12. Контейнеры и компрессоры для обработки и сжатия видео.
Медиаконтейнер - формат файла или потоковый формат, чьи спецификации определяют только способ сохранения данных (а не алгоритм кодирования) в пределах одного файла. Медиаконтейнер определяет, сколько метаданных фактически может быть сохранено, вместе с тем он не определяет никакую кодификацию самих данных. Хранит данные и информацию о том, как данные будут сохраняться непосредственно внутри файла.
Контейнер файла используется для идентификации и чередования различных типов данных. Более простые контейнерные форматы могут содержать различные типы звуковых данных, закодированных определённым кодеком. Более сложные медиаконтейнеры могут поддерживать множественные аудио- и видеопотоки, текстовые субтитры, информацию о разделах (англ. chapter), метаданные (теги), наряду с информацией для синхронизации воспроизведения различных потоков одновременно.
Некоторые медиаконтейнеры предназначены для сохранения только аудиоданных:
- AIFF (формат файла IFF, широко используемый на платформе Mac OS)
- WAV (формат файла RIFF, широко используемый на платформе Microsoft Windows)
- XMF (англ. Extensible Music Format — расширяемый формат музыки)
Некоторые медиаконтейнеры предназначены для сохранения только статических изображений:
- FITS (англ. Flexible Image Transport System — гибкая транспортная система изображения) — медиаконтейнер для статичных изображений, необработанных данных (англ. raw data) и связанных метаданных.
- TIFF (англ. Tagged Image File Format — теговый файловый формат изображений) — медиаконтейнер для статичных изображений и связанных метаданных.
Контейнер Audio Video Interleave (AVI) Формат файлов с расширением .avi известен как медиаконтейнер, разработанный компанией Microsoft в 1992 году. AVI-файлы могут содержать различные виды сжатых данных, к примеру DivX для видеоинформации и MP3 для аудио. В avi-файле есть по крайней мере два подблока: заголовок и данные. Заголовок содержит общую информацию о фильме: разрешение изображения, частота кадров, формат аудио и т.д. Подблок данных организован в виде последовательностей записей, каждая из которых состоит из одного кадра и соответствующего звукового сопровождения. Для видео деление на кадры совершенно естественно, но звук представляет собой непрерывный поток, искусственно наложенный на фрагменты, соответствующие кадрам. Если для записи как видео, так и звука используется устройство видеоввода — проблем обычно не возникает. Если звук пишется через звуковую карту — точная синхронизация изображения и звука отсутствует и звук может "уходить от изображения".
Контейнер Matroska (MKV) - это открытый формат контейнера, стремящийся предложить множество передовых возможностей, с которыми такие старые форматы как AVI не могут справиться. Например, Matroska поддерживает хранение аудио содержимого с переменным битрейтом (Variable Bitrate - VBR), переменную частоту смены кадров (Variable Framerate - VFR), субтитры, главы, прикрепление файлов, обнаружение ошибок (EDC) и современные аудио-видео кодеки, такие как "Advanced Audio Coding" (AAC), "Ogg Vorbis" или "Realvideo 9/10" (RV9/10), которые AVI не поддерживает.
Контейнер MP4 Формат контейнера, разработанный группой MPEG. Предусматривает не только хранение аудио и видео, а ещё и анимированного/интерактивного содержимого. Звуковая дорожка в MP4 может быть моно, стерео и многоканальной, аналогично используемым в DVD.
Съёмка на видеокамеру с флешкой (MTS-формат) Большинство современных видеокамер (таких как Sony, Panasonic, Canon и других) используют в качестве носителя информации внешние карты памяти — флешки. Как правило, видеокамеры с флешками записывают видео в формате MTS, который является контейнером для MPEG-2 или MPEG-4.
Кодек (сокращение от КОдер/ДЕКодер) - специальные алгоритмы упаковки видео изображения. Основной стандарт в использовании кодеков задала группа специалистов, сформированная международной организацией ISO для выработки стандартов сжатия и передачи цифровой видео и аудио информации, в оригинале - Moving Picture Experts Group; произносится «эмпег».
Сжатие видео основано на двух важных принципах. Первый это пространственная избыточность, присущая каждому кадру видеоряда. А второй принцип основан на том факте, что большую часть времени каждый кадр похож на своего предшественника. Это называется временная избыточность.
Кодеки делятся на два типа:
-
Lossless, зажимающие видео без потери информации. Недостаток таких кодеков - низкая степень сжатия. Примером таких кодеков может послужить Motion JPEG230.
-
Lossy кодеки зажимают видео с потерей информации. То есть, считают некоторую часть информации не нужной и отбрасывают её, а всю остальную информацию сжимают. За счет этого достигается высокая степень сжатия. К таким кодекам относятся, например, DivX, Xvid, VP6, Mpeg, H.264.
Кодеки AVC (H.264). Кодек MPEG-4, как и H.264, в отличие от MPEG сжимает не отдельные кадры, а последовательность изображений. Главное их отличие: они не отправляют лишней информации, как MPEG - часто целое изображение, - а отправляют только обновления, то есть то, что изменилось в «основном» кадре. Такой алгоритм сжатия получил название внешнедровой компрессии.
Обычно файл содержит более одного потока данных, и, таким образом, становится контейнером, в котором эти данные хранятся. Контейнер AVI (Audio Video Interleave — чередование аудио и видео), как правило, содержит один видеопоток и один или более аудиопотоков. Контейнеры следующего поколения (OGM, Matroska, MP4) могут содержать много потоков данных, включая информацию о главах, субтитры и т.п.
- Основные этапы развития аудиальных средств коммуникации
- В марте 1896 года первая в мире радиопрограмма «Генрих Герц. На Западе создателем радио считается Маркони.
- 2. Основные этапы развития визуальных средств коммуникации
- Пишущая машинка
- Телевидение
- 3. Основные этапы развития техники кино и телевидения
- 5. Основные типы микрофонов. Правила работы с микрофоном. Понятие шума.
- 6. Требования, предъявляемые к звукозаписи. Основные характеристики звука. Особенности восприятия звука на радио и в телеэфире.
- 8. Автоматический и ручной режим записи звука и видеоизображения. Понятие цвета и цветовой температуры.
- 9. Аналоговая и цифровая запись звука и изображения. Основные форматы записи звука и изображения.
- 10. Основные стандарты цветного телевидения. Основные характеристики телевидение высокой чёткости.
- 11. Основные характеристики цифрового звука и изображения.
- 12. Контейнеры и компрессоры для обработки и сжатия видео.
- 13. Творческие профессии на радио и на телевидении.
- 14. Функции редактора на радио и на телевидении.
- 15. Виды сценария. Режиссёрский сценарий. Монтажный лист.
- 18. Режиссура прямого эфира. Интерактивное вещание.
- 19. Работа оператора в телевизионной студии и вне студии.
- 20. Световое и цветовое решение кадра, эпизода, передачи
- 21. Основные профессиональные программы монтажа аудио и видео. Отличие профессиональных программ редактирования звука и изображения от любительских.
- 22. Композиция кадра. «Золотое сечение». Основные виды композиции.
- Основные элементы композиции кадра: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение.
- 24. Виды панорамирования. Техника, используемая при съёмке с движения.
- 25. Монтаж как выразительное средство. Основные правила монтажа изображения. Виды спецэффектов, используемых при видеомонтаже.
- Покадровая съемка
- Цейтраферная съемка, или Таймлапс/timlapse (современный термин)
- Ускоренная съемка (рапидная)
- 28. Звуковая партитура в радио- и телепередачах.
- 29. Выразительные средства радио и телевидения.
- 30. Творческое использование оператором оптики и оптических сред.
- 31. Понятие конвергенции сми.