logo
Методичка насосы

Система сбора и откачки утечек

Данная система при наличии на НС нескольких насосов выполняетcя общей для всех насосов. К этой системе присоединяется и общая система сбора утечек с остальных технологических объектов ГНПС.

Согласно названию системы она выполняет две функции: централизованный сбор в ёмкость утечек нефти из концевых уплотнений насосов и других технологических объектов ГНПС; откачку всех утечек станции из ёмкости в нефтепровод. На ГНПС «Тюмень» система сбора и откачки утечек состоит из двух автономных, не связанных друг с другом, систем.

Одна из них осуществляет сбор и откачку утечек основной НС и близлежащих к ней технологических объектов, другая – обслуживает подпорную НС и рядом расположенные с нею объекты. Общая схема обеих систем приведена на рис.5.1.

Сбор утечек от концевых уплотнений основных насосов НМ 1250-260 производится через задвижки 26,27,28,29 в подземную ёмкость ЕП-40 (ёмкость подземная объёмом 40 м3). В эту же ёмкость собираются утечки из уплотнений регулирующих заслонок станции КРЗ по трубопроводу утечек дренажа через задвижки 77 и 78.

Откачка собранной в ЕП-40 нефти производится двумя погружными насосами 1 и 2 типа 12 НА–9×4, которые включаются автоматически при максимальном уровне взлива нефти в ёмкости и подают нефть из ЕП-40 в приёмный трубопровод подпорной НС через задвижки 40, 41, 42, 43, 45 по трубопроводу 108×4.

Утечки от подпорных насосов 5 и 6 типа 14 НДсНМ и зачистного насоса 7 типа 6 НК-9×1 поступают в ёмкость ЕП-16. Сюда же собираются утечки из сетчатых фильтров – грязеуловителей подпорных и зачистного насосов, которые располагаются на входе насосов (см. технологическую схему подпорной НС на рис.4.1).

В ЕП-16 собираются также утечки нефти с общестанционных фильтров – грязеуловителей ф-1 и ф-2.

Откачка нефти из ЕП-16 производится погружным насосом 3 и типа 12 НА-9×4, установленном на ёмкости. Откачка ведётся через задвижки 21 и 45 в приёмный трубопровод подпорной НС.

Рис.5.1. Система сбора и откачки утечек ГНПС «Тюмень»

Маркировка насоса 12 НА-9×4 аналогична ранее рассмотренной, но с некоторым дополнением: Н – нефтяной; А – артезианский. Конструктивно насос состоит из следующих частей:

- опорной стойки, установленной на крыше резервуара;

- напорной колонны, крепящейся к опорной стойке и представляющей собой подобие трубы, опущенной нижним концом в резервуар под уровень нефти; на нижнем конце напорной колонны расположен насос, вал его выведен внутри напорной колонны к опорной стойке;

- электродвигателя, установленного на опорной стойке и соединённого муфтой с валом насоса, находящегося внутри резервуара под уровнем нефти.

Собственно насос состоит из приёмного патрубка, четырёх секций – корпусов с расположенными в них рабочими колёсами (одно колесо в каждом корпусе) и напорного патрубка, каковым является напорная колонка.

Жидкость, из каждой ступени в следующую отводится с помощью направляющего аппарата, лопатки которого обеспечивают осевой вход жидкости в последующее рабочее колесо.

В каждом корпусе (секции) насоса установлен подшипник скольжения. Имеющийся в насосе шарикоподшипник охлаждается перекачиваемой жидкостью, которая омывает его корпус. Интенсивность охлаждения подшипника регулируется вентилем, установленным на отводящей трубе.

В период эксплуатации насос обязательно должен быть залит перекачиваемой жидкостью таким образом, чтобы под уровнем нефти находился приёмный патрубок и как минимум первое по ходу жидкости рабочее колесо насоса. Отмеченное условие соблюдается поддержанием минимально допустимого уровня жидкости в резервуаре (над нижней точкой приёмного патрубка насоса должно быть не менее 200-220 мм жидкости). Работа насоса на закрытую напорную задвижку допускается не более 5 минут.