logo search
Методичка ТСО

4.2.Г.Автоматизированная идентификационная система (аис)

Международная морская организация /ИМО/ утвердила требования к судовому оборудованию АИС на всех больших судах. Эта система повышает безопасность жизни на море, безопасность навигации и защиту морского пространства. АИС обеспечивает определение курса и скорости судов, находящихся в данном морском регионе, увеличивает безаварийность судов в различных ситуациях и обеспечивает надежной информацией об охране и безопасности суда, находящиеся в районе обслуживания береговой станции. Судовое АИС оборудование связано со всеми международными навигационными системами и совместно с другими судами передает информацию береговым станциям, кроме того, это оборудование позволяет обмениваться информацией между судами. Полученная информация отражается на дисплее, графически отображая обстановку на море. В соответствии с требованиями ИМО, эти дисплеи должны быть совмещены с индикаторами судовых радиолокационных станций /РЛС\. Начиная с 1 июля 2008 года все судовые РЛС должны быть готовы отражать информацию АИС на своих индикаторах. Поэтому важно, чтобы судовые офицеры и персонал, обслуживающий береговые станции, хорошо изучили возможности системы АИС и могли на практике применять полученные сведения.

Концепция построения систем АИС.

АИС основана на автоматической связи между судовыми и береговыми станциями с использованием высокочастотных радиосигналов. Суда, использующие АИС, постоянно передают собственные текущие навигационные и оперативные сведения , которые могут быть использованы соседними судами и береговыми станциями в данном морском регионе. Такими сведениями являются:

Динамические сведения о своих координатах судно может получать от Глобальной Навигационной Спутниковой Системы \GNSS \ . Для повышения устойчивости работы системы АИС используются два частотных канала АИС-1 и АИС-2 на частотах 161,975 МГц и 162,025 МГц. Некоторые государства принимают другие каналы, для того чтобы избежать помех от других станций, работающих в этом диапазоне частот. Береговые станции автоматически дают информацию судовым станциям о рабочих частотах при входе судна в регион, обслуживаемый данной береговой станцией. В системе АИС применяется принцип самоорганизации с временным коллективным доступом к информации. Метод действия, который использует каждая станция , основан на выделении определенного временного интервала для связи данной АИС. Временные интервалы выстроены в соответствии с координатами универсального мирового времени. Это время используется в системе \GNSS \.Одна минута разделена на 2250 равных промежутков времени – «слотов», следовательно, в одну минуту могут работать 2250 передатчиков. Передача сведений от судна \если оно не на якоре и не у причала / происходит, в среднем один раз в 6 сек., т.е. 10 раз в минуту \реальная норма может меняться автоматически в зависимости от загрузки линии и количества сведений \. Если будут работать только передатчики, то, в идеале, в системе могут работать 2250 х 2\10 = 450 отдельных станций в данном регионе моря. Здесь цифра 2 – число каналов каждой АИС, работающих в своем интервале времени – «слоте».

Каждая станция АИС имеет свою эффективную зону связи, ограниченную диапазоном частот и мощностью передатчиков. Уверенный прием сигналов обеспечивается на дальностях 20-30 миль , в зависимости от многих факторов. Передатчик станции АИС перелистывает автоматически временные слоты, отыскивая свободные от связи. Для судов, находящихся в опасной близости, частота передачи сведений автоматически увеличивается. Такой принцип нахождения свободных временных слотов называется самоорганизующимся. Самоорганизующиеся системы могут работать в двух режимах «Автономном» и «Непрерывном». Эти режимы устанавливаются компетентными властями, Переключение режимов осуществляется в зависимости от нагрузки линии радиопередач в данном районе мореплавания. Это особенно важно, так как на этих линиях радиопередач работает и авиация при использовании системы САР.

Безопасность и охрана, установленные в сообщения системы АИС.

Все АИС оборудование способно получать и передавать информацию относительно безопасности и охраны. Сообщения могут быть индивидуальные и циркулярно всем станциям АИС данного региона. Такие сообщения могут иметь емкость 160 знаков. Для адресного сообщения предусмотрено автоматическое сообщение, что сигнал принят. В циркулярном режиме ответные сигналы не предусмотрены