Акустика
Основные характеристики звука. Звук имеет высоту, громкость и тембр.
Высота звука, или тон (в музыке), характеризуется частотой упругих колебаний. Единица измерения частоты колебаний — герц (Гц) соответствует одному колебанию в секунду. Из огромного многообразия существующих в природе звуков человеческий слух воспринимает лишь те, частота которых составляет от 16 до 20 000 Гц.
Самый низкий тон рояля имеет частоту 27,5 Гц, а самые большие трубы органа издают звуки с частотой примерно 16 Гц. Это самая низкая высота звука, которую способно воспринять человеческое ухо. На нижней границе слухового восприятия трудно понять, слышим мы звук или воспринимаем колебания воздуха всем телом. Эта область звуковых частот сопровождает грозы и ураганы, извержения вулканов и землетрясения. Такие звуки издавна оказывали сильное эмоциональное воздействие на человека, на его подсознание. Если акустическая система радиоаппаратуры не в состоянии передавать низкочастотные колебания с достаточной громкостью, то воспроизведение будет лишено естественности и реальности. Следует иметь в виду, что воспроизведение самых низких звуковых частот представляет собой серьезную техническую проблему и доступно лишь для очень дорогой аппаратуры. Звуки с частотой колебаний ниже 16 Гц называются инфразвуками.
Верхняя граница слухового восприятия лежит между частотами 16000... 20000 Гц. Человек воспринимает такие звуки как свист или писк. Если акустическая система не будет воспроизводить высокие частоты, то исчезнет окраска звука, без чего невозможно различить звучание разных музыкальных инструментов. Частоты выше предела слышимости относятся к области ультразвуков. Частотная характеристика разговорной речи укладывается в полосу частот от 250 до 3500 Гц, а музыкального исполнения — 30... 15000 Гц.
Диапазон звуковых частот, воспроизводимых аппаратурой, может быть намного шире и является основным параметром для определения группы сложности аудиотехники.
Громкость звука — это субъективно ощущаемая органом слуха сила звука. Она определяется амплитудой колебаний источника звука: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Сила звука в ньютонах, отнесенная к 1 м2 площади, называется звуковым давлением. Звуковое давление измеряется в физических единицах — Паскалях (Па); 1 Па = 1 Н/м2.
За стандартный порог чувствительности органа слуха человека принято звуковое давление, соответствующее 2 • 10-5 Па (Н/м2). Такая громкость сравнима с шелестом падающей с деревьев листвы. Максимальное звуковое давление, воспринимаемое ухом, равно 102 Па. Это уровень шума, создаваемого двигателем взлетающего реактивного самолета. Следовательно, диапазон изменения звуковых давлений, воспринимаемых человеческим ухом, 10-5...102 Па, т.е. отношение этих значений составляет 10000000 раз. Такие же астрономические цифры характеризуют соотношения электрических напряжений, токов и мощностей, соответствующих силе этих звуков. На практике такими величинами трудно оперировать.
С учетом того, что ухо обладает логарифмической чувствительностью (закон Вебера—Фехнера), в электроакустике принято выражать звуковое давление (громкость) не абсолютными, а относительными (логарифмическими) единицами — децибелами (дБ).
По мере уменьшения громкости слышимость низких и высоких частот снижается так, что вызывает снижение эмоционального восприятия музыки. Поэтому нередко в звуковоспроизводящую аппаратуру вводят систему тонкомпенсации (коррекции), которая поднимает уровень усиления звука на низких и высоких частотах по мере уменьшения громкости. Таким образом, звуки одинаковой высоты (тона), воспроизведенные разными музыкальными инструментами, имеют различную окраску, или тембр.
Тембр звука — сочетание обертонов (дополнительных тонов), или гармоник, которые сопровождают основной тон.
Обертоны — это колебания отдельных участков звучащего тела. Например, струна рояля, колеблясь как единое целое, издает основной звук определенной высоты. Одновременно половина струны совершает колебания с частотой, в 2 раза превышающей основной тон, 1/4 часть струны совершает колебания с частотой, превышающей основной тон в 4 раза, и т.д. Эти дополнительные колебания называют первой, второй, третьей и т.д. гармониками, или обертонами. В зависимости от резонаторных свойств различных музыкальных инструментов интенсивность отдельных гармоник одного и того же тона будет различной.
Тембр определяется совокупностью (спектром) и интенсивностью обертонов, которые сопровождают основной тон. Обертоны появляются также вследствие резонанса отдельных деталей музыкального инструмента. Так, одновременно с колебанием струны гитары колеблются ее дека, днище, обечайка, гриф и др. Все эти колебания формируют обертоновую структуру тембра.
Структура тембра кроме обертонового спектра включает скорость и форму атаки (начала) звука, скорость и форму затухания звука, а также способ возбуждения звука. Тембр может быть ярким, звонким, тусклым, мягким и певучим. Благодаря разнице в тембрах мы различаем звучание отдельных инструментов.
Самые высокие звуки, используемые в музыке, редко превышают частоту 5000 Гц, например частота самого высокого тона рояля равна 4186 Гц. Однако, если проанализировать спектр звучания, например, скрипки на частоте 440 Гц (нота ля первой октавы), то можно обнаружить, что четвертая гармоника этого тона имеет частоту более 14000 Гц. Таким образом, чтобы отличить звуки скрипки от звуков, скажем, рояля, необходимо кроме основного тона воспринимать их обертоновый спектр, состоящий хотя бы из 4...5 гармоник, а это значит, что высококачественная аудиотехника должна воспроизводить весь спектр звуковых частот, начиная от 16...40 Гц до 16...20 кГц, а иногда и более. Чем шире полоса (диапазон) звуковых частот, которые способна воспроизводить аппаратура, тем выше ее потребительские свойства и конкурентоспособность.
Направление распространения звука. Одно из основных свойств слуха — возможность определить направление распространения звука в горизонтальной и вертикальной плоскости и расстояние до источника звука. Достигается это благодаря бинауральному эффекту, который заключается в том, что звуки от одного и того же источника приходят к правому и левому уху не одинаковыми. Они могут различаться интенсивностью, временем прихода и фазой колебаний. По этим данным центральная нервная система вырабатывает суждение о местонахождении источника звука.
Точность локализации направления звука зависит от частоты колебаний. Например, для звука с частотой ниже 300 Гц определить место источника звука невозможно. Главную роль в процессе локализации играют частоты от 1000 до 3200 Гц.
Различают звучание монофоническое, стереофоническое, квадрафоническое и псевдоквадрафоническое.
Монофоническое звучание характерно для одноканальной системы передачи звуковой информации через микрофон, усилитель и громкоговоритель. Недостатком ее является то, что записанная микрофоном реальная звуковая панорама, состоящая из нескольких источников звука, воспроизводится как бы из одной точки. Здесь нет ясности о расположении источников звука в пространстве, отсутствует реальная картина звучания.
Стереофоническое звучание предполагает двухканальную систему распространения звуков. Для ее реализации нужны два микрофона, сдвоенный (двухканальный) усилитель и две акустические колонки. При этом микрофоны при записи должны располагаться в разных точках звукового пространства. Записанные сигналы поступают раздельно на два входа усилителя и воспроизводятся через две акустические колонки, каждая из которых соединена с одним из выходов усилителя. Колонки при этом располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Это расстояние называется стереобазой.
Стереофоническое звучание создает эффект присутствия. Слушатель может легко определить место отдельных источников звука, проследить за их фронтальным перемещением слева направо и наоборот. Полной звуковой картины стереофоническое звучание передать не в состоянии, так как необходима еще ориентация в направлении фронт — тыл.
Квадрафоническое звучание предполагает четырехканальную запись информации через четыре микрофона, расставленные вокруг источников звука, усиление через четырехканальный усилитель и воспроизведение через четыре звуковые колонки, расположенные в углах комнаты. Квадрафоническое звучание создает эффект полного присутствия в центре звуковой картины.
- Днепропетровский университет экономики и права
- Глава 1 бытовая аудиотехника
- Основы акустики и электроакустики
- Акустика
- 1.1.2. Электроакустика
- Контрольные вопросы
- 1.2. Способы записи и воспроизведения звука
- 1.2.1. Механический способ записи и воспроизведения звука
- 1.2.2. Магнитный способ записи и воспроизведения звука
- 1.2.3. Оптический способ записи и воспроизведения звука
- 1.2.4. Магнитооптический способ записи и воспроизведения звука
- 1.2.5. Запись звука на флэш-карты
- Контрольные вопросы
- 1.3. Электроакустические приборы и системы
- 1.3.1. Микрофоны
- 1.3.2. Головки громкоговорителей
- 1.3.3. Акустические системы
- 1.3.4. Наушники
- Контрольные вопросы
- 1.4. Преобразователи аналоговых сигналов
- 1.4.1. Усилители сигналов звуковой частоты
- 1.4.2. Корректоры амплитудно-частотной характеристики сигналов
- Контрольные вопросы
- 1.5. Аппаратура для магнитной записи и воспроизведения звука
- 1.5.1. Устройство магнитофонной панели
- 1.5.2. Основные параметры магнитофонов
- 1.5.3. Сервисные функции магнитофонов
- 1.5.4. Классификация магнитофонов
- 1.5.5. Ассортимент магнитофонов
- Контрольные вопросы
- 1.6. Аппаратура для записи и воспроизведения звука оптическим способом
- 1.6.1. Особенности компакт-дисков
- 1.6.2. Устройство проигрывателей компакт-дисков
- 1.6.3. Основные параметры и сервисные функции сd-плейеров
- 1.6.4. Классификация и ассортимент сd-плейеров
- Контрольные вопросы
- 1.7. Аппаратура для магнитооптических дисков
- 1.7.1. Особенности проигрывателей мини-дисков
- 1.7.2. Эксплуатационные свойства мб-плейеров
- 1.7.3. Ассортимент мd-плейеров и мd-плейеров-рекордеров
- Контрольные вопросы
- 1.8. Звуковоспроизводящая аппаратура с электронной памятью
- 1.8.1. Особенности проигрывателей флэш-карт
- 1.8.2.Особенности аппаратуры с памятью на жестких дисках
- Основные параметры mр3-плейеров
- 1.8.4. Сервисные функции mр3-плейеров
- Контрольные вопросы
- 1.9. Радиоприемная аппаратура
- 1.9.1. Основы радиопередачи
- 1.9.2. Основы радиоприема
- 1.9.3. Основные параметры радиоаппаратуры
- 1.9.4. Сервисные функции радиоаппаратуры
- 1.9.5. Классификация и ассортимент радиоприемников
- Контрольные вопросы
- 1.10. Комбинированная аудиоаппаратура
- 1.10.1. Классификация комбинированной аппаратуры
- 1.10.2. Магнитолы
- 1.10.3. Музыкальные центры
- Контрольные вопросы
- 1.11. Экспертиза качества бытовой аудиотехники
- 1.11.1. Товароведческие аспекты экспертизы бытовой аудиотехники
- 1.11.2. Экспертиза качества радиоприемников и тюнеров
- 1.11.3. Экспертиза качества магнитофонов и плейеров
- 1.11.4. Экспертиза качества усилителей сигналов звуковой частоты и электроакустической аппаратуры
- Контрольные вопросы
- Глава 2 бытовая видеотехника
- 2.1. Телевизоры
- 2.1.1. Основы телевизионной передачи
- 2.1.2. Функциональные свойства телевизоров
- 2.1.3. Эргономические свойства телевизоров
- 2.1.4. Безопасность эксплуатации
- 2.1.5. Классификация и характеристика телевизоров
- Контрольные вопросы
- 2.2. Видеомагнитофоны
- 2.2.1. Конструкционные особенности и принцип действия видеомагнитофонов
- 2.2.2. Сервисные функции видеомагнитофонов
- 2.2.3. Классификация современных бытовых видеомагнитофонов
- 2.2.4. Комбинированные устройства
- Контрольные вопросы
- 2.3. Видеокамеры
- 2.3.1. Устройство видеокамер
- 2.3.2. Функциональные возможности видеокамер
- 2.3.3. Классификация видеокамер
- Контрольные вопросы
- 2.4. Фототовары
- 2.4.1. Устройство и принцип работы фотоаппарата
- 2.4.2. Потребительские свойства фотоаппаратов
- 2.4.3. Классификация и характеристика фотоаппаратов
- 2.4.4. Фотографические принадлежности
- 2.5. Экспертиза качества видео- и фотоаппаратуры
- Список литературы
- Оглавление
- Глава 1
- 1.6. Аппаратура для записи и воспроизведения звука оптическим
- 1.8. Звуковоспроизводящая аппаратура с электронной
- Глава 2