logo search
Методичка ТСО

4.3.В.Электронные пломбы

В связи с чрезвычайной популяр­ностью и вездесущностью морских кон­тейнеров в системе мировой торговли особую озабоченность вызывает безо­пасность цепи контейнерных перевозок.

Большинство грузов, не относя­щихся к насыпным, перевозятся суда­ми в морских контейнерах, что состав­ляет около 90% всех грузов. Большинство контей­нерных перевозок, являясь интермодальными, включают часть междуна­родного пути по морю, в основном, в преобладающей торговле через Тихий океан, между Азией и Европой, и через Атлантику. По данным "Containerisati-on Online", в портах мира только за один год обрабатывается свыше 300 млн контей­неров. Эти объемы в отрасли, как ожи­дается, с каждым годом будут только увеличиваться. Преимущества исполь­зования контейнерных перевозок мно­гими видами транспорта с их обработ­кой на специализированных перегру­зочных терминалах настолько очевид­ны, что организация движения контей­неров попадает на уровень националь­ных программ во многих государствах.

После 11 сентября 2001 года нали­чие угрозы нападений на систему кон­тейнерных перевозок постоянно обсуж­далась международным сообществом в политике. Главной задачей стала за­щита системы морских контейнерных перевозок от нападений террористов и ограбления контейнеров. И реше­нием такой задачи могут стать электронные пломбы на контейнерах. Электронные пломбы согласно определению Между­народной организации по стандартиза­ции (ISO 17712 и ISO 18185) - это од­нократно используемые с возмож­ностью только чтения информации контейнерные электронные плом­бы, проверка которых электронно подтверждает наличие факта проникнове­ния либо вскрытия двери контейнера. В настоящее время ISO старается опре­делить стандарты функциональных воз­можностей и протоколы связи элект­ронной пломбы. В минимальном вари­анте электронные пломбы представля­ют собой физическое устройство плом­бирования с микросхемой (чипом) дан­ных, способной реагировать и воспро­изводить основную информацию о со­держимом контейнера (например, электронную декларацию судового груза) и механизм считывания информа­ции, записанной на чипе. При наличии приемопередатчика Глобальной Систе­мы Позиционирования или Global Positioning System (GPS) возможна передача сигнала тревоги или сообщения о состоянии контейнера в режиме ре­ального времени на центральную систе­му обработки информации, которая мо­жет с точностью определять местона­хождение контейнера. Электронные пломбы могут быть «пассивными» и «активными».

, "Пассивная" электронная пломба не об­ладает автономным источником пита­ния, тем самым позволяя обеспечить только данные о своем текущем состоя­нии только во время считывания. Ее питание поступает в момент считывания пломбы считывающим устройством, что ограничивает возможность ее использо­вания на большие расстояния. "Актив­ные" электронные пломбы обладают большей функциональностью. Они име­ют собственный источник питания, мо­гут непрерывно вести запись событий и передавать данные на более дальние расстояния (до 300 метров). Активные пломбы могут быть сконструированы для разового либо многократного ис­пользования с

возможностью быть мно­гократно счи­танными и записанными с модерниза­цией информации. Чаще всего в элект­ронных пломбах используют радиочас­тотную идентификацию или Radio Fre­quency Identification (RFID).