logo
РНП Конспект Демиденко 2010

1.Назначение и особенности радионавигационных систем

Радионавигация – это вождение движущихся объектов (судов, летательных аппаратов) с использованием радиотехнических систем.

Всудовождении много столетий основное применение имели астрономические и другие навигационные приборы, а также визуальная ориентировка наблюдения. Однако низкие точности вождения и зависимость

определения места судна от погодных и других факторов ограничивали возможность флота и, особенно, авиации. Поэтому, уже на ранних этапах развития радиотехники

возникли предложения по ее использованию для целей навигации. Начали создаваться так называемые радионавигационные системы (РНС), которые явились вторыми после радиосвязи системами, определившими дальнейшее развитие

радиотехники.

Необходимая навигационная информация (широта - φ, долгота - λ, скорость

икурс судна, высота приемной антенны, при работе со спутниковой навигационной системой, относительно выбранного геоида) обеспечивается различными

техническими средствами судовождения, основными их которых являются РНС. Под радионавигационной системой (РНС) подразумевается

радиотехнический комплекс, состоящий их синхронизированных между собой наземных или космических излучателей (передатчиков) и бортовых приемников,

размещенных как на борту подвижного объекта, так и вне него.

Радионавигационная система имеет определенную зону действия — область пространства, в пределах которой она может обеспечивать подвижный объект навигационной информацией с допустимой погрешностью.

Взаимосвязь этих устройств осуществляется с помощью электромагнитных

колебаний – радиоволн, которые связывают в единую систему всю

радиоаппаратуру, часть из которой обычно располагается на борту судна, а часть – в нескольких опорных наземных радионавигационных точках – навигационных ориентирах (НО) с известными с высокой точностью координатах или же на космических аппаратах.

Воснове построения всех современных РНС лежит свойство радиоволны

распространяться в свободном пространстве по кратчайшему пути с конечной скоростью (Vp≈ 3·108м/с) значение которой предполагается известным применительно к данным условиям. Поэтому, используя излучатели как навигационные ориентиры с известными координатами, можно решить задачу местоопределения объекта посредством измерения в его бортовом приемоиндикаторе (ПИ) той или иной совокупности параметров (параметра)

специальным образом сформированного излучателями высокостабильного электромагнитного поля.

Тот параметр радионавигационного поля, в результате измерения которого в ПИ выделяется необходимая навигационная информация, носит название радионавигационного параметра (РНП).

Радионавигационным параметром может быть любой из параметров радионавигационного (электромагнитного) поля. Радионавигационное поле, как и всякое электромагнитное, характеризуется амплитудой, частотой, фазой, а также

временем прихода сигнала в ПИ. Соответственно возможно создание амплитудных,

фазовых, частотных и временных радионавигационных систем, если значения соответствующих параметров поля являются функцией навигационного параметра.