамные пленочные фотоаппараты позволяют получать кадр удлиненной формы. Предназначены они для съемки с широким углом (около 120°) охвата объектов (пейзажей, интерьеров, архитектурных ансамблей). Формат кадра зависит от принципа работы фотоаппарата.

Самыми распространенными являются аппараты, в которых объектив поворачивается в момент экспонирования, и аппараты с панорамными головками, позволяющими поворачивать весь аппарат.

В первом случае диафрагма устанавливается обычным способом, а выдержка определяется скоростью поворота объектива. Экспонирование осуществляется через узкую щель за объективом, при этом на стандартной фотопленке шириной 35 мм получается изображение форматом 24 х 58 мм.

В панорамных фотоаппаратах второго типа поворот всего корпуса, установленного на неподвижном штативе, происходит одновременно с перемещением пленки в фокальной плоскости. Диафрагма устанавливается обычным способом, а выдержка определяется шириной щели, расположенной за объективом. Фотоаппараты с панорамными головками выпускаются для фотопленок шириной 35 и 60 мм. Они позволяют охватывать при экспонировании угол 360°, при этом ширина изображения на фотопленке шириной 35 мм равна 16 см, на 60-миллиметровой — 38 см.

Пленочные усовершенствованные фотоаппараты системы APS (advanced photo system — усовершенствованная фотографическая система) появились на рынке в 1996 г., но пока не получили широкого распространения. В фотоаппаратах системы APS применяется новая фотопленка шириной 24 мм с магнитным слоем для записи информации о дате, времени, номере кадра, условиях съемки, экспозиции, формате кадра и другой информации IX (information exchange). В них используются специальные компактные кассеты, что позволило производителям не только уменьшить размеры фотоаппаратов, но и существенно упростить процесс зарядки пленки, улучшить качество ее лабораторной обработки, сделать более удобным процесс хранения негативов (в кассете).

Фотопленку, предназначенную для фотоаппаратов системы APS можно отличить по обозначению advantix IX или IX 240. В отличие от фотопленок для обычных пленочных 35-миллиметровых фотоаппаратов длина пленки для фотоаппаратов системы APS рассчитана на получение 15, 25 или 40 кадров стандартного формата 16,7 х 30,2 мм.

В связи с тем что негатив остается в кассете, выбор кадров для последующей печати осуществляется по «индексному отпечатку». Он выдается фотолабораторией вместе с обработанной в кассете пленкой и представляет собой фотографию (обычно форматом 10 х 17 см), выполненную методом цифрового сканирования, на которой содержатся миниатюрные контрольные отпечатки всех кадров отснятой пленки. Индексный отпечаток имеет тот же идентификационный номер, что и кассета APS.

Чем больше кадров на пленке, тем более миниатюрными становятся изображения на индексном отпечатке.

Фотоаппараты системы Polaroid по конструкции значительно отличаются от пленочных фотоаппаратов и позволяют получать цветные позитивные изображения практически через 2... 3 мин после съемки в результате обработки специальных многослойных фотоматериалов непосредственно в фотоаппарате. В основе работы фотоаппаратов Polaroid лежит принцип одноступенчатого процесса получения фотоснимков. По этому принципу объединяются операции экспонирования фотоматериала и получения готового отпечатка без традиционных трудоемких операций обработки негативного материала и непосредственной печати. Одноступенчатый процесс осуществляется в специальных фотокомплектах: 600 plus (размер получаемого изображения 8x8 см), image (размеры изображения 9,1x7,4 см), Polaroid vision 95 (размеры изображения 7,3x5,4 см).

Мгновенная технология получения фотоснимков имеет два основных достоинства:

появление фотоснимка сразу же после съемки;

конфиденциальность (возможность не посвящать в содержание своих фотокомпозиций посторонних людей, что неизбежно при проявлении пленки и печати снимков в фотолаборатории).

Наряду с этим одноступенчатому способу получения фотоснимка присущ ряд недостатков, в частности:

сравнительная громоздкость фотоаппаратов Polaroid;

постоянство формата и небольшой размер получаемого изображения (максимальный размер изображения, получаемого на самом крупном фотокомплекте image, почти в 2 раза меньше, чем наиболее распространенный размер снимка, получаемого по традиционной технологии (10x15 см);

квадратный формат фотокомплекта 600 plus, используемый во многих фотокамерах Polaroid, неудобен для композиционного построения снимка (его трудно заполнить основным объектом съемки, в кадр попадают второстепенные отвлекающие детали);

сложность увеличения и тиражирования снимков;

невысокое качество снимков (из-за большой чувствительности фотоматериалов к контрастному освещению снимаемых объектов);

малая допустимая погрешность экспозиции (из-за малой фотографической широты материала).

Доля фотоаппаратов Polaroid в ассортименте невелика: 10 моделей, в том числе таких, как Polaroid 636 close up, Impulse portrait, Polaroid vision date plus. Последняя модель является единственной среди фотоаппаратов Polaroid с зеркальной камерой. Одно из ее преимуществ — возможность точно компоновать снимок. Эти фотоаппараты относятся к фотоаппаратам простого класса.

Цифровые фотоаппараты в отличие от других регистрируют изображение не на пленку, а на матрицу светочувствительных элементов (матрицу ПЗС). Цифровые фотоаппараты впервые появились на рынке в 1996 г. и в настоящее время только начинают его завоевывать. В цифровых фотоаппаратах визуальная информация преобразуется в последовательные электрические импульсы в цифровой форме. Получаемое с их помощью изображение по качеству уступает традиционному фотографическому. Для сохранения снимков в цифровых фотоаппаратах используют два вида памяти: постоянную и сменную.

В моделях с постоянной памятью запоминающее устройство встроено в фотоаппарат. В моделях со сменной памятью фотоизображения сохраняются на твердотельных картах памяти. В цифровых фотоаппаратах в настоящее время используются три вида карт памяти. Наиболее распространенными являются карты памяти compact flash (CF). Они используются в цифровых фотоаппаратах фирмы Kodak. Каждый вид карт выпускается с различной емкостью в диапазоне 2...48 Мбайт. Одной карты памяти compact flash емкостью 4 Мбайт хватает для хранения 10... 50 фотографий в зависимости от заложенного при съемке разрешения.

Цифровые фотоаппараты по внешнему виду аналогичны пленочным. Визирование в большинстве цифровых фотоаппаратов осуществляется по цветному жидкокристаллическому дисплею, который может быть использован также как устройство просмотра снимков и в качестве панели управления режимами фотоаппарата. В связи с тем что для осуществления записи изображения в память цифрового фотоаппарата требуется в среднем 5... 10 с, фотоаппараты этого типа не позволяют снимать быстропротекающие процессы.

Из цифровых фотоаппаратов можно непосредственно с помощью специальной программы произвести загрузку фотоизображений в компьютер для их сохранения в виде цифровых файлов или последующих операций корректировки изображения, ввода различной текстовой информации или вывести фотоизображения на экран телевизора.

Специальные компьютерные программы (Adobe Photoshop, Adobe Photo Deluxe, LivePix Deluxe, Kodak Picture Easy) позволяют осуществлять операции ретуширования фотоизображений (исправлять «красные глаза», разглаживать морщины, убирать различного рода пятна и полосы, корректировать цвета, делать снимки светлее или темнее), изменять размеры отпечатка или отображаемого кадра, пропорции снимка, исправлять композиционные ошибки, изменять цвета, текстуру, заменять фон, увеличивать или уменьшать размеры отдельных фрагментов, превращать снимки в поздравительные открытки, календари, декоративно оформлять снимки, производить архивирование (создавать цифровые «альбомы»), дают возможность работать с электронной почтой и осуществлять вывод изображений на печать.

По уровню потребительских свойств цифровые фотоаппараты делятся на фотоаппараты простого и среднего класса.

К цифровым фотоаппаратам простого класса относятся компактные фотоаппараты с жестко встроенным объективом, с фиксированной фокусировкой.

К цифровым фотоаппаратам среднего класса относятся фотоаппараты, оснащенные зум-объективом и системой автофокусировки.

Классификация по способу фокусировки. Все фотоаппараты делятся следующим образом: с фиксированной фокусировкой (фикс-фокусные); с ручной фокусировкой; с автоматизированной фокусировкой.

Классификация по типу встроенного объектива. Компактные незеркальные фотоаппараты подразделяются на фотоаппараты, оснащенные объективом с неизменным фокусным расстоянием, и фотоаппараты, оснащенные объективом с неизменным фокусным расстоянием (зум-объективом).

Классификация по степени автоматизации. В зависимости от степени автоматизации процессов выбора и установки экспозиционных параметров (выдержки и диафрагмы) фотоаппараты можно подразделить на неавтоматические, полуавтоматические и автоматические.

К неавтоматическим относят модели фотоаппаратов без экспо-нометрических устройств или со встроенным автономным экспоно-метрическим устройством, не связанным с органами управления экспозицией (выдержками затвора и диафрагмой объектива).

Параметры экспозиции в таких фотоаппаратах выбираются самим фотографом на основе показаний экспонометра или имеющегося опыта и устанавливаются им вручную.

Свободный выбор и установка диафрагмы и выдержки в определенном диапазоне дает возможность опытному и профессиональному фотографу с учетом природы объекта съемки, а также авторской интерпретации сюжета изменять глубину резкости изображаемого пространства, влиять на качество передачи любого перемещения объекта, исключить «смаз» изображения при съемке движущихся объектов, а также вследствие неизбежного небольшого смещения фотоаппарата при нажатии спусковой кнопки, если съемка ведется «с рук».

Неавтоматические фотоаппараты в настоящее время практически не выпускаются.

К полуавтоматическим относят фотоаппараты, в которых экс-понометрическое устройство функционально связано с органами ручного управления экспозицией.

В полуавтоматических фотоаппаратах в поле зрения видоискателя размещен индикатор правильной экспозиции (стрелочный или светодиодный). Фотограф заранее устанавливает предпочтительную для данного вида съемки диафрагму (или выдержку), а затем, ориентируясь на показания индикатора, подбирает выдержку (или диафрагму), поворачивая лимб установки выдержки (или установочное кольцо диафрагмы) до тех пор, пока индикатор не покажет, что экспозиция установлена правильно.

При правильном определении экспозиции в окне видоискателя наблюдается совпадение двух стрелок (стрелочный индикатор) или изменение цвета свечения светодиода с красного на зеленый (светодиодный индикатор).

Полуавтоматические фотоаппараты отличаются большим удобством и оперативностью в работе, так как позволяют, не отрывая глаз от окуляра видоискателя, подобрать необходимую пару «выдержка — диафрагма».

В автоматических фотоаппаратах экспонометрическое устройство при нажатии спусковой кнопки учитывает светочувствительность пленки, освещенность объекта съемки, автоматически определяет и устанавливает экспозиционные параметры.

Автоматические фотоаппараты бывают однопрограммными и многопрограммными.

Однопрограммными автоматическими фотоаппаратами называются фотоаппараты, экспонометрическое устройство которых автоматически устанавливает выдержку и диафрагму. Они наиболее просты по конструкции и работают по одной заложенной в них жесткой программе, по которой каждому значению яркости объекта и светочувствительности фотопленки соответствует лишь одно сочетание «выдержка—диафрагма». Такие фотоаппараты относятся к фотоаппаратам простого класса и рассчитаны на начинающих и невзыскательных фотографов.

В многопрограммных автоматических фотоаппаратах выдержка и диафрагма устанавливаются автоматически по одной из программ, выбранных в соответствии с сюжетом съемки. Большинство таких фотоаппаратов позволяет фотографу выбирать необходимые выдержку и диафрагму в зависимости от сюжета и условий съемки: переходить с автоматического управления на ручное либо автоматически установить один из экспозиционных параметров (выдержку или диафрагму) в зависимости от заданного фотографом другого экспозиционного параметра (диафрагмы или выдержки). Многопрограммные автоматические фотоаппараты обычно имеют следующие режимы управления экспозицией: автоматический; приоритет диафрагмы; приоритет выдержки; ручной режим; режим экспокоррекции.

В автоматическом режиме фотоаппаратом автоматически отрабатывается выдержка и диафрагма согласно одной из программ, выбранной фотографом с помощью специального переключателя. Многопрограммные автоматические фотоаппараты, как правило, имеют следующие программы автоматического управления экс-: позицией: «полный автомат», «портрет», «пейзаж», «спорт», «ночная съемка».

«Полный автомат» (full auto) — программа управления экспозицией, которая обеспечивает автоматическое определение и отработку экспозиции, включение фотовспышки, фокусировку изображения и т.д.

«Портрет» — программа автоматической установки максимально ; открытой диафрагмы: за счет максимальной диафрагмы уменьшается глубина резкости изображаемого пространства в плоскости объекта съемки, вследствие чего задний план становится размытым и тем самым подчеркивается четко сфокусированный объект съемки. В некоторых моделях выбор режима «портрет» сопровождается автоматической установкой режима принудительного включения вспышки.

«Пейзаж» (picnic) — программа, предназначенная для съемки разноплановых объектов. В этом режиме объектив автоматически выставляется на гиперфокальное расстояние. При этом минимальная диафрагма максимально увеличивает глубину резкости изображаемого пространства, вследствие чего задний и передний планы передаются с практически одинаковой резкостью.

«Спорт» (sports mode) — программа съемки динамичных сюжетов. Она позволяет в автоматическом режиме осуществлять съемку быстро движущихся объектов (например, спортивных соревнований). Эта программа в моделях фотоаппаратов высокого класса реализуется путем автоматического уменьшения выдержки до 1 /1000 с.

Очень часто фотографы используют программу «спорт» для съемки брызг воды у водопада, искр, взлетающих над костром или рассыпающихся при разливке металлов, а также при ярком освещении объекта съемки (например, в солнечную погоду на море или на снегу).

«Ночная съемка» (night scene, night, night flash, night portrait) — программа синхронизации вспышки с длительной выдержкой (slow shutter speed synchro) — предназначена для съемки при низкой освещенности. Эта программа реализуется путем применения вспышки с выдержкой, значительно превышающей обычно используемую. При этом устанавливается баланс яркости освещенного вспышкой объекта на переднем плане и тусклого фона.

В моделях автоматических фотоаппаратов, в которых имеется режим приоритета выдержки, фотограф самостоятельно задает выдержку, а диафрагма автоматически устанавливается в момент экспонирования на основании измерений экспонометра.

Режим приоритета диафрагмы дает возможность фотографу устанавливать необходимую диафрагму; выдержка при этом устанавливается автоматически.

Автоматические фотоаппараты высокого класса позволяют переходить с автоматического режима на ручной.

Во многих моделях фотоаппаратов имеется режим экспопамять, который дает возможность фиксировать определенное показание экспонометра и держать его в памяти автоматики, чтобы обеспечить эту экспозицию даже при изменившихся условиях освещения или иной композиции кадра.

Классификация по типу видоискателя. По типу видоискателя (способу компоновки кадра) фотоаппараты бывают с телескопическим, зеркальным видоискателем или жидкокристаллическим дисплеем.

Телескопический видоискатель располагается несколько выше и (или) в стороне от съемочного объектива и дает прямое и уменьшенное изображение. Несовпадение оптической оси видоискателя с оптической осью съемочного объектива приводит к тому, что границы видимого кадра не полностью совпадают с изображением, формируемым объективом на светочувствительном материале (явление параллакса), т.е. изображение сцены на светочувствительном материале может заметно отличаться от того, что видит фотограф в момент съемки через видоискатель. При съемке бесконечно удаленных объектов параллактическая ошибка практически отсутствует, но появляется и возрастает по мере сокращения расстояния до объекта съемки. При съемке с расстояния 1 м и ближе (режим макросъемки) изображение объекта в полученном кадре может оказаться смещенным в сторону или даже урезанным, в связи с этим фотографу приходится учитывать параллактическую ошибку при компоновке кадра.

Для компенсации ошибки визирования за счет параллакса при съемке с близкого расстояния или больших фокусных расстояниях во многих современных фотоаппаратах применяются параллактические отметки в виде набора линий или угловых скобок, наблюдаемых в поле зрения видоискателя. Более сложные телескопические видоискатели имеют перемещающуюся рамку, автоматически компенсирующую параллакс при съемке с любого расстояния.

Фотоаппараты с зеркальным (перископическим) видоискателем обеспечивают точный контроль границ снимаемого кадра: на матовом стекле видоискателя получается изображение объекта съемки в масштабе, близком к масштабу изображения на светочувствительном материале. Поскольку объектив аппарата является одним из компонентов зеркального видоискателя, параллакс отсутствует.

Зеркальные фотоаппараты с беспараллаксным видоискателем дают возможность осуществлять микро-, макро- и репродукционные съемки с использованием сменных объективов и приспособлений.

Зеркальный видоискатель может иметь шахтную или призматическую конструкцию. Недостатком зеркального видоискателя шахтной конструкции является получение на матовом стекле зеркально перевернутого изображения и вследствие этого трудность «удержания» в видоискателе движущегося объекта (фотограф начинает перемещать камеру в направлении обратном тому, которое действительно требуется). Зеркальный видоискатель призматической конструкции лишен этого недостатка.

Фотоаппараты с жидкокристаллическими видоискателями являются цифровыми. Причем жидкокристаллический дисплей в них может использоваться не только как видоискатель, но и как устройство для просмотра снимков, а также в качестве панели управления. Жидкокристаллический дисплей является беспарал-лаксным видоискателем, однако имеет следующие существенные недостатки:

изображение плохо просматривается при ярком свете;

его использование резко сокращает срок службы батареек.

Некоторые модели цифровых фотоаппаратов имеют наряду с жидкокристаллическим дисплеем телескопический видоискатель.

Классификация по способу измерения яркости объекта. Фотоаппараты подразделяются на фотоаппараты внешнего измерения и фотоаппараты внутреннего измерения по системе TTL.

В фотоаппаратах внешнего измерения яркости замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным на передней панели рядом с объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются фотоаппараты простого и среднего классов. Фотоприемником замеряется интегральная (суммарная) яркость разных объектов, входящих в зону его охвата (горизонтальный угол охвата составляет в среднем 60...70°, вертикальный — 35...50°).

В фотоаппаратах внутреннего измерения по системе TTL (through the lens — через объектив) замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным внутри камеры за объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются зеркальные фотоаппараты высокого класса. Такое расположение фотоприемника обеспечивает высокую точность определения экспозиции, так как автоматически исключаются все погрешности, вызванные ошибками в установке диафрагмы, потерями света в объективе, изменением относительного отверстия при пользовании сменными объективами; учитывается влияние кратности светофильтров и других оптических насадок на объектив, а также уменьшение светосилы при выдвижении объектива. К достоинствам системы TTL относится также и то, что измерение экспозиционных параметров производится только для тех частей объекта съемки, которые попадают в кадр.

В зависимости от способа измерения яркости изображения фотоаппараты системы TTL подразделяются на фотоаппараты с локально-интегральным, с локальным и многозональным методами измерения яркости.

В фотоаппаратах с локально-интегральным методом измерения яркости учитывается суммарная яркость с акцентом на центральную часть кадра в связи с тем, что объект съемки чаще всего размещают именно в центральной части кадра, занимающей 30 % его площади. В этой зоне фотоприемником воспринимается около 50... 60 % общей яркости. Причем измеряемая зона несколько смещена от центра вниз, поскольку обычно верхний участок кадра приходится на небо и замер по этому участку может привести к неправильному определению экспозиции.

Фотоаппараты с локальным (точечным) методом измерения яркости позволяют определять экспозицию с максимальной избирательностью: экспонометрическое устройство имеет повышенную чувствительность в центральной части кадра (площадь участка замера экспозиции составляет 2 % площади кадра). Как правило, фотоаппараты с локальным (точечным) методом измерения яркости оснащаются системой запоминания экспозиции (AE-L), так как сюжетно важную часть кадра фотограф не всегда располагает в центре видоискателя.

Фотоаппараты системы TTL с многозональным методом измерения яркости оснащаются экспонометрическим устройством, состоящим из группы фотоприемников, каждый из которых отвечает за определенный участок поля зрения видоискателя. Информация от всех фотоприемников обрабатывается микропроцессором по статистически выведенным закономерностям построения кадра и характеристикам объекта съемки. Вся площадь кадра раз-I делена на зоны. Информация о яркости в каждой зоне поступает в микропроцессор фотоаппарата, которым оцениваются общий уровень яркости, распределение контраста и после сравнения минимальной, средней и максимальной яркостей с яркостью центральной зоны выбирается способ отработки экспозиции: по теням, по светлым участкам, по среднему значению, среднему значению с преобладанием центра или по конкретной зоне.

Этот метод реализован в фотоаппарате NIKON F90X. Он значительно снижает вероятность ошибок фотографа при определении экспозиции.