24. Виды панорамирования. Техника, используемая при съёмке с движения.
Панорама – приём, заключающийся в том, что оператор меняет направление оси объектива во время съёмки. Это как бы имитация нашего взгляда, когда мы поворачиваем голову. В отличие от съёмки с движения, камера зафиксирована в 1 месте. Виды панорамирования:
-
Панорама оглядывания – позволяет осмотреть пейзаж, предмет, фигуру, чтобы сведения были более полными. Камера должна оглядеть объект съемки для его лучшего обзора. Масштаб при этом зависит от той характеристики, которую автор собирается дать объекту, а темп панорамирования зависит от того какое отношение объект должен вызывать у героя. Медленная и плавная съемка должна создавать ощущение покоя, а быстрая – тревоги.
-
Панорама сопровождения – съёмка движущегося объекта во время которой направление оптической оси объектива меняется в зависимости от траектории движения этого объекта. Зритель судит о динамике действия по фону и переднему плану. Если сделать объект во весь экран, эффект движения будет потерян. Траектория панорамы, её направление и темп зависят от происходящего действия.
-
Панорама-переброска – стремительное движение кадра с одного объекта на другой с эффектом смазки. Для такого скачка всегда нужна причина, иначе это можно будет счесть за технический брак. Такая панорама не всегда выдерживает 1 план т.к. в начале и в конце переброски – разные объекты на разных расстояниях от камеры и разница в планах может быть существенной.
Для достоверности картинки и ее глубины используются короткофокусная широкоугольная оптика. Такая оптика видит больше в высоту и в ширину. При наведении фокуса четкой остается только один план, остальные планы теряют четкость, что создает эффект трехмерности.
Проезд, или тревеллинг
Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съемки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем. Основные виды тревеллинга - отъезд и наезд (отдаление и приближение).
В современно кино часто используются сочетание панорамирования и тревеллинга - траекторная съемка. Камер и объектив передвигаются произвольно относительно объекта съемки.
Техника для съемки в движении:
- операторская тележка (ставится на специальные рельсы). Оператор с аппаратурой может сам управлять движением тележки или хапрограммировать ее передвижение. Рельсы могут быть проложены не только по прямой, но и по кривой или по кругу.
- операторский кран. На него крепится камера, и оператор может легко управлять ее движением с другого конца крана или запрограммировать движение крана.
- тросы. Так снимают, например, футбольные матчи: над полем натянуты тросы, по которым ездит несколько камер, обеспечивая отличный обзор происходящего на стадионе. Такими камерами операторы управляют удаленно.
- стедикам (steadicam) – приспособление для поддержки камеры и стабилизации изображения. Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для авто и вертолета. Есть также облегченная конструкция стедикама: ручка с элементом стабилизации камеры.
Стедикам позволяет делать плавную съемку в движении, без тряски от шагов оператора или неровностей под колесами автомобиля. Более дешевый способ съемки в движении, чем тележка или кран.
- Основные этапы развития аудиальных средств коммуникации
- В марте 1896 года первая в мире радиопрограмма «Генрих Герц. На Западе создателем радио считается Маркони.
- 2. Основные этапы развития визуальных средств коммуникации
- Пишущая машинка
- Телевидение
- 3. Основные этапы развития техники кино и телевидения
- 5. Основные типы микрофонов. Правила работы с микрофоном. Понятие шума.
- 6. Требования, предъявляемые к звукозаписи. Основные характеристики звука. Особенности восприятия звука на радио и в телеэфире.
- 8. Автоматический и ручной режим записи звука и видеоизображения. Понятие цвета и цветовой температуры.
- 9. Аналоговая и цифровая запись звука и изображения. Основные форматы записи звука и изображения.
- 10. Основные стандарты цветного телевидения. Основные характеристики телевидение высокой чёткости.
- 11. Основные характеристики цифрового звука и изображения.
- 12. Контейнеры и компрессоры для обработки и сжатия видео.
- 13. Творческие профессии на радио и на телевидении.
- 14. Функции редактора на радио и на телевидении.
- 15. Виды сценария. Режиссёрский сценарий. Монтажный лист.
- 18. Режиссура прямого эфира. Интерактивное вещание.
- 19. Работа оператора в телевизионной студии и вне студии.
- 20. Световое и цветовое решение кадра, эпизода, передачи
- 21. Основные профессиональные программы монтажа аудио и видео. Отличие профессиональных программ редактирования звука и изображения от любительских.
- 22. Композиция кадра. «Золотое сечение». Основные виды композиции.
- Основные элементы композиции кадра: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение.
- 24. Виды панорамирования. Техника, используемая при съёмке с движения.
- 25. Монтаж как выразительное средство. Основные правила монтажа изображения. Виды спецэффектов, используемых при видеомонтаже.
- Покадровая съемка
- Цейтраферная съемка, или Таймлапс/timlapse (современный термин)
- Ускоренная съемка (рапидная)
- 28. Звуковая партитура в радио- и телепередачах.
- 29. Выразительные средства радио и телевидения.
- 30. Творческое использование оператором оптики и оптических сред.
- 31. Понятие конвергенции сми.