logo
IP-телефония

1.4 Пиринговая технология в области IP-телефонии (Р2Р VoIP)

Сервисы Р2Р VoIP (передача речи по протоко-лу TCP/IP на базе пиринговой технологии), подобные популярному сегодня Skype, нахо-дят все более широкое применение.

Пиринговая технология (Р2Р) впервые по-явилась и приобрела популярность в проектах типа Napster и KaZaA, где пользователи полу-чали возможность совместного применения, поиска и загрузки файлов. Децентрализован-ные пиринговые сети имеют несколько пре-имуществ по сравнению с традиционными се-тями «клиент-сервер», поскольку способны неограниченно расширяться, не требуя доро-гостоящих централизованных ресурсов. Вме-сто этого они используют производительность и сетевые мощности конечных пользователей, поскольку данные ресурсы возрастают прямо пропорционально росту самой сети.

IP-телефония, или VoIP (Voice over Internet Protocol), существует уже не первый год, но имеет ряд ограничений, которые не позволя-ли ей до последнего времени получить более широкое распространение на рынке массовых потребительских услуг, вытеснив технологии традиционной телефонной связи. Эти ограни-чения могут быть значительно ослаблены или даже совсем сняты при использовании кон-цепции Р2Р в области IP-телефонии. Ярким примером такого удачного применения явля-ется технология Skype, которая, как известные пиринговые системы обмена файлами, бази-руется на одноранговой сети пользователей, которые выполняют роль добровольных мар-шрутизаторов сообщений. Skype, в отличие от централизованных сервисов, предлагаемых, например, Net2Phone, не требует для нормаль-ной работы мощной базовой инфраструктуры, вызывающей проблемы с пропускной способ-ностью. [3,с.27]

Технология найдет применение в коллаборативных и мультимедийных приложениях, а так-же в области недорогих коммуникаций.

С точ-ки зрения Gartner, данная технология предос-тавляет определенные усовершенствования, которые могут привести к некоторому росту дохода и экономичности производства. Сте-пень проникновения этой технологии на ры-нок - 1-5% от целевой аудитории. Техноло-гия находится на стадии начальной коммерци-ализации, пилотных проектов и высоких цен.

В качестве вендоров можно назвать компа-нии Popular Telephony и Skype. [3,с.27]

DSL - технологии по-русски

По динамике роста российский рынок широ-кополосного доступа опережает все крупней-шие рынки мира. Хотя все еще более 60% всех широкополосных подключений приходится на долю Москвы (вместе с пригородами), но за последний год положение дел довольно быстро менялось: сегодня на долю столицы при-ходится лишь около 40% новых подключений, а к началу 2007 года в регионах в сумме бу-дет уже больше «выделенок», чем в Москве. Темпы роста в российских регионах впечатля-ют: количество домашних абонентов за полго-да выросло на 80%, а МРК «Связьинвеста» только за первую половину 2005 года утрои-ли количество своих индивидуальных ADSL-абонентов.

Российский рынок широкополосного досту-па растет в первую очередь за счет индивиду-ального сегмента: количество домашних под-ключений за последнее время уве-личилось более чем в 1,5 раза и достигло 870 тыс. абонентов. Таким образом, 85% но-вых широкополосных подключений приходит-ся на индивидуальных пользователей и толь-ко 15% - на корпоративный сегмент рынка. [3,с.27]

Очевидным лидером роста среди широко-полосных технологий является DSL: количе-ство DSL-подключений выросло более чем на 60%, а если учитывать только домашние под-ключения, то рост DSL-рынка в этом сегмен-те составил даже более 80%. Но даже, не-смотря на столь впечатляющую динамику DSL-операторов, самым популярным спосо-бом подключения домашних пользователей остается Ethernet от домовых сетей - в сумме у них пока все равно в 2-3 раза боль-ше абонентов, чем у DSL-операторов.

Впрочем, Россия хорошо выглядит только по динамике роста: количество широкополос-ных подключений в нашей стране, по данным международных информационных агентств, увеличилось на 52%, в то время как прирост в целом по миру составил всего 20%, а по Вос-точной и Центральной Европе (без учета Рос-сии) - примерно 30%. Таким образом, по динамике Россия опережает все крупнейшие рынки широкополосного доступа, уступая толь-ко Филиппинам, Греции, Турции, Индии, Чехии, ЮАР, Таиланду и совсем немного Польше.

Однако по общему объему широкополос-ных подключений позиции России очень сла-бы - на ее долю, по данным агентства Point-Topic, в последние годы, приходилось лишь 0,7% всех широкополосных подключений в мире. Всего около 1,5 млн. широкопо-лосных подключений в России сегодня выгля-дят несолидно по сравнению с 53 млн. в Ки-тае, 38 млн. в США или даже 3,5 млн. в Нидер-ландах. Тем не менее, Россия с первой попыт-ки вошла в Тор-20 рейтинга Point-Topic по ко-личеству широкополосных подключений и, по предварительным данным, увеличила это ко-личество к концу года на 85%. В результате наша страна располагается сегодня на 17-18 месте, опережая не только Польшу, но и бо-лее развитую Швецию. Кстати, охват абонен-тов ТФОП услугами широкополосной связи (то есть потенциальная возможность подключить-ся к ADSL) только в центральном регионе (без учета Москвы), по информации ОАО «Связь-инвест», составил 3 746 825 человек, а между тем реальное количество абонентов ADSL-до-ступа не превышает в этом регионе 224 тыс. абонентов.

Еще хуже обстоит у нас дело с проникнове-нием «широкой полосы» в регионы - сегодня насчитывается всего 0,9 подключений на каждые 100 жителей. По этому показателю Россия в 10-30 раз уступает Южной Корее, Японии, США, а также ведущим странам За-падной Европы и в 4 раза - среднему пока-зателю новых членов Европейского Союза. Даже в Китае коэффициент распространения широкополосного доступа в Интернет среди китайских семей составляет около 3% (в це-лом по стране в 3 раза выше, чем у нас). Прав-да, в столице и Московской области распрос-траненность широкополосного доступа до-вольно высокая (4,4 широкополосных подключений на 100 жителей) и вполне сопоста-вима с уровнем Венгрии, Польши или Чили, зато показатели остальной России крайне низ-ки - всего 0,4 подключения на 100 жителей, примерно как на Ямайке или в Таиланде.