9. Судовые средства автоматической радиолокационной прокладки
Проблема предупреждения столкновений судов является одной из важнейших
на морском флоте, что определяется, прежде всего, высоким уровнем навигационной аварийности в результате столкновений. Ежегодно в мировом флоте в результате столкновений терпят аварии несколько сот морских транспортных судов, что вызывает значительные убытки, связанные с гибелью, как самих судов,
так и перевозимых ими грузов, а также с сопровождающими их аварии, загрязнением
окружающей водной среды.
Актуальность решения рассматриваемой проблемы возросла в связи с повышением интенсивности судоходства, увеличением размеров и скоростей движения судов и значительным ростом их стоимости.
Для предупреждения столкновений судов, на национальном и международных
уровнях, в начале 70-х годов были приняты меры для широкого оснащения судов средствами радиолокационной техники;
организовано специальное практическое обучение судоводителей на радиолокационных тренажерах.
Одновременно для повышения эффективности применения РЛС ИМО приняло решение об оснащении крупнотоннажных судов средствами, автоматизирующими
процесс ведения радиолокационной прокладки и облегчающими решение задачи по предупреждению столкновений судов. Подобные устройства стали впервые использоваться на судах около 40 лет тому назад.
Были разработаны и испытаны различные типы судовых средств
автоматического предупреждения столкновений судов. Среди них применялись как простые устройства, предназначенные для сигнализации о появлении отметки цели
(судна) на экране РЛС (или оценки опасности столкновений с ними), так и сложные системы, имевшие в своем составе специализированные ЭВМ и служащие не только для автоматизации радиолокационной прокладки, но и для выбора оптимального маневра для безопасного расхождения с приближающимися судами [18].
Были рекомендованы к применению два типа оборудования: устройства оценки
опасности сближения судов и средства автоматической радиолокационной
прокладки (САРП или ARPA –аббревиатура английских слов Automatic Radar Plotting Aid). Именно последние средства, начиная с 1984 года определены ИМО [Резолюция Ассамблеи А.422(ХI), ИМО, ноябрь 1979 г.] как обязательные для установки на крупнотоннажных судах. В настоящее время ими оснащено тысячи судов мирового флота.
- Лекция №3
- 1.3. Эксплуатационные и технические характеристики НРЛС
- 1.3.1. Эксплуатационные характеристики
- Лекция №6
- 3. Дальность действия НРЛС в свободном пространстве
- 6.2. Усилитель промежуточной частоты
- Лекция №12
- 6.3. Автоматическая подстройка частоты
- Лекция №13
- 7. Индикаторы кругового обзора НРЛС
- 8.1.Радиолокационный ответчик
- Лекция №18
- 9. Судовые средства автоматической радиолокационной прокладки
- Лекция №19
- 9.3. Методы представления информации в САРП
- 9.4. Достоинства и недостатки САРП
- Список использованной литературы к НРЛС и САРП
- Лекция №20
- Судовые радионавигационные системы
- 1.Назначение и особенности радионавигационных систем
- Лекция №23
- 2. Спутниковые навигационные системы (СНС)
- 2.2. Методы определения места судна
- 2.2.1.Угломерный метод
- 3.Глобальная спутниковая система GPS
- 3.1. Назначение, общая характеристика и состав системы
- 3.1.1. Космический сегмент
- 3.1.3. Сегмент потребителей
- 3.1.3.1.Основные задачи, решаемые аппаратурой потребителя
- 3.2. Точностные характеристики системы GPS
- Лекция №25
- 4. Спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС
- 4.1. Назначение, общая характеристика и состав системы
- 4.3. Космический сегмент
- 4.3.1.Орбитальная группировка
- 4.3.2.Структура навигационных радиосигналов
- 5.Спутниковая радионавигационная система «ГАЛИЛЕО»
- Список использованной литературы ко второй части