logo
РНП Конспект Демиденко 2010

9. Судовые средства автоматической радиолокационной прокладки

Проблема предупреждения столкновений судов является одной из важнейших

на морском флоте, что определяется, прежде всего, высоким уровнем навигационной аварийности в результате столкновений. Ежегодно в мировом флоте в результате столкновений терпят аварии несколько сот морских транспортных судов, что вызывает значительные убытки, связанные с гибелью, как самих судов,

так и перевозимых ими грузов, а также с сопровождающими их аварии, загрязнением

окружающей водной среды.

Актуальность решения рассматриваемой проблемы возросла в связи с повышением интенсивности судоходства, увеличением размеров и скоростей движения судов и значительным ростом их стоимости.

Для предупреждения столкновений судов, на национальном и международных

уровнях, в начале 70-х годов были приняты меры для широкого оснащения судов средствами радиолокационной техники;

организовано специальное практическое обучение судоводителей на радиолокационных тренажерах.

Одновременно для повышения эффективности применения РЛС ИМО приняло решение об оснащении крупнотоннажных судов средствами, автоматизирующими

процесс ведения радиолокационной прокладки и облегчающими решение задачи по предупреждению столкновений судов. Подобные устройства стали впервые использоваться на судах около 40 лет тому назад.

Были разработаны и испытаны различные типы судовых средств

автоматического предупреждения столкновений судов. Среди них применялись как простые устройства, предназначенные для сигнализации о появлении отметки цели

(судна) на экране РЛС (или оценки опасности столкновений с ними), так и сложные системы, имевшие в своем составе специализированные ЭВМ и служащие не только для автоматизации радиолокационной прокладки, но и для выбора оптимального маневра для безопасного расхождения с приближающимися судами [18].

Были рекомендованы к применению два типа оборудования: устройства оценки

опасности сближения судов и средства автоматической радиолокационной

прокладки (САРП или ARPA –аббревиатура английских слов Automatic Radar Plotting Aid). Именно последние средства, начиная с 1984 года определены ИМО [Резолюция Ассамблеи А.422(ХI), ИМО, ноябрь 1979 г.] как обязательные для установки на крупнотоннажных судах. В настоящее время ими оснащено тысячи судов мирового флота.