5.Технические средства охраны портовых
средств…………………………………………………………………. 54
5.1.Состав технических средств охраны портовых средств (Схема ТСОПС)…………………………………………………………………………….54
5.2.Система сбора, обработки и отображения информации (ССООИ)..57
5.3.Инженерные средства охраны……………………………………… 58
5.4.Технические средства охраны……………………………………… 59
5.4.а.Системы охранной сигнализации периметра,зданий и
сооружений(СОС)………………………………………………………... 60 5.4.б.Системы контроля и управления доступом (СКУД)…………………… 62
5.4.в.Системы телевизионного наблюдения (СТН)…………………… 67
5.4.г.Системы охранного освещения (СОО)…………………………… 68
5.4.д.Системы связи и оповещения (ССО)……………………………. 68
5.4.е.Электропитание оборудования комплексной системы безопасности……………………………………………………………………… 69
Литература ………………………………………………………………………. 70
ВВЕДЕНИЕ
Тов. студенты, с сегодняшнего дня вы начинаете изучать курс, который называется «Технические средства охраны судов и портовых средств». Курс очень важный для каждого человека, который решил посвятить себя морскому делу. Современное судно представляет собой сложнейшее техническое устройство, приспособленное к плаванию практически в любых погодных и климатических условиях. Тем не менее, практика показывает, что техническое совершенство судов еще не решает всех проблем, связанных с безопасностью мореплавания. Наряду с другими проблемами, стоящими перед судами, осуществляющими морские перевозки, и портами всего мира в последнее время встала проблема защиты от пиратских и террористических действий. Поэтому охрана судов и портовых средств в настоящее время приобрела чрезвычайно важное значение, так как резко усилились террористическая угроза для морской индустрии и пиратская активность, связанная с захватом и грабежом судов; увеличился поток нелегальных эмигрантов из азиатских и африканских регионов; увеличилась нелегальная торговля оружием в страны, охваченные политическими и этническами кризисами; морские пути все чаще используются для контрабанды товаров, перевозки наркотических веществ; усилилось воровство ценных грузов во время их транспортировки и хранении на территории портовых средств. Особую озабоченность правительств всего мира представляет возможность доставки морскими путями радиоактивных материалов, позволяющих террористам использовать ядерное оружие.
О важности и значительности борьбы с этими проявлениями в морской транспортной индустрии свидетельствует принятие очень важного международного документа «Кодекса охраны судов и портовых средств», который предусматривает целый комплекс мер как организационного, так и технического порядка для обеспечения нормального функционирования морского флота и всех обеспечивающих береговых структур.
Все средства охраны судов и портовых средств, применяемые в морской индустрии можно разделить на организационные и технические. Организационными средствами в нашем курсе мы заниматься не будем по определению названия дисциплины. Технические средства можно разделить на две части: на судовые и портовые средства охраны. Такое разделение основано на различных условиях функционирования этих двух объектов, хотя некоторые элементы технических средств будут одинаковы и для судна и для портового средства.
Своевременное обнаружение пиратских судов в море техническими береговыми средствами, а также использование спутниковой радиосвязи, позволяющей морским судам своевременно подавать сигналы бедствия во всех районах мирового океана, является одной из приоритетных проблемных задач, решаемых IMO (Международная морская организация) совместно с правительствами стран, обладающих морским торговым флотом. В связи с оборудованием морских судов такими сложными радиотехническими устройствами как «Автоматизированная идентификационная система», приборами, обеспечивающими радиосвязь в Глобальной Системе Морской Спутниковой Связи (GMDSS), Системой Дальней Идентификации (СДИ), техникой, непосредственно обеспечивающей охранные функции на судне, возникла проблема подготовки судовых специалистов по обслуживанию данных систем. Дисциплина «Технические средства ОСПС» не ставит задачу подготовить из наших выпускников специалистов по данному профилю, но каждый моряк при выходе в море должен иметь представление об информационных возможностях своего судна и тех мерах помощи, которые могут быть оказаны береговыми службами, авиацией и судами, находящимися в непосредственной близости, при возникновении критических ситуаций.
В состав наиболее эффективно действующих технических средств охраны судов и портовых средств входят системы и приборы, принцип действия которых основан на использовании последних достижений в области радиотехники, теории связи, вычислительной техники, космической техники. Основной сложностью в изучении студентами морского профиля нашего факультета конкретных образцов систем и приборов судовых и портовых средств охраны и безопасности является недостаточная подготовленность по указанным разделам науки и техники. Поэтому данная дисциплина предусматривает краткое ознакомление студентов с существующими охранными системами и приборами, с принципами их действия, техническими характеристиками и порядком их использования на судах в критических ситуациях, а также знакомство с перспективными техническими средствами, позволяющими повысить эффективность охранных мероприятий.
На изучение курса учебной программой отводится 54 часа, из них – 16 часов лекции, 14 часов – практические занятия, 24 часа – самостоятельные занятия. В конце курса предусмотрен модуль. Все занятия будут проходить на кафедре. Обращаю Ваше внимание на необходимость знания английского языка, так как некоторые практические занятия будут проводиться по материалам, изданным IMO на английском языке. Посещение лекций и практических занятий обязательное, это связано с тем, что практически отсутствуют учебные пособия по данной дисциплине ввиду того, что данный курс впервые читается в нашем университете для Вашей специальности. Для учебных материалов дисциплины используются самые последние решения IMO и КБМ (Комитет морской безопасности) по вопросам охраны и безопасности морских судов и портовых средств и новейшие технические разработки, связанные с обеспечением безопасности. Примером является решение IMO и КБМ от 19.05.2006г о введении нового правила в Конвенции СОЛАС -74 о создании «Системы дальней идентификации и контроля местоположения судов». Это правило принято 1 июля 2007 года и вступило в силу с 1 января
2008 года. К вашему приходу на флот этой системой должны быть оборудованы практически все морские суда, совершающие международные перевозки.
В индустриально развитых странах, таких как США, Россия, Япония, Англия создана целая сеть научно - производственных комплексов, проектирующих и серийно изготовляющих технические средства для охраны важных промышленных, энергетических, торговых, транспортных, финансовых и других объектов.
- В.В. Груздев
- Содержание
- 5.Технические средства охраны портовых
- 1. Роль технических средств охраны и безопасности на морском транспорте..
- 1.1. Особенности морских судов как объектов охраны.
- 1.2. Требования к техническим средствам охраны морских судов.
- 1.3. Особенности портовых средств как объектов охраны.
- 1.4. Требования к техническим средствам охраны портовых средств.
- 2. Физические поля и основные принципы построения технических средств охраны
- 2.1.Электрическое поле
- Электрическое поле точечного заряда.
- 2.2. Магнитное поле
- 2.4.Акустическое поле
- 2.5. Радиоактивные излучения
- 3.Применение электромагнитного поля для целей охраны судов и портовых средств
- 3.1.Шкала электромагнитных волн
- 3.2.Модуляция и демодуляция радиосигналов
- 3.3.Принципы формирования радиолуча
- 3.4.Временное и спектральное представление радиосигнала.
- Форма синусоидального сигнала по оси времени.
- Форма синусоидального сигнала по оси частот.
- График прямоугольных радиоимпульсов.
- График суммы простейших гармонических колебаний.
- График спектрального представления суммы простейших гармонических колебаний.
- 3.5.Условие неискаженной передачи радиосигнала через радиотехническую цепь.
- Полоса пропускания меньше ширины амплитудного спектра.
- Полоса пропускания больше ширины амплитудного спектра.
- Оптимальное соотношение полосы пропускания и ширины амплитудного спектра.
- 3.6.Использование эффекта Допплера в охранных системах
- 4. Технические средства охраны морских судов.
- 4.1. Состав технических средств охраны морских судов (Схема тсос Рис 11).
- 4.2. Технические средства оповещения о нападении.
- 4.2.А.Система управления движением судов (судс) Основные задачи, решаемые судс:
- 4.2.Б.Глобальная позиционная система (гпс)
- 4.2.В.Судовая система охранного оповещения (ссоо)
- Состав информации, которая может передаваться по ссоо
- 4.2.Г.Автоматизированная идентификационная система (аис)
- 4.2.Д.Глобальная морская система связи при бедствии (гмссб)
- 4.2.Е.Система дальней идентификации судов (сди)
- 4.2.Ж.Глонасс
- 4.3. Судовые средства защиты.
- 4.3.А.Замки и предупреждающие надписи.
- 4.3.Б.Закрытое телевидение
- Образец предупреждающей надписи зоны ограниченного доступа на судне.
- Образцы различных типов замков дверей зон ограниченного доступа судна.
- 4.3.В.Электронные пломбы
- 4.3.Г.Ручные средства досмотра пассажиров и грузов.
- 4.3.Д.Электрические цепи высокого напряжения
- Ручной металлодетектор
- Газоанализатор sabre-2000
- 4.3.Е. Мощные акустические излучатели
- 4.3.Ж. Пожарные и другие средства, используемые для защиты морских судов от нападения пиратов.
- Колючая проволока, натянутая вдоль борта судна.
- Использование пожарной системы для отражения пиратской атаки.
- 5.Технические средства охраны портовых средств
- 5.1.Состав технических средств охраны портовых средств (Схема тсопс)
- 5.2.Система сбора, обработки и отображения информации
- 5.3. Инженерные средства охраны.
- 5.4.Технические средства охраны.
- 5.4.А. Системы охранной сигнализации (сос) периметра, зданий и сооружений;
- 5.4.Б. Системы контроля и управления доступом (скуд).
- 5.4.В. Системы телевизионного наблюдения (стн).
- 5.4.Г. Системы охранного освещения (соо).
- 5.4.Д. Системы связи и оповещения.
- 5.4.Е. Электропитание оборудования комплексной системы безопасности.