logo search
tit_bilety_vse (1)

25. Монтаж как выразительное средство. Основные правила монтажа изображения. Виды спецэффектов, используемых при видеомонтаже.

Экранное произведение, как всякое пространственно-временное искусство, напрямую связано с понятиями времени и пространства. Меняя точки съёмки, сочетая планы разной крупности, режиссёр позволяет зрителю ориентироваться в экранном пространстве, получая достаточное полное и объёмное представление о явлении или событии.

Монтаж помогает созданию необходимого ритма, что также в значительной степени воздействует на эмоции зрителя. Монтаж может передавать событие с точки зрения персонажей, к тем самым позволяет зрителю идентифицировать себя с тем или иным героем, глядя как бы его глазами на происходящее (субъективная камера).

Монтаж - главное средство отбора наиболее интересного для зрителя материала, а также способом идеологической, ритмической и иной организации специально отснятого или фильмотечного изображения.

Подобное психологическое воздействие одного кадра на восприятие соседствующего с ним изображения получило название «эффект Кулешова». Два склеенных вместе кадра способны рождать новый, обогащённый ассоциациями образ или даже новое понятие.

Монтаж аттракционов пред полагал соединение «ударных», то есть необычных, эффектных или даже шокирующих кадров и эпизодов, порой не очень или даже совершенно не оправданных с логической или с бытовой точки зрения, но оказывающих сильное психологическое воздействие на зрителя.

Эйзенштейн ввёл в кинематограф понятие монтажного контрапункта. Это понятие, заимствованное из музыкальной терминологии, сегодня используется обычно, когда речь идёт о приёме несовпадения, несоответствия звука и изображения с целью придать кадру метафорическое звучание или вызвать комический эффект.

Творчество Дзиги Вертова и его теория «жизни, врасплох», оказали большое влияние на документалистов 60-х годов как у нас в стране, так и за рубежом, когда активно начал внедряться метод «скрытой камеры», метод «провокации» и стали активно осваиваться возможности синхронной звукозаписи при проведении репортажных и друг их документальных съёмок.

Функции монтажа

Перечислим основные типы монтажных соединений.

  1. Перемена точки съёмки. Данный тип монтажа присущ любому фильму и любой телепередаче. Благодаря точно найденным различным точкам съёмки и ракурсу (то есть углу зрения, под которым снимает камера), мы получаем ощущение пространства, в котором происходит показываемое нам действие.

  2. Передача причинно-следственной связи между кадрами Речь идёт в том, что предыдущий и последующий кадры могут обозначать причину или следствие какого-либо действия. Если, скажем, герой резко повернулся, то в следующем кадре мы видим причину его реакции: в комнату кто-то вошёл, либо что-то ещё могло его насторожить или вызвать его интерес. И наоборот —после кадра человека, вошедшего в комнату или что-то говорящего, мы можем дать лицо героя, на котором видна соответствующая реакция — как следствие того, что мы увидели в предыдущем кадре.

  3. Перемена места действия Если два кадра, действие в которых происходят в совершенно разных местах, монтируются рядом и к тому же при этом изменяется звуковая партитура, нетрудно понять, что предыдущий эпизод сменился другим, новым. Если показывается процесс, скажем, герой долго добирается до места назначения, то чтобы изобразительно передать временную и пространственную протяжённость, ряд кадров могут быть соединены наплывами.

  4. Выделение детали. Чтобы подчеркнуть деталь, характерную для того или иного события, явления или персонажа, в монтажную фразу может быть «врезан» соответствующий очень крупный план (рука, жест, предмет и т. п.). В телевизионных репортажах и интервью часто используются так называемые «перебивки». Это могут быть детали интерьера, какие-то предметы на столе или на полке, руки интервьюируемого; звукозаписывающая техника, план слушающего репортёра.

  5. Параллельное действие. Это монтаж кадров или сцен, происходящих одновременно, но в разных местах и показываемых на экране попеременно. Можем видеть по телевидению репортажи о разнообразных событиях, которые происходят в данный момент, в то самое время, когда идёт программа новостей. То есть мы видим события, происходящие в нашей стране или на нашей планете в один и тот же временной отрезок, но в разных дальних и ближних точках.

  6. Контрастное сопоставление. Фактически это монтажное столкновение кадров-антонимов. Подобный приём особенно часто встречается в художественно-публицистических фильмах и телепередачах. Сталкивая, например, кадры замерзающих в своих жилищах с отключённым отоплением людей с кадрами престижных домов, в которых живут чиновники, отвечающие за коммунальное хозяйство, журналист усиливает эмоциональное звучание поднятой им темы, зримо показывает бездушие тех» кому поручено решать соответствующие вопросы.

  7. Ассоциация или аналогия. Ассоциативный монтаж предполагает косвенную опосредованную связь между явлениями. Скажем, соединение кадра ползущей по песку змеи с кадром человеческого лица, по щеке которого так же извилисто ползёт капля пота, рождает изобразительную ассоциацию и в целом создаёт образ пустыни.

  8. Переход к прошедшему или будущему времени. Сегодня нередко можно видеть, как в телефильмах и передачах кадр из прошлого времени монтируется с современным эпизодом встык, но сопровождается при этом надписью, сообщающей время и место действия, которое произошло в прошлом.

  1. Монтажный рефрен Речь идёт об изобразительном лейтмотиве, своего рода монтажной рифме. Повторяя через определённое время один и тот же кадр или несколько кадров, авторы акцентируют на нем внимание зрителя и тем самым стараются вызвать у зрителя определённые ассоциации, создать поэтический или символический образ.

  1. Ритмический монтаж. Имеется в виду организация изобразительного материала в остром, захватывающем темпоритме. Чаще всего ритмический монтаж осуществляется под музыку.

Правила монтажа

Первое и главное правило, которое касается процесса создания любого аудиовизуального произведения: монтажное мышление должно проявляться на всех стадиях работы — от написания сценария до монтажа изображения и звука.

Любое аудиовизуальное произведение состоит из эпизодов (единство времени и темы), состоящих из сцен (микроэпизод в одном пространстве). Один эпизод отделяется от другого заметным изменением компонентов изобразительного ряда и звуковой партитуры.

Первоэлемент любого фильма - кадр. Принято разделять условно понятия «план» и «кадр». Планом называют отдельное отснятое изображение. Под кадром понимается та часть плана, которая включается в фильм или передачу.

Если законы психологического восприятия последовательного соединения двух изображений нарушаются, то возникает ощущение зрительного дискомфорта, или, выражаясь профессиональным языком, «скачка». Этот эффект необходимо учитывать, соединяя кадры, снятые подвижной камерой. Если панорама резко обрывается, а за ней следует кадр, снятый статичной камерой или в другом темпе, это неизбежно рождает дискомфорт в восприятии подобно резкому торможению поезда. Кадры должны монтажно соединяться по тональности, по масштабу, по движению и темпоритму.

  1. Монтаж по тональности и колориту. Понятно, что кадр, снятый при ярком солнце, вряд ли сойдётся тонально в пределах одной сцены с кадром, снятым на закате. Грамотный режиссёр и оператор, будут стараться снимать очередной по режиссёрскому сценарию кадр, распределяя тёмные и светлые массы в кадре так же, как они распределялись в кадре предыдущем.

  1. Монтаж по крупности. При монтаже двух изображений одного и того же объекта необходимо, чтобы разница в крупности планов этого объекта была достаточно значительной. Если же эта разница недостаточно велика, то такой монтажный стык будет восприниматься как «скачок».

  1. Монтаж по фазе. Снимая и монтируя планы одного персонажа или нескольких персонажей, крайне важно учитывать одинаковость их позы и взгляда в монтируемых кадрах. Если на общем плане ваш герой будет смотреть прямо перед собой, а на среднем — влево или вправо, то, естественно, это будет воспринято как скачок. Часто переход от плана к плану происходит, если так можно так выразиться на «мёртвой точке». Имеется в виду момент между поступательным и возвратным движением. Скажем, если герой протягивает руку к какому-нибудь предмету на крупном или среднем плане, то на среднем или общем плане он завершит движение, забрав то, к чему он тянул руку.

  2. Монтаж по взгляду. Направление взгляда человека в предшествующем кадре часто является определяющем при выборе кадра последующего, потому что зритель всегда невольно следует за взглядом человека на экране.

  1. Монтаж по направлению движения. Точка съёмки может быть изменена в пределах 130 градусов, но с той же стороны, откуда до этого съёмка велась.

  2. Монтаж по темпу и ритму движения. С помощью монтажа темпоритм может изменяться: нарастать, если кадры становятся всё короче, и, наоборот, замедляться, если продолжительность кадров постепенно увеличивается. Продолжительность того или иного кадра определяется при монтаже чисто интуитивно, исходя из его информационной ёмкости.

Помните, что наплыв уместен лишь в следующих случаях: для обозначения того, что между кадрами или эпизодами прошло определённое количество времени; если после плана действующего лица далее следуют воспоминания героя. Хорошо также смотрятся медленные наплывы в пейзажных этюдах, смонтированных под музыку.

Сегодня в телевидении существуют два вида монтажа: линейный монтаж (linear editing) и нелинейный (цифровой) монтаж (non-linear (digital) editing).

При линейном монтаже мы имеем дело с аналоговой, то есть нецифровой записью. Монтажная линейка в этом случае состоит как минимум из двух видеомагнитофонов: воспроизводящего {плейера) и записывающего {рекордера). Наличие двух и более плейеров позволяет ускорить процесс монтажа и использовать больше разнообразных изобразительных приёмов. Аппарат, позволяющий одновременно управлять плейерами и рекордером, называется контроллером. Единственное, что возможно изменить при линейном монтаже, — это убрать изображение, которое вас не устраивает, и на его место вставить другое.

Нелинейный монтаж производится на компьютере, имеющем соответствующее обеспечение, и аналогичен технологии кинематографического монтажа.

Рассмотрим основные, наиболее часто используемые при электронном монтаже спецэффекты:

1. Трансформация изображения

2. Ввод и вывод изображения (появление его из затемнения и уход в затемнение).

3. Изменение размеров кадра

27. Специальные и комбинированные съемки. Спецэффекты.

Специальные съемки

Замедленная съемка

Киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду. При проекции полученного изображения с нормальной частотой, движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным. Применяется для исследования медленно протекающих процессов.

Количественной мерой ускорения при ускоренной киносъёмке, является масштаб времени, то есть отношение скоростей проекции и съёмки. Масштаб времени 2:1 означает ускоренное вдвое по сравнению с обычным протекание процесса на экране.

Замедленная киносъёмка с масштабом до 3:1 осуществляется традиционными киносъёмочными аппаратами, имеющими регулировку частоты кадров, например, с 24 стандартных на 8 кадров в секунду.

Для получения большего масштаба стандартный съёмочный аппарат становится непригоден, так как на таких скоростях труднее добиться стабильности работы стандартного механизма.

Пример: https://youtu.be/0RIQNgASOzs. Тут, скорее всего, видео было ускорено при монтаже, но суть передает отлично. Есть достаточно медленный процесс - ремонт в квартире, который идет, допустим, две недели. Хочется пронаблюдать, как это происходит, сравнить то, что было до, и то, что получилось после. Всех подробностей происходящего не рассмотреть, но перемещение и изменение крупных объектов заметно.