9. Аналоговая и цифровая запись звука и изображения. Основные форматы записи звука и изображения.
Аналоговый сигнал – сигнал данных, описываемый непрерывными функциями времени, то есть амплитуда колебаний его может принимать любые значения в пределах максимума. Сопровождается большим количеством помех. Демонстрирует полную беззащитность перед влияниями или вторжениями извне. Кроме того, непрерывный аналоговый сигнал часто несёт в себе много лишней информации, что приводит к его избыточности.
Цифровой сигнал – сигнал данных, описываемый дискретными функциями времени, то есть амплитуда колебаний принимает значения только строго определённые. Отфильтровывает шумы. Шифруется посредством присвоения ему кода из радиоимпульсов, так что любое вмешательство исключено. Основное преимущество цифрового телевидения: на одной частоте можно передать сразу несколько телевизионных каналов.
В настоящее время оцифрованный звук сохраняется в нескольких базовых форматах: WAV, MP3, OGG, AAC.
DRM (Digital Radio Mondiale) - набор технологий цифрового радиовещания, разработанных для диапазонов, используемых в настоящее время для вещания с амплитудной модуляцией, в частности на коротких волнах, и, по сравнению с амплитудной модуляцией DRM, позволяет передавать больше каналов с более высоким качеством, используя различные кодеки MPEG-4. DRM позволяет вести вещание с качеством, сравнимым с FM, используя частоты ниже 30 МГц, то есть диапазоны длинных, средних и коротких волн, при этом на одной частоте может вещать до десяти станций одновременно.
MP3 - это кодек третьего уровня, разработанный командой MPEG, лицензируемый формат файла для хранения аудиоинформации. Первым кодировщиком в формат MP3 стала программа L3Enc, выпущенная летом 1994 года. Спустя один год появился первый программный MP3-плеер — Winplay3. В формате MP3 используется алгоритм сжатия с потерями, разработанный для существенного уменьшения размера данных, необходимых для воспроизведения записи и обеспечения качества воспроизведения звука, близкого к оригинальному, но с ощутимыми потерями качества при прослушивании на качественной звуковой системе.
Advanced Audio Coding (AAC) — изначально создавался как преемник MP3 с улучшенным качеством кодирования. Формат AAC, официально известный как ISO/IEC 13818-7, вышел в свет в 1997 году как новая, седьмая часть семейства MPEG-2. Существует также формат AAC, известный как MPEG-4 Часть 3. Также AAC — это широкополосный алгоритм кодирования аудио, который использует два основных принципа кодирования для сильного уменьшения количества данных, требуемых для передачи высококачественного цифрового аудио.
Преимущества AAC перед MP3:
-
до 48 звуковых каналов;
-
частоты дискретизации от 8 до 96 кГц (MP3: 8—48 кГц);
-
высокие частоты не отсекаются на отметке 16 кГц (у MP3 сохраняются только самые громкие звуки).
Тем не менее, на 2015 год всё ещё распространён значительно меньше, чем MP3 и другие альтернативные решения. При этом указанный формат - единственный доступный при покупке музыки в iTunes Store (Apple Inc.), поэтому популярность формата хотя и медленно, но увеличивается.
DVB-T (англ. Digital Video Broadcasting — Terrestrial) — европейский стандарт эфирного (наземного) цифрового телевидения. Постепенно заменяется на усовершенствованный стандарт DVB-T2. В DVB-T2 используется стандарт сжатия видео MPEG-4 AVC с модуляцией OFDM. Максимальная скорость потока может достигать 50Мбит/с. DVB-T2 является последним в семействе стандартов DVB цифрового эфирного (наземного) телевидения, так как физически невозможно реализовать более высокую скорость передачи информации в единице спектра. DVB-T2 Принят в Российской Федерации для вещания (наземного) цифрового телевидения с 2012 г.
Развитие цифровых технологий и цифрового телевидения привело к росту популярности цифровой видеозаписи, предусматривающей запись на магнитную ленту не аналоговых сигналов, а цифровых данных183. Такие форматы наклонно-строчной цифровой видеозаписи стали появляться уже в конце 1980-х гг., но широкое использование началось только в середине – конце 1990-х, ненамного опередив наступление компьютерных технологий, в конце концов вытеснивших магнитную ленту. В настоящее время на некоторых телестудиях всё ещё используются цифровые кассетные видеомагнитофоны форматов Betacam SX, DVCAM, DVCPRO, а также видеокамеры этих форматов184. Использование цифровой записи облегчает её перенос в компьютер и последующий нелинейный монтаж. Кроме того, цифровые методы позволяют записывать телевизионный сигнал и звук с максимальным качеством.
- Основные этапы развития аудиальных средств коммуникации
- В марте 1896 года первая в мире радиопрограмма «Генрих Герц. На Западе создателем радио считается Маркони.
- 2. Основные этапы развития визуальных средств коммуникации
- Пишущая машинка
- Телевидение
- 3. Основные этапы развития техники кино и телевидения
- 5. Основные типы микрофонов. Правила работы с микрофоном. Понятие шума.
- 6. Требования, предъявляемые к звукозаписи. Основные характеристики звука. Особенности восприятия звука на радио и в телеэфире.
- 8. Автоматический и ручной режим записи звука и видеоизображения. Понятие цвета и цветовой температуры.
- 9. Аналоговая и цифровая запись звука и изображения. Основные форматы записи звука и изображения.
- 10. Основные стандарты цветного телевидения. Основные характеристики телевидение высокой чёткости.
- 11. Основные характеристики цифрового звука и изображения.
- 12. Контейнеры и компрессоры для обработки и сжатия видео.
- 13. Творческие профессии на радио и на телевидении.
- 14. Функции редактора на радио и на телевидении.
- 15. Виды сценария. Режиссёрский сценарий. Монтажный лист.
- 18. Режиссура прямого эфира. Интерактивное вещание.
- 19. Работа оператора в телевизионной студии и вне студии.
- 20. Световое и цветовое решение кадра, эпизода, передачи
- 21. Основные профессиональные программы монтажа аудио и видео. Отличие профессиональных программ редактирования звука и изображения от любительских.
- 22. Композиция кадра. «Золотое сечение». Основные виды композиции.
- Основные элементы композиции кадра: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение.
- 24. Виды панорамирования. Техника, используемая при съёмке с движения.
- 25. Монтаж как выразительное средство. Основные правила монтажа изображения. Виды спецэффектов, используемых при видеомонтаже.
- Покадровая съемка
- Цейтраферная съемка, или Таймлапс/timlapse (современный термин)
- Ускоренная съемка (рапидная)
- 28. Звуковая партитура в радио- и телепередачах.
- 29. Выразительные средства радио и телевидения.
- 30. Творческое использование оператором оптики и оптических сред.
- 31. Понятие конвергенции сми.